05. Дореволюционная Россия

По мнению специалистов, история формирования социальной работы начинается с 1750 г. до н. э. в Вавилоне, где были созданы коды справедливости, т.е. гражданские акты, призы­вающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. Историки социальной работы в России правомерно выделяют несколько эта­пов ее становления и развития.

Первый этап — развитие благотворительности после крещения Руси. Во времена князей Владимира и Ярополка духовенство зани­малось общественным призрением. Кроме того, князья, знать оп­ределяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаде­лен; строили церкви, школы и училища; устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числе для бедных людей; раздавали на ули­цах и дворах нищим и убогим хлеб, мясо, рыбу и овощи. Наблюда­лось как бы переплетение государственной и частной благотвори­тельности.

В этот период на Руси начала формироваться правовая основа социальной помощи подрастающему поколению и женщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская Правда» ре­шались вопросы о разделе наследства между детьми (в пользу млад­шего сына) и вдовствующей матерью: ее не могли прогнать со дво­ра или отнять то, что было передано ей супругом. Важно, что 8 из 37 статей «Русской Правды» были посвящены вопросам детской защищенности.

Второй этап — возникновение и развитие системы обществен­ного призрения — как на личностном, так и на коллективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни. Причем нищие далеко не все были калеками или немощными: выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.

Указ 1712 г. «О воспрещении нищенства» не пересматривался преемниками Петра I в течение тридцати семи лет. Попытка борьбы с попрошайничеством (и просящих, и дающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре 1 не увен­чалась успехом. Но при нем началось создание системы обществен­ного призрения — расширенное строительство больниц, богаде­лен, сиротских и смирительных домов для призрения незаконно­рожденных младенцев и прядильных домов для людей «праздноша­тающихся и им подобных». Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для проше­ния милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.

Некоторой предтечей пенсионного законодательства являются указы о призрении «не имеющих чем жить» младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г. соответственно). Предполагалось, что они должны были идти жить в монастыри или богадельни, где офице­рам даже полагалось жалованье.

Очень интересен указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь о том, что бродяги являются социально опасным элемен­том. При этом делались очень убедительные ссылки на Библию.

Очень интересен указ Петра I от 16 января 1721 г., где впервые шла речь о том, что бродяги являются социально опасным элемен­том. При этом делались очень убедительные ссылки на Библию.

Преемники Петра продолжили борьбу со «шляющимися», дума­ется, заботясь в основном о внешней благопристойности государ­ства. Хотя указ 1734 г. был очень интересным исключением: в связи с голодом было решено нищих из Москвы не высылать до начала в деревнях «работной поры» и до первого мая не брать с них за содержание на фабриках, мануфактурах и во всяких работах. Не­долгое царствование Петра III было отмечено указом 1762 г. о том, чтобы безумных не в монастыри определять, а построить для них особый дом (это было официальным признанием того, что безу­мие — болезнь).

При Екатерине II система общественного призрения в основ­ном сложилась. На открытые ею особые приказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, до­мов для неизлечимо и психически больных, работных и смири­тельных домов. Система охватывала практически все слои населе­ния, нуждающиеся в социальной защите. Естественно, эта система была далеко не совершенной.

На социальную защиту всех слоев населения не хватало государст­венных средств. Возникла идея добровольно-обязательного попече­ния нуждающихся под присмотром государства, которая воплоща­лась в жизнь и благодаря участию в деле призрения членов импера­торской семьи; немалую роль в решении проблем призрения сыг­рали земства.

При Александре I учтены были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т. е. средства жертвова­телей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это «адресной помощью»). Александр 1 включил призрение в сферу общественного самоуправления, он подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на осо­бых основаниях управляемых». Таким образом, в России была со­здана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто слу­жила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась, частично изменялась.

Благотворительных уч­реждения (общества и заведения), причем их условно можно было разделить на две группы — учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотвори­тельные цели, и ведомства, не имеющие специального благотво­рительного назначения. К числу первых относились: Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечитель­ство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений — Ведомство православного испо­ведания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др. эта система, опирающаяся на рос­сийское законодательство, не была лишена недостатков. Главными из них были: неясность определения тех категорий людей, кото­рые имеют право на общественное призрение; вопрос о том, из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению; степень родства людей, обязанных содержать своих попавших в беду родственников.

В результате реформ второй половины XIX в. в России появи­лись земства, которым были переданы вопросы местного самоуп­равления и, естественно, решение некоторых вопросов обществен­ного призрения.

Третий этап — послереволюционный и советский периоды. В 1918 г. В.И. Ленин поставил перед центральными и местными орга­нами власти задачу: создать государственную систему социального обеспечения обездоленных — инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшить снабжение населения продовольствен­ными и промышленными товарами, наладить социальное обеспе­чение и социальное страхование, организовать жилищное строи­тельство, здравоохранение и курортное обслуживание.

В 20-х гг. рамки социального обеспечения расширились. В 1936 г. оно приобрело государственный характер и было нацелено на мате­риальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старо­сти, в случае болезни, при полной или частичной утрате трудоспо­собности, а также обслуживание многодетных семей. Особое внима­ние уделялось пенсионному обеспечению по старости и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома от­дыха для трудящихся. Большое значение придавалось охране труда.

Конечно, уровень социального обеспечения не был высоким, что обусловливалось внутренними и внешними факторами, но ос­новные социальные права впервые стали реализовываться.

Объективные исследования свидетельствуют о том, что степень социальной защищенности человека в советский период была не­измеримо выше, чем в дореволюционный период развития России и 90-е гг. текущего столетия.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.