Тора и проблемы науки, техники и медицины (10851-1)

Посмотреть архив целиком

Тора и проблемы науки, техники и медицины

проф. Иегуда Леви

Искусственное осеменение, генная инженерия: галахические и философские проблемы

Проблемы, вызванные развитием медицины

Современная медицина добилась грандиозных успехов. Сегодня можно взять сперму у мужчины и оплодотворить ею помещенную в пробирку яйцеклетку, которая была взята у одной женщины, а затем имплантировать эту яйцеклетку в организм другой женщины. В результате в ее матке появится зародыш, который не будет считаться ее биологическим ребенком и с отцом которого она не знакома. Эта процедура используется, главным образом, для помощи бездетным семьям, где кто-то из супругов страдает бесплодием. Но тут возникает серьезный вопрос: соответствует ли такой метод духу Торы? Другими словами, что ставит Тора на первое место: рождение ребенка или целостность семьи, одна из главных задач которой - иметь общих детей? Этот метод порождает также Галахические проблемы установления отцовства и материнства. В самом деле, есть ли у такого ребенка отец и кто его мать? Кроме того, при этом методе оплодотворения происходит выделение спермы без совокупления ("напрасное выделение", как правило, запрещено). Законен ли такой ребенок? Новизна этих вопросов наглядно показывает, как остро мы нуждаемся в Сангедрине. Только он может прийти к окончательному и исчерпывающему решению. Но поскольку сей высший еврейский законодательный орган до сих пор не восстановлен, мы вынуждены самостоятельно искать ответы, понимая, что в отсутствии Сангедрина наши полномочия существенно ограничены. Тем не менее, у нас есть возможность самостоятельно исследовать эти проблемы в двух плоскостях.

а. Можно рассмотреть их в виде чисто галахических вопросов. Решение будем принимать в соответствии с нашим пониманием Талмуда на основе толкований ранних и поздних Галахических авторитетов. Новая проблема подгоняется под какой-то уже известный принцип без учета духовно-агадического аспекта Торы. При таком подходе Галахический вопрос решается как математическая задача, где каждое действие можно доказать, и ответ будет всегда правильным, если не допущена ошибка в вычислениях. Но еще Рамбан предостерегал нас от таких решений: "Эта дисциплина [Талмуд] не поддается строгим доказательствам, как математика или астрономия". Если мы примем этот подход, перед нами не возникнет принципиальный вопрос о сотворении детей в пробирке, потому что в Галахе все, что прямо не запрещено, - разрешено, а сей современный метод, разумеется, не упомянут в классической законодательной литературе иудаизма. И все же не исключено, что искусственное "зарождение" запрещено, а мудрецы не говорили об этом методе лишь потому, что он не практиковался в их время. Возможно также, что запрет все-таки был сформулирован, хотя и не однозначно, и перед нами очень важная проблема. Если мы легкомысленно отнесемся к ней, то ненароком подорвем саму основу сотворения человека.

б. Чтобы найти такие косвенные связи и аналогии, давайте рассмотрим второй способ решения, который связан с изучением агадического раздела Торы. При таком подходе, даже если мы найдем в Торе возражение, это вовсе автоматически не приведет к галахическому запрету; ведь Галаха тоже содержит приемы, которые позволяют ей включать в себя концепции из агады. В талмудическую эпоху решения принимали мудрецы; за ними - гаоны.

В более поздние времена Галахические авторитеты продолжали вводить новые законы. Известна, например, серия постановлений под названием "Запрет рабейну Гершома".

На самом деле, указания могут содержаться и в самой Письменной Торе, и если бы у нас был Сангедрин, то он выводил бы их непосредственно из текста Торы. Но, к сожалению, у нас нет сегодня ни одного человека, достаточно квалифицированного, чтобы интерпретировать Тору именно таким образом. Наша совершенная Тора предвидела и эту печальную ситуацию; она заповедовала нам: "Соблюдайте мое предостережение" (Ваикра, 18:30),

в смысле: поставьте охрану, чтобы стерегла Меня. Это значит, что Б-г заповедовал пророкам и мудрецам "в каждом поколении устанавливать защитную ограду [вокруг закона]", т.е. вырабатывать новые постановления с учетом нужд нынешнего и будущих поколений, даже если Тора не дает на этот счет прямых указаний. Такие Галахические решения помогают нам ориентироваться в новой обстановке, несмотря на отсутствие Сангедрина.

