Феминология как наука (140943)

Посмотреть архив целиком

ПЛАН


  1. Феминология как наука.


  1. Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.


  1. Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.


  1. Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.


Феминология как наука.


Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.

В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ в программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину – феминологию.

«Феминология рассматривает совокупность социально-экономических, политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни».

В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных ролях женщины.

Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу возникает вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте, ведущий феминолог России, говорит о двух подходах к женщине как к объекту исследования. Первый подход: женщины как социально демографическая группа. Но при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как соотношение полов в определенных поколениях, динамика рождаемости, продолжительность жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как рабочей силы и т.д. Второй подход, женщины как относительно автономное социальное обозрение – социум. Такой подход дает более глубокое и всестороннее понимание женского вопроса в прошлом, настоящем и будущем, его влияние на общие социальные процессы.


Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:

  • изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на положение женщины в обществе;

  • выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на повышение роли и статуса женщины в обществе;

  • реализация основных направлений государственной социальной политики, изучение социальной технологии деятельности государственных и общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;

изучение федеральной, региональной и местной систем, комплекса форм и методов социальной работы с различными категориями женского населения


Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.


Мировоззренческой базой фиминалогии является общая гуманистическая теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации по признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной связи с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая психология, социология. Феминология использует следующие основные методы исследования:

  1. Социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и женского бытия.

  2. Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и женщины.

  3. Функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной и обществом.

  4. Институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на жизнедеятельность женщин.


Феминология тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных исследований, так как их значение для нее очень велико. Само понятие «гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины или мужчины данного хронологического и географического среза пестуется национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от обычных социологических исследований по указанной тематике. Она пишет: «Гендерные исследования - изучение положения женщин через призму, прежде всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных, а не определяющих обстоятельств”.


Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мире.


Многие ученые считают, что становление феминологии как науки очень важно для всей системы наук о человеке и обществе, так как оно знаменует выход на новый виток изучения возможностей человека с учетом его психофизиологической полоролевой специфики.

В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном статистико-демографический анализ (К. Васильева и др.). Можно назвать работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи, особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С. Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось, что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили, женский вопрос решили и проблему закрыли.

Первые шаги систематического изучения социально-психологического аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации их поведения и др.

На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной действительности.

Он отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых годов. Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках социологии семьи, проводимые НИИ социологии, в которых рассматриваются социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин о политике и управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения женщин в рамках исследовательского проекта “Женщины и демократизация общества”. Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991 году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей этими исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике, оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен второй этап исследований

За рубежом такие же исследования в сфере образования, просвещения, подготовки женских кадров, помощи женским движениям и в социальной работе с женщинами начались раньше. В США исследования по проблемам социального положения женщин и женским движениям ведутся с конца ХIХ века. Еще в начале нашего века читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но частью образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют 50 феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются на женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные средства на издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была учреждена “Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”. Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по исследованиям женской проблематики в США) отмечает также трудности в исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего, недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней как к несерьезной и побочной для науки.

Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных исследований и образования по женской проблематике короток по времени, невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН “Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы, о чем подробнее будет сказано в завершающих главах работы.


Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.


Современное человечество породило в своем развитии ряд трудноразрешимых проблем, решение которых требует более полного использования опыта развития цивилизаций. Несколько условно цивилизации Земли можно разделить на две группы: техногенные, или технократические, и "природофильные". Западноевропейская и Североамериканская цивилизации, развивая технику, относились к природе как к материалу в мастерской, не учитывая целостности и автономности природы, подрывая ее возможности самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой и человеком. Но интересы человека как личности, его биологические особенности, его психология, комфортность существования каждого человека в социальной среде мало учитывались технократическими цивилизациями, что в немалой степени способствовало духовному обнищанию человечества.


Случайные файлы

Файл
129314.rtf
70653.rtf
132022.rtf
585.doc
99901.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.