1. Анализ чертежа детали

Деталь «Стакан» изготавливают из чугуна ВЧ50. Наиболее ответственные поверхности детали - отверстие (диаметр 120 мм) и торцевая поверхность (высота 160 мм), так как шероховатость их поверхностей R=1,25 мкм. Внутренняя поверхность дна стакана (диаметр 120 мм) и нижняя поверхность кольца (диаметр 290 мм) имеют шероховатость поверхности R=2,5 мкм, т.е. подвергаются механической обработке. Шероховатость остальных поверхностей не регламентируется требуется ее уточнение).

Наибольший габаритный размер детали 290 мм. Максимальная толщина боковых стенок50 мм. Минимальная толщина боковых стенок 34 мм. Толщина дна 41 мм. Имеется выступ с толщиной стенки 32 мм.

Все литейные радиусы, в том числе и скругления между пересекающимися поверхностями, приняты равными 15 мм.

Точность изготовления детали на чертеже не указана.

2. Выбор метода и способа изготовления отливок

Для изготовления детали в условиях единичного или мелкосерийного производства (N=10) исходную заготовку целесообразно получать методами литья (например, литьем в песчаные формы).

3. Выбор способа изготовления отливок

В условиях единичного производства (N=10) изготовление отливок производится литьем в песчаные формы, изготовленные вручную по деревянным моделям.

4. Разработка чертежа элементов литейной формы

4.1. Уточнение чертежа детали

Поскольку на чертеже детали не указана точность ее изготовления, назначим точность заготовок исходя из способа изготовления отливки. В единичном производстве (N=10) отливки получают литьем в песчаные формы, изготовленные вручную по деревянным моделям, что обеспечивает точность отливок по 10...12-му классам.

4.2. Выбор расположения модели и отливки в литейной форме

Так как наиболее ответственными поверхностями являются отверстие Ø120 мм и торцевая поверхность, их поверхности следует располагать при заливке в вертикальном положении. Плоскость разъема формы будет совпадать с верхней поверхностью кольца Ø290 мм .

4.3. Расчет припуска на механическую обработку

Вначале уточним класс точности и ряд припуска на механическую обработку.

Выберем 10-й класс точности и 4-й ряд припуска.

Последовательность расчета припусков на механическую обработку для отливки, изготовляемой литьем в песчаную форму, приведена в табл. 1.

Таблица 1

Последовательность расчета припусков на механическую обработку

п/п

Обрабатываемая поверхность

Допуск размера

Припуск на механическую обработку (на сторону)

1

Высота детали 160 мм

3,2

6,5

2

Цилиндрическая внутренняя поверхность Ø120

3,2

6,5

3

Внутренняя поверхность дна стакана Ø120

3,2

6,5

4

Нижняя поверхность кольца Ø290

4,0

7,5

Припуски на механическую обработку нанесем на чертеж детали тонкими линиями, а их численное значение укажем перед знаком параметра шероховатости.

4.4. Выбор величины формовочных уклонов

Высота наружной формообразующей поверхности, перпендикулярной плоскости разъема, при литье в песчаные формы составляет: 44 мм, 32 мм, 33 мм и 51 мм. Следовательно, формовочные уклоны для отливки, получаемой литьем в песчаную форму, для поверхности соответственно равны: 2°, 2°, 2°, 1,4°.

4.5. Расчет скруглений между пересекающимися поверхностями

Радиус скруглений между кольцом и большим диаметром стакана

- принимаем R=15 мм. Соответствует указанному на чертеже.

Радиус скругления между большим и меньшим внешними диаметрами стакана

- принимаем R=15 мм. Соответствует указанному на чертежу.

4.6. Определение количества стержней, их границ и размеров стержневых знаков

По правилу «световых теней» затененными будут поверхности в отверстии Ø52 мм, цилиндрическая внутренняя поверхность Ø120 мм и внутренняя поверхность дна стакана Ø120 мм. Потребуется один стержень.

4.7. Выбор припуска на усадку

При литье в разовые формы (песчаные и оболочковые) припуск на усадку можно принять равным величине свободной литейной усадке сплава (для чугуна =1 %).

По полученным чертежам элементов литейных форм можно изготовлять литейно-модельную оснастку (деревянные модели и стержневые ящики в единичном производстве).

5. Отработка на технологичность конструкции литой детали «Стакан»

Анализ технологичности конструкции проводим поэлементно с учетом требований к технологичности литой детали. Для этого составляем перечень основных признаков технологичности (табл. 2) и проводим их анализ.

Анализ рассматриваемой конструкции показывает, что она нетехнологична, потому что отливка располагается в двух полуформах. Это увеличивает вероятность брака по перескоку отливки.

Таблица 2

Основные признаки технологичности конструкций литых деталей

п/п

Признаки технологичности

ПФ

1

Расположение отливки в одной полуформе

-

2

Плоский разъем формы

+

3

Количество разъемов формы

1

4

Отсутствие выступающих частей, мешающих извлечению модели (отливки) из формы

-

5

Наличие конструктивных уклонов

-

6

Отсутствие больших углублений на наружных поверхностях детали

-

7

Расположение обрабатываемых поверхностей на одном уровне

-

8

Количество стержней, применяемых при сборке формы

1

9

Удобство простановки и надежность крепления стержней в форме

+

10

Удобство вывода газов из стержней и удаление стержней из отливки

+

11

Обеспечение минимально допустимой толщины стенок

+

12

Отсутствие местных скоплений металла

+

13

Наличие оптимальных переходов между пересекающимися и сопрягаемыми стенками литой детали

-

14

Отсутствие тонких горизонтальных поверхностей большой протяженности

+


На основе проведенного анализа разработана более технологическая конструкция литой детали, которая позволяет получать отливку без необходимости наносить на наружные поверхности формовочные уклоны, так как на этих поверхностях предусмотрены конструктивные уклоны.



Случайные файлы

Файл
93473.rtf
21732-1.rtf
budzet.doc
84809.rtf
89701.rtf