Билеты по социологии (140559)

Посмотреть архив целиком

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИИ

1. Особенное™ научного знания о социальной действительности.

2. Позитивистская социология О. Конта.

3. Эволюционистская социология Г. Спенсера.

4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма ("социологический реализм").

5. "Понимающая социология" М. Вебера.

6. Социологические воззрения К. Маркса. Марксистская школа в социологии.

7. Система социологических взглядов П. Сорокина.

8. Понятия статуса, роли, института.

9. Теория социальной классификации и концепции социальной стратификации.

10. Понятие социального пространства, виды социальной стратификации.

11. Экономическая стратификация и ее параметры.

12. Параметры политической и профессиональной стратификации.

13. Социальная мобильность, ее виды и параметры.

14. Каналы социальной мобильности.

15. Социальные организации, их типы, особенности строения.

16. Социальные институты, их виды, функции, формальное выражение. Условия институционализации.

17. Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения.

18. Трактовки социального взаимодействия в социологических теориях (теории социального обмена и символического интеракционизма).

19. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых групп.

20. Первичные и вторичные малые группы и их роль в жизни общества.

21. Динамические процессы в малой группе.

22. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.

23. Взаимодействие социальной структуры и личности. Социальный

контроль.

24. Типы социального поведения личности (по Р. Мертону).

25. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения личности.

26. Социальный характер: сущность, виды, современный тип.

27. Формационная теория развития общества. Типы и характерные черты общественно-экономических формаций.

28. Цивилизация как социологическое понятие. Цивилизационные теории в социологии.

29. Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

30. Эволюционные теории развития общества.

31. Социологические концепции социальной революции.

32. Глобальные революции и их влияние на процесс развития общества.

33. Теория индустриального общества: понятие, сущность и характерные черты.

34. Концепция постиндустриального общества.

35. Сравнительный анализ различных типов обществ: примитивное, традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

36. Влияние социальной мобильности на характер развития общества.

37.Виды и типы прикладных социологических исследований*.



2. Позитивистская социология О. Конта.

Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение и эксперимент.

Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную).

Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии.

Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии.

Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.).

3. Эволюционистская социология Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

  • эволюционной теории,

  • органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

  • учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

  1. рост, увеличение в объеме,

  2. усложнение структуры,

  3. дифференциация функций,

  4. рост взаимодействия структуры и функций,

возможность временного существования частей при расстройстве

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

  • интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

  • дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

  1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

  2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

  3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

  4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма ("социологический реализм").

Эмиль Дюркгейм (1857-1918).

Дюркгейм был приверженцем классического научного метода в социологии. Основные принципы классической методологии сводятся к следующему:

  • социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности,

  • социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,

  • метод социального исследования должен быть точным и строгим. Социальные явления должны быть описаны количественно,

  • важным критерием научности является объективность. Что означает, что социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов.

Наиболее четко эти принципы научности Дюркгейм сформулировал в работе «Правила социологического метода». В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки:

  1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.

  2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.

  3. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.