Глобальная социология:актуальные проблемы всемирного развития (141029)

Посмотреть архив целиком
















Глобальная социология:

актуальные проблемы всемирного развития


Содержание

1.Основные тенденции современного мирового развития.

2.Единство мира

Список использованной литературы



1.Основные тенденции современного мирового развития.

Одной из важнейших проблем социологии является проблема со­циальных изменений ,их механизмы и направленность.Понятие "со­циальные изменения" носит самый общий характер.Социальное измене­ние - это переход социальных систем,общностей,институтов и орга­низаций из одного состояния в другое.Понятие "социальное измене­ние" конкретизируется понятием развития.Развитие-это необрати­мое,направленное изменение материальных и идеальных объектов.Раз­витие предполагает переход от простого к сложному,от низшего к высшему и т.д.Социологи выделяют различные типы механизмов со­циальных изменений и развития:эволюционный и революционный,прог­рессивный и регрессивный,имитационный и инновационный и т.д.

Эволюционный и революционный процессы зачастую рассматривают­ся как противоположные типы изменения материальных и идеальных объектов.Эволюционные процессы трактуются как постепенные,медлен­ные,плавные,количественные преобразования объектов.Революционные же-как относительно быстрые,коренные,качественные изменения.Абсо­лютизация того или иного типа изменения социальных объектов поро­дила два методологически различных течения в социологии:со­циальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобально­го осмысления исторического процесса,как части общего,бесконечно разнообразного и активного процесса эвоции Космоса,планетной сис­темы,Земли,культуры.Наиболее ярко социальный эволюционизм пред­ставлен в системе английского социолога Г.Спенсера.Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса,которая включает в себя несколько принципиальных моментов.Ядро этой схемы состав­ляет дифференциация,которая неизбежна,поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их от­дельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы.По мере возрастания сложности и раз­нородности в системах ускоряется темп дифференциации,так как каж­дая дифференцированая часть является не только результатом диффе­ренциации,но и дальнейшим источником ее.Дифференциация,по Спенсе­ру предполагает специализацию,разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений.Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации струк­турного и функционального соответствия всех составляющих цело­го.Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интегра­цией.Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия,обладающе­го инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым усло­виям.Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации.Однако,накопление несоответствий и дисгармоний в хо­де эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.

Социальная эволюция,по мнению Спенсера,составляет часть уни­версальной эволюции.Она состоит в усложнении форм общественной жизни,их дифференциации и интеграции на новом уровне организации.В социологии Г.Спенсера реализована основная идея со­циального эволюционизма XIX в.- идея существования исторических стадий человеческого общества,развивающихся от простого к диффе­ренцированному,от традиционного к рациональному,от непросвещенно­го к просвещенному,от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией,использующего искусственно созданную си­лу,от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.

Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э.Дюркгейм.Именно Э.Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение,что разделение труда является при­чиной и следствием растущего усложнения общества.Э.Дюркгейм про­тивопоставил два типа общества.На одном полюсе социальной эволю­ции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой,состоящие из однородных и подобных между собой сегментов,на другом- высокосложные общества,представляющие собой систему различных органов,из которых каждый имеет свою спе­циальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.

Переход от одного общества к другому происходит длительным эволюциоонным путем,основные пункты которого выглядят следующим образом:

1)в сегментарном обществе растет население;

2)это увеличивает "моральную плотность",многократно умножает об­щественные отношения,в которые включен каждый человек,и,следова­тельно,усиливается конкуренция;

3)отсюда возникает угроза сплоченности общества;

4)разделение труда призвано устранить эту угрозу,так как оно сопровождается дифференциацией(функциональной,групповой,ранговой и т.д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.

В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий,поста­вивших перед собой цель отразить поступательное развитие общес­тва на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.Пер­вую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог

Ф.Теннис(1855-1936 гг.) в своей знаменитой книге "Община и общес­тво".Ф.Теннис использует немецкие термины "гемейншафт"и "ге­зельшафт" ,чтобы провести разграничение между традиционным и сов­ременным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимос­вязи.Понятие "Гемейншафт" применяется к крестьянской деревенской общине,а понятие "Гезельшафт" - к индустриальному городскому об­ществу.Основные различия между ними состоят в следующем:

1)Гемейншафт предполагает,что люди живут в соответствии с общин­ным принципом и мирскими ценностями,а общество типа "гезельшафт" основано на стремлении к личной выгоде;

2)Гемейншафт придает основное значение обычаям,в то время как Гезельшафт основано на формальных законах;

3)Гемейншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализа­цию,в то время,как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли;

4)Гемейншафт опирается на религиозные,Гезельшафт - на светские ценности;

5)в основе Гемейншафт лежит семья и община,в основе Гезельшафт - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

В русле социального эволюционизма на основе противопоставле­ния традиционного и современного общества сформировалась теория индустриального общества.Она была сформулирована в двух вариан­тах французским социологом Р.Ароном в лекциях,прочитанных в Сор­бонне в 1956-1959 гг.,и американским экономистом и политологом

У.Ростоу в книге "Стадии экономического роста"(1960 г.).Теория "индустриального общества" описывает поступательное развитие об­щества как переход от отсталого аграрного "традиционного" общес­тва,в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная ие­рархия к передовому,промышленно развитому,"индустриальному"общес­тву.Для индустриального общества характерны:

1)развитая и сложная система разделения труда в обществе в це­лом,при сильной его специализации в конкретных сферах производ­ства и управления;

2)массовое производство товаров на широкий рынок;

3)механизация и автоматизация производства и управления;

4)научно-техническая революция.

Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций ,высокая степень мобильности и урбани­зации,качественные сдвиги в структурах национального потребления.С точки зрения данной теории,основные характеристики крупной промышленности - индустрии обуславливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством,но и во всех других сферах общественной жизни.

Популярная в 60-х годах XX в. теория индустриального общес­тва в 70-х годах получает свое развитие в теории "постиндус­триального общества".Наиболее видные ее представители - американ­ские социологи и политологи Д.Белл,З.Бжезинский,А.Тоффлер и фрранцузские социологи и политологи А.Турэн и Ж.Фурастье.Соглас­но данной теории,общество в своем поступательном развитии прохо­дит 3 основные стадии:

1)доиндустриальную(аграрную);

2)индустриальную;

3)постиндустриальную.

Бжезинский третью стадию называет технотронной,а А.Тоффлер - свериндустриальной.На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство,на второй - вто­ричная сфера - промышленность,на третьей стадии - третичная - сфера услуг.Основная задача этой стадии - индивидуализация произ­водства и потребления.В доиндустриальном обществе главная цель­власть.В индустриальном - деньги,а в постиндустриальном - зна­ние,обладание знанием является главным,престижным фактором.Каж­дой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации:в аграрном обществе - это церковь и армия,в индус­триальном - корпорации,в постиндустриальном - универститеты.В соответствии с этим находится и социальная структура : в аграр­ном обществе господствующую роль играют священники и феодалы,в индустриальном - бизнесмены,в постиндустриальном - ученые и ме­неджеры-консультанты.

Теории индустриального и постиндустриального общества нахо­дятся в рамках социального эволюционизма,поскольку они предпола­гают прохождение обществом определенных стадий на основе техни­ческих и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности:национализмом,духом пред­принимательства,конкуренции,протестантской этикой ,личными амби­циями предпринимателей и политических деятелей и т.д.Технологи­ческие перевороты влекут за собой перевороты в других сферах об­щественной жизни,однако они не сопровождаются социальными кон­фликтами,социальными революциями.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.