Доклады (Утопия Томаса Мора)

Посмотреть архив целиком


1. Вступление ................................... 2-3 стр.


2. Томас Мор и его "Утопия" ..................... 4-6 стр.


3. Религиозно-этическая концепция в "Утопии" .... 7-17 стр.


4. Общественный строй ........................... 18-26 стр.


5. Заключение ................................... 27-29 стр.


6. Список использованной литературы ............. 30 стр.





Вступление

___________



Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, ан глийский гуманист, Томас Мор, проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком в духе того времени "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...". Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского, близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических кругах.

Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его

к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в пер-

вой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь не ог-

раничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий, под-

черкнув в самом конце своего произведения, что при внимательном

наблюдении жизни не только Англии, но и "всех государств", они не

представляют собой "ничего, кроме некоего заговора богатых, под

предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах".

Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное нап-

равление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочислен-

ные исследователи этого произведения констатировали не только пря-

мые , но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего

евангельские), в особенности же античных и раннехристианских авто-

ров. Из всех произведений, оказавших на Мора наибольшее воз-

действие, выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты,

начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого

величайшего творения политической мысли, произведения, существовав-

шего к тому времени почти два тысячелетия.

Если ли не самую характерную, определяющую черту социаль

но-философской доктрины, лежащую в основе "Утопии", составляет ан-

тииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в

идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с не-

обходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное ра-

венство в размерах собственности и сопутствующего им уравнения в

потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений в

эпоху средневековья, получавших обычно религиозное обоснование.

Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христи-

анского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его

идеалами всечеловеческого равенства.

В следующей главе мы начнем рассматривать некоторые аспек-

ты касающиеся нашей темы...




Томас Мор и его "Утопия"

________________________


***


История гуманизма в Англии составляет наиболее яркую стра-

ницу культуры Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззре-

ние было ранней формой буржуазной идеологии, или, точнее,

первой формой буржуазного просвещения. Центральной фигурой в

гуманистическом движении Англии первой трети XVI в. был Томас

Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма.

Томас Мор происходил из зажиточной семьи потомственных го-

рожан Лондона. По собственным словам Мора, его семья была

"хотя и не из знатного, но честного рода". Вся жизнь его

предков была тесно связана с жизнью лондонского Сити. Перво-

начальное образование юный Мор получил в грамматической школе

Св. Антония, где учили читать и говорить по-латыни. Потом

около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по

воле отца Мор переходит в одну из юридических школ Лондона,

успешно заканчивает курс юридических наук и становится адво-

катом. Необычайная добросовестность и человечность молодого

адвоката принесли Мору большую популярность среди лондонских

горожан. В 1504 г., при Генрихе VII, 26-летний Томас избира-

ется в парламент. Но парламентская карьера Мора была непро-

должительной. После своего смелого выступления против введе-

ния новых налогов он под угрозой королевских репрессий вынуж-

ден был надолго оставить политику и возвратиться к судебным

делам. Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI

в. - это время напряженных исканий. Еще студентом он сбли-

зился с кружком выдающихся оксфордских гуманистов - У. Гроци-

аном, Т. Линакром и Дж. Колетом. С этим кружком был тесно

связан и Эразм, который стал одним из ближайших и любимейших

друзей Мора. Под руководством своих друзей - оксфордских гу-

манистов Мор с увлечением и упорством изучал сочинения отцов

церкви - Иеронима и Августина. Изучение греческого языка дало

возможность Томасу познакомиться с произведениями великих ан-

тичных философов, историков, писателей: Платона, Аристотеля,

Плутарха, Лукиана. Читая древних авторов, вместе со своими

друзьями и наставниками размышлял о жизненном призвании и

нравственном долге человека перед обществом, о том, как ре-

формировать католическую церковь, погрязшую в пороках и суе-

вериях, как сделать жизнь менее жестокой, более разумной и

справедливой. Вот что волновало Мора и его друзей. Ответ на

все эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних фи-

лософов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, толь-

ко и возможно было создать справедливое общество. Так думали

Мор, Эразм и их друзья - оксфордские гуманисты. Однако сила

гуманистов была не только в их глубоком знании древних языков

и античных авторов, а в ясном понимании пороков современного

общества и государства, в их непримиримости к суевериям, не-

вежеству лжеученых схоластов, сословному чванству имущих, в

искреннем стремлении путем просвещения и нравственного воспи-

тания народа и правителей добиться справедливого и разумного

переустройства общества. Эти лучшие черты гуманизма XVI в.

