Социологические подходы к исследованию проституции (142374)

Посмотреть архив целиком

Социологические подходы к исследованию проституции


Проблема проституции в последнее время широко изучается в разных областях науки, в том числе и в социологии. Насколько она является актуальной для современного общества – этот вопрос остается открытым и выходит за пределы данной работы. Однако интерес к данному феномену в к. XIX – н. XX вв. был весьма велик, что подтверждается многочисленными работами отечественных ученых. Современными социологами уже была проделана огромная работа по анализу исследований проституции в истории социологии. Среди социологов, занимавшихся исследованием этого явления, хотелось бы выделить С.И. Голода, Л.Д. Ерохину, Я.И. Гилинского, И.С. Кона и т.д. В настоящее время наблюдается отсутствие чёткой методологии анализа этого феномена, однако представляется возможным выделить три основных подхода: девиантный, профессиональный и адаптационный.

Довольно много сторонников получил подход, рассматривающий проституцию как форму девиантного поведения. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено Э. Дюркгеймом в теории аномии или социальной дезорганизации.

Аномия возникает, когда в обществе происходят какие-то значительные сдвиги, изменения, и социальные проблемы обостряются. Эту закономерность можно проследить и на примере проституции: во времена кризисов и радикальных перемен наблюдается резкий рост этого явления. Р.К. Мертон считал, что причиной девиантности является разрыв между нормами и ценностями общества и социально-одобряемыми средствами их достижения. Заработки, получаемые от занятий проституцией, а также отсутствие другой возможности удовлетворить свои потребности приводят людей к выбору этой профессии. Э. Сатерленд утверждал, что индивиды воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Так многие будущие проститутки воспитывались в условиях открытости интимных отношений, у некоторых проституцией занимались матери. Значительную роль в принятии решения стать проституткой играет и пример друзей, которые занимаются проституцией и имеют высокий заработок. Г. Беккер считал, что девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определённые стандарты поведения. И если индивид не следует этим правилам, на него «навешивают ярлык» девианта. На человека «ставят клеймо» «гомосексуалист», «наркоман», «псих», «проститутка», и к нему начинают относиться соответствующим образом.

Возникновение движения за права проституток в конце 1970-х годов привело к тому, что проституцию стали рассматривать как профессию. Ещё К. Маркс высказал идею о том, что по мере усложнения процесса производства появляется потребность в разделении труда на исполнительский (преимущественно физический) и управленческий. Это можно проследить и на примере проституции. Кроме непосредственных исполнителей (самих проституток), в структуре проституции можно выделить и организаторов этого вида труда: сутенёров, владельцев борделей и, наконец, организованных преступных группировок и коррумпированных органов власти. По мнению П. Сорокина, профессию образуют связанные между собой источник дохода и социальная функция индивида. Проститутки оказывают сексуальные услуги с целью получения вознаграждения, и, несмотря на все свои отрицательные стороны, проституция далеко небесполезна для общества: она решает многие сексуальные проблемы части населения. О.И. Шкаратан под профессией понимал деятельность индивида, которой он занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода.

Однако проституция не всегда является постоянным занятием, в её структуре можно выделить также и проституцию с неполной рабочей занятостью. С.Г. Струмилин полагал, что к профессии относятся как квалифицированные, так и неквалифицированные виды деятельности. С точки зрения экономистов, проституция является неквалифицированным трудом, однако в составе самих проституток существует целая иерархия, место в которой зависит от определённых навыков и умений. Г. Шмоллер считал, что каждая профессиональная группа получает в общественном мнении оценку. Проститутки всегда были менее привилегированными, менее влиятельными и менее ценимыми, чем другие группы работников. Проституцию также можно изучать и с другой точки зрения: рассматривать данное явление как способ социальной адаптации. В современном обществе прослеживается тенденция ускорения социальных изменений, требующих от индивидов постоянной адаптации. Обсуждение этого вопроса требует серьёзного изучения и понимания тех обстоятельств, благодаря которым люди вовлекаются в секс-индустрию.

