Социология семьи (141058)

Посмотреть архив целиком















Социология семьи


1 Социальная сущность и функции семьи.

2. Классификация семейно-брачных отношении.

3. Кризис семьи и ее будущее.


Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны бра­ком, родительством и родством, общностью быта, общим ^бюджетом и взаимной моральной ответственностью. ' Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

Почему люди живут семьями?

Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

Всегда ли существовала семья?

Сохранится ли семья в будущем?

Выдержит ли семья суровые испытания, которые пе­реживает наше общество сегодня?

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разво­дов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Что это? Почему люди женятся и выходят замуж?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

<1. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Методологической основой понимания причин, побужда­ющих людей об^диняться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.^

Структура потребностей человека, согласно модели аме-

') риканского психолога А. Маслоу, делится на: 1) физиологи­ческие и сексуальные потребности; 2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования; 3) соци­альные потребности в общении; 4) престижные потребности в признании; 5) духовные потребности в самореализации'.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое вос­производство населения, и индивидуальную — удовлетворе­ние потребности в детях. В ее основе — удовлетворение

/ физиологических и сексуальных потребностей, побуждаю­щих людей противоположных полов объединяться в семей­ный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюр-кгейма, — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравствен­ной близости в семье. По мощности воздействия на стабиль­ность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. «Мужчина и женщина страс­тно ищут друг друга именно потому, что они различаются»'. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций раз­деления труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие

\ другие.

Функции женщины и функции мужчины настолько специ­ализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные раз­личия постепенно видоизменили и физиологические призна­ки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются* Изолированные друг от .друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соеди­няясь, восстанавливают.

Одним словом, разделение полового труда — вот источ­ник супружеской солидарности3, утверждает Э. Дюркгейм.


^1 ни ^ «щи, г\11:\ ^и\ > ., '., • ^' -' . I

писался и укреплялся бра'" ' 1^. .,^()ми^' .1 ,,.,.;

супружеской верности.

/ Итак, физиологические и сексуальные потребности муж ^ины и женщины побуждают их объединяться для совмес­тного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условии сущес­твования — жилища, одежды, питания; удовлетворения пот­ребности в детях, биологической зависимости детей от ро­дителей, потребности в сексе.

Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Например, Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что добранные пол­овые связи (за исключением кровосмесительных)дозволены • 65 обществах, допустимы в определенных условиях в 43, осуждаются в 6, запрещены в 44, в 92 нет точные данных'.

Однако, общество в целом, а значит и люди, «СО состав­ляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живу­чести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для че­ловека. 1 , 1

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстин­ктивного) приспособления к" жизненным условиям, результа­том естественного отбора, физиологической и психологи­ческой деятельности особей.

Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Че­ловеческое общество санкционирует, делает выбор, отдает предпрчтение тому или иному устройству семьи, том, или иной форме семьи, определяет состав, внутреннюю органи­зацию семейных групп. Происходит сознательный отбор и приспособление семьи к социальному разуму (Ф. Г. Гид-дингс)2.

/ 'Семья возникает из стремления удовлетворить, сугубо 'личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой

11" ' ".Г1.'1(.1С 1ЮТр1 ,и.11| ЧИ.У;];.],. 1.Ч<;^.1. ^'1- ; 1 1/^ )'1.1]1,1

, ю1с>1, организуются и.» основе принтых в общесше соци альных ценностей, норм •и образцов поведения и •в '.конце концов приобретают характер социальных функций! В этом. прежде всего, состоит принципиальное отличие человечес­кой семьи от семьи животных.'В итоге естественно-биологи­ческие потребности человека в удовлетворении сексуально­го влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости

\ ребенка от матери — все это трансформируется в социаль-

\но-биологическую функцию семьи.

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизвод­ства, разрастаясь «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутренне­го механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обес­печивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. / / Семья включает в себя всю систему общественных отно-"" шений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и эти» ческих, психологических и эмоциональных. Благодари этому семья как социальная общность является первичным^ элемен­том, опосредующим связь личности с обществом: она фор­мирует у ребенка представление о социальных связях и 'включает в них его с рождения.'

Отсюда^следующая важнейшая функция семьи — социа­лизация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-био-уюгическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации лич­ности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У^йИх «торможена способ-Йюь любить ближнего, способность к сочувствию и сопе* (РфианАЬ. Первые пять лег в жизни ребенка особенно —Ийы, ПК'как именног на эти годы приходятся «сеиситив'



нБю лики» развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, поз­навательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индиви­дуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребе­нок усваивает запреты и нормы поведения, которые закла­дываются в его «Сверх-Я».

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недале­ко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ре­бенка.

Эффективность родительства как института социализа­ции личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.

^ Следующая важнейшая функция семьи — экзистенци­альная, функция социальной и эмоциональной защиты сво­их членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семь­ями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопо­жертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что. человек нужен и дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный .дух и уверенность.

Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая: Суть этой функции с обществен­ной точки зрения заключается в поддержании несовершен­нолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивиду­альной — в получении материальных средств и хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля

°Т ?Пг';^ДД»,]) ОП[)';/;'":1-'и^Ч|»1 ; ОЦИг1П(>Н(1|.' ( !г-|1У(: Ч/1'.'И^м (<-М1)И

I ^

на на восстановление и укрепление физических, психоло гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изуче на, но ученые располагают достоверными фактами, доказы­вающими положительное влияние семьи на здоровье супру­гов. Следует привести некоторые примеры, подтверждаю­щие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или кос­венно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает бо­лее благоприятное воздействие на здоровье супругов, при­чем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Фелицитологическая функция представляет в этом пе­речне особый интерес. Безусловно, понятие гедонизма, ос­нованного на любви в семье, свойственно не только совре­менной семье. Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье Стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических пери­одов.

Итак, завершая разговор о природе и социальных фун­кциях семьи, постараемся ответить на вопрос, поставленный в начале лекции. В чем неистребимая сила семьи?

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключают­ся в той целостности, которая присуща семье и как социаль­ной общности, и как малой социальной группе, и как соци­альному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создаю­щих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов .семьи, ни к отдельному члену семьи.

^Невозможно, чтобы люди Жили вместе, постоянно под-. ;1^г)^ивлли.отнгчл^ииа'_ нр ощущля гг. целое, млисо',' они


' ' ' ' ' * ' Т 1 ' '

[<1:Л^1)-КС1М11Л»'М,г1 ••, - г. •.:•>. .vi ,,-^........ ,..,•, . .

».-<:мьЯ, 'таким •'обрат т, "•в" отличи»' т других малых групп. союзов и корпорации, объединяет всю целостность своего 1-уществования, тогда как, например, члены производствен­ного коллектива объединяют только свои профессиональ­ные интересы.

Как никакое другое социальное образование, семья об­ладает уникальной способностью соединять личные — кол лективные — общественные интересы благодарящее поли­функциональности и способности окультуривать физиологи­ческие и психологические потребности человека, благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как не­разрывной клеточки большого социального организма, име­нуемого обществом. 1

/| 2. Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее •структурной организации. Благодаря универсальной сгюсоб-(ности адаптироваться к особенностям «всех времен и наро-; дов», семья создала огромное многообразие типов семей­ных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнавае­мости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически обусловленная форма отноше­ний между мужчиной и женщиной, устанавливающая их вза­имные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространен­ная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщи­ной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полиги­ния.

Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света:

юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Га­вайские острова.

Полигиний — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать боль-

В зависимопи от сосгава различают семьи нуклеч^ные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более де­тей);

по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая суп­ружеская пара;

по географическому признаку: сельская и городская семья;

по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитар­ная.

Представляет интерес и деление семьи по иным крите­риям:

цетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повы­шение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним «приводит к неблагоприятным социальным и нравствен­ным последствиям;

супружеская семья. По словам социолога Голо­да С. И., в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотно­шениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жк»м

Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи воен­ных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего


муж) проживает отдельно от семьи по различным моти­вам.

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возмож­ным вступление в брак в студенческие годы; 27% — пред­почитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ори­ентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%).

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое аб­солютистское государство с авторитарным стилем правле­ния. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, пра­вовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутри-семейные ссоры, является ответственным за поведение чле­нов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Се­мейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы от­дельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья — это семья, основанная на демок­ратических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриар­хальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг. патриархаль­ных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных — уже более 50% и семей переходного типа — 40%' В такой семьр признаются прдвд личности ребенка, его права на свободу, дс.тпномию и инициативу "?дрс(. царят гуманные

г-

методы воспитания, основанные на доверии к личности р« бенка, его индивидуальности, воспитании чувства собствен ного достоинства/самостоятельного мышления, проявлени:

инициативы, предприимчивости. Экономической основой эга литерной семьи стала новая система формирования семей ных доходов: высокая занятость женщины в народном хо зяйстве, стипендия или заработки детей служат зкономичес кой базой независимости и самостоятельности. Изменилис! социальные функции семьи. Если в патриархальной семь* ' основной функцией была хозяйственно-экономическая, то е эгалитарной — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем общес­тве стал преобладающим, в его становлении много труднос­тей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосыл­кой и условием демократических преобразований в общес­тве, воспитания и развития личности нового типа, обладаю­щей развитым чувством собственного достоинства, самосто­ятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества. <

3. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь пер­вичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Важно разобраться, что же происходит с семьей сегод­ня? Каково ее будущее?

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количес­тва разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей. — 15%), сознательный отказ от ро­ждения единственное ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жесто­кое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое со­кращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.' .Число браков, начиная с 90-х юдои, с каждым годом снижается. Так, если в -1990 г. в



Случайные файлы

Файл
1239.rtf
177584.rtf
93999.rtf
12439.rtf
179049.rtf