отразились в его "Утопии". История ее создания такова.

Должность помощника шерифа Лондона способствовала еще бо-

лее тесному контакту Мора с влиятельными купеческими кругами

Сити. В 1515 г. ему была поручена ответственная миссия орато-

ра от Сити при встрече венецианского посла. В мае того же го-

да, по предложению лондонских купцов, Мор был включен в

состав королевского посольства во Фландрию. История Этого

посольства впоследствии была описана самим Мором в первой

книге "Утопии".

Мор превосходно справился с миссией купеческого посредника

и дипломата. Во время поездки состоялось знакомство Мора с

выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Последний

был главным секретарем и членом городской ратуши Антверпена.

Один из близких друзей Эразма, блестящий знаток античной ли-

тературы, греческого и латинского языков и права, автор пере-

водов на латынь басен Эзопа и трактата об источниках кодекса

Юстиниана, Эгидий был связан узами личной дружбы со многими

гуманистами Европы. Между Мором и Эгидием завязалась тесная

дружба, отразившаяся в их переписке, а главое увековеченная в

"Утопии".

Тогда же вдали от родины Мор начинает работу над "Утопи-

ей". Как свидетельствует Эразм, "сначала на досуге" Мор "на-

писал вторую книгу, а потом ... присоединил к ней первую".

Работу над Работу над книгой Мор завершил лишь по возвращению

в Англию.



Религиозно-этическая концепция "Утопии"


***

Присущее гуманистам круга Эразма, к которым принадлежал Т.

Мор, стремление сочетать идейное наследие языческой античной

литературы с учением Христа, греческих философов и Новый За-

вет дало основание ряду современных исследователей, как в на-

шей стране, так и за рубежом, именовать мыслителей этого кру-

га "христианскими гуманистами", а данное течение - "христи-

анским гуманизмом".

Самым существенным моментом в так называемом "христианском

гуманизме" был рационалистический критерий в трактовке об-

щественно-религиозных вопросов, составляющий в то время наи-

более сильную и перспективную сторону в развитии гуманизма

как формы буржуазного просвещения, расчищавшего путь новому

антифеодальному мировоззрению будущего буржуазного общества.

Именно в русле этих гуманистических исканий, творчески синте-

зировавших идейное наследие античности и средневековья и сме-

ло рационалистически сопоставлявших политические и этнические

теории с общественным развитием тогдашней эпохи, возникает

"Утопия" Мора, отразившая и оригинально осмыслившая всю глу-

бину социально-политических конфликтов эпохи разложения фео-

дализма и первоначального накопления капитала.

Для понимания гуманистической концепции как самого Мо-

ра,так и его окружения очень важно наряду с социально-полити-

ческими проблемами "Утопии" исследовать также ее эстетический

и религиозный аспекты. Эта задача стала особенно актуальной в

современных условиях, когда историография, основываясь на

весьма тенденциозном истолковании "Утопии", пытается свести

все ее идейное содержание к христианской этике. Тем самым вы-

холащивается оригинальность "Утопии", отрицается ее значение

как выдающегося произведения общественной мысли, выражавшего

не только насущные потребности своего времени, но и намного

опередившего свой век в смелой попытке проектирования совер-

шенной общественной системы, которая покончит с существовани-

ем классов и сословий.

Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии", нетрудно

заметить, что главное в утопийской этике - это проблема

счастья. Утопийцы полагали, что "для людей все счастье или же

его важнейшая доля" заключается в удовольствии, наслаждении.

Однако, согласно этике утопийцев, не во всяком наслаждении

состоит счастье человека, но "только в честном и благород-

ном", основанном на добродетели и устремлении в конечном ито-

ге к "высшему благу", к которому "влечет нашу природу добро-

детель". Ставя и решая эти "вечные" проблемы, Мор обнаружива-


Случайные файлы

Файл
П-12.rtf
118624.rtf
24395.rtf
132173.rtf
ref-14456.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.