Принципиальный вопрос

Б-г создал мужчину и женщину в виде одного существа с двумя лицами. Поэтому даже после разделения они могли воссоединиться и, заключив брак, стать "одной плотью". Раши объясняет выражение "и они становятся одной плотью" (Берешит 2:24)

в чисто биологическом плане "Они оба создают ребенка, и в ребенке соединяется их плоть". Рамбан находит слабое место в этом толковании: "Животные тоже становятся одной плотью, когда производят потомство". Поэтому он комментирует выражение "и они становятся одной плотью" на духовном уровне: "Жена.. становится как бы его собственной плотью, когда прильнет к нему, и он всегда желает быть с ней. и [мужчины] считают, что их жены как будто единая с ними плоть". Можно соединить оба толкования: супруги знают, что в результате их близости на свет рождается ребенок, в котором соединяется их плоть. Это знание укрепляет их чувство единства, пока они сами не станут одной плотью. Автор "Ознаим ла-Тора" предлагает свое объяснение чувству близости между мужчиной и женщиной, которое Тора считает прочнее кровных уз. По его словам, привязанность к родительскому дому заложена в том, что происходило в прошлом, а причина близости в браке относится к событиям, которые произойдут в будущем; и в природе человека любить то и стремиться к тому, что он ожидает в будущем, нежели к тому, что коренится в прошлом. Причина этого феномена такова: мы не в состоянии контролировать то, что уже случилось в прошлом, зато можем влиять на события, которые еще должны произойти, направляя их в нужное русло.

Если Тора считает, что прочность супружеских уз является в какой-то мере результатом рождения общего ребенка, вполне может быть, что отделение физического единства с его эмоциональной напряженностью от рождения ребенка вредит этому чувству единства. Хотя такой вред не абсолютен, его приходится брать в расчет.

Первая попытка отделить эмоциональный союз от рождения детей была предпринята поколением потопа Мудрецы сообщают, что мужчины того поколения брали сразу двух жен одна рожала детей, а второй давали выпить "настой для бесплодия". Первой жене отводилась роль соломенной вдовы, а другая следила за собой и жила с мужем, как проститутка Из этого примера мы учим, что если женщина производит на свет детей, но лишена настоящей близости с мужем, она превращается в одинокую вдову, а физическая близость без намерения рожать детей уподобляет ее проститутке Это определение относится, конечно, лишь к неизменным и заранее спланированным ситуациям. В каждом браке случаются периоды, когда супруги живут раздельно или не имеют возможности иметь детей. Это естественно и безвредно, иногда даже приносит пользу Но если такой образ жизни планируется с самого начала, он наверняка будет иметь отрицательные последствия для прочности супружеского союза.

Но у этой монеты есть и другая сторона Б-г хочет, чтобы люди населяли созданный им мир: "Не для пустоты сотворил Он его" (Ишаягу 45 18).

Поэтому бездетной паре лучше помочь с помощью искусственного рождения, чем воспитанием чужого ребенка. И, конечно, надо учесть страдания супругов, которые лишены огромного счастья растить детей, их собственных плоть от плоти Ясно, что эти вопросы чрезвычайно сложны, как с идеологической, так и с галахической точки зрения.

Все это надо помнить при обсуждении искусственного осеменения и рождения "детей из пробирки". Сангедрин наверняка учел бы все эти аспекты прямо или косвенно. Так или иначе, постановления мудрецов соответствуют намерению Торы, даже если такая связь не очевидна. Например, Тора запрещает надевать волу намордник во время молотьбы. Но возникает вопрос: что делать с больным волом, которому вредно есть зерно? Если мы наденем ему намордник, то он будет страдать сейчас; если не наденем, то нанесем ущерб его здоровью, и он будет страдать позже. Чему отдать предпочтение? Из Талмуда мы учим, что Галаха склонна ставить на первое место конечное благо животного. Поэтому намордник необходим, хотя такое решение противоречит букве Торы. Сама постановка вопроса и два пути его решения показывают, что для мудрецов решающим аргументом стали мучения животного, хотя Тора не упоминает этот фактор ни прямо, ни намеком. Никто из амораим (мудрецов, живших в эпоху составления Талмуда) не требовал следовать указанию Пятикнижия надевать на вола намордник без учета всех последствий этого действия. (Такой позиции придерживались даже те мудрецы, которые утверждали, что "нам нельзя извлекать Галахические выводы из намерения Торы".) Ясно, что в любом случае надо учитывать намерение Торы при ее толковании. Поэтому, обсуждая проблему искусственного осеменения, мы должны вначале определить цель Торы в заповеди брака.

Именно так решался бы вопрос в Сангедрине. Но поскольку его пока нет, мы лишены возможности учитывать такие соображения при вынесении Галахических постановлений. Нам остается лишь один путь: издать новый закон. Но для этого надо собрать всех крупнейших знатоков Торы, чтобы они вместе объявили запрет на такие процедуры ради сохранения святости семьи.


Случайные файлы

Файл
5111-1.rtf
157193.rtf
18351-1.rtf
26032-1.rtf
181488.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.