Выбор способа адаптации проявляется как способность к определённому балансу между желаемым, необходимым и возможным. Некоторые индивиды, адаптируясь к современным рыночным отношениям, выбирают занятие коммерческим сексом в качестве дополнительного источника дохода. Проститутки зарабатывают больше, чем другие наёмные работники при соответствующем уровне квалификации. Некоторые люди, занимающиеся проституцией, не имеют уверенности в своей способности изменить ситуацию. Они не видят иных приемлемых способов решения своих проблем и полагают, что предпринимать какие-либо шаги бессмысленно. Перемена места жительства влечёт за собой необходимость адаптации к новым экономическим, социальным, природным и другим условиям. Отсутствие жилья и средств к существованию толкает некоторых мигрантов к занятиям проституцией, как быстрому способу получения высокого заработка, и, соответственно, решения своих материальных проблем. Для проституток, страдающих наркотической зависимостью, занятие проституцией часто является необходимостью – это позволяет им приобрести очередную порцию наркотических средств. Проституция выступает как форма социальной адаптации не только для взрослых, но и для некоторых детей. Для детей, переживающих постоянное насилие в семье, в частности сексуальное, секс становится для них привычным образом жизни, способом заработать деньги на своём теле.

В конце XIX в. рядом исследователей проституции была выдвинута гипотеза о том, что причина данной социальной проблемы коренится в генетической обусловленности некоторых женщин. Данные женщины представляют собой некую вырождающуюся особь, которая объективно существует, но признаки ее не так очевидны как, например, идиотов. По мнению исследователей данного направления, в общей массе населения есть особи, дегенерирующие, вырождающиеся, как во всем живом. Это и есть постоянный «резерв» проституции, и именно поэтому справиться с ней невозможно. Антропометрические и биолого-физиологические исследования испытуемых в рамках данной концепции обнаруживают среди прочего, интереснейшие черты личности этих женщин, а именно: «бедный эмоциональный мир, погашенное материнское чувство, отсутствие стыдливости и альтруизма, лживость, тщеславие, моральную неразвитость и неумение планировать». К данному направлению принадлежат такие мыслители как А.Н. Федорова, В.М. Тарновский, Н.А. Краинский.

Вообще, стоит отметить, что подход к социальным проблемам как к патологии является исторически первым для исследования многих проблем. С ним связываются имена таких ученых как С. Смит, Ч. Ломброзо. В его основе лежит органическая аналогия, социальные проблемы представляют собой препятствия «нормальной» работе социального организма, своего рода болезнь или патологию, при этом истоки социальных проблем усматриваются в изначальной, подчас «врожденной» неспособности ряда индивидов к «нормальному» поведению. «Изучение проституции с точки зрения общественной патологии, проявление которой она, несомненно, составляет, должны совершаться по тем же законам, по каким врачи исследуют и используют болезни отдельных лиц». Проституция в рамках данного подхода является болезнью общества, при этом исследователь оставляет за скобками вопросы, связанные с тем, что считать нормальным и что патологическим. Данное разграничение является само собой разумеющимся.

Продолжая рассмотрение идей В.М. Тарновского, отметим, что, по его мнению, проститутками являются женщины, в генах которых заложена патология, то есть наследственность определяет отклоняющееся подведение проститутки, и поэтому проституция, разврат никогда не исчезнут.

Противоположный подход часто называют социологической школой. К последней принадлежали многие ученые. Примечательно, что социологи пытались привлечь внимание общественности к проблеме в начале прошлого века примерно так, как это делалось в начале перестройки.

В своей работе С.С. Шашков использует такую метафору проституции, как социальная болезнь. Она характерна для многих исследователей не только дореволюционной России, но и, как мы убедимся, для дискуссии, начавшейся в восьмидесятых годах. Однако, в данном случае это только метафора, аналогия из медицины. Взгляды С.С. Шашкова нельзя отнести к подходу социальной патологии, поскольку он все-таки отдает предпочтение социологическому объяснению корней этой болезни: «…Мало сострадания и снисходительности к тем женщинам, которых социальная необходимость заставляет торговать своим телом…».

Автор выдвигал следующие факторы, порождающие проституцию: рабство женщины, семейный деспотизм, «содержание громадных армий», но в тоже время и «грубая чувственность, необлагороженная цивилизацией». То есть, прослеживается размытость, непоследовательность в представлениях С.С. Шашкова, который примешивает факторы В.М. Тарновского, но в тоже время, противопоставляет свой подход антропологической школе.


Случайные файлы

Файл
168396.rtf
99016.rtf
25915-1.rtf
referat.doc
99955.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.