Реферат


На тему:



«Функции философии в научном познании»





Махачкала 2002 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

§1РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ПОСТРОЕНИИ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ 7

§2 РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ СТИЛЯ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ 14

§3 ЭТИЧЕСКИЕ И АКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АПЕКТЫНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

3

v Введение

Раскрытие темы «Функции философии в научном познании», или, иначе говоря, роли философии в научном познании требует тщательного предварительного анализа.

Во-первых, можно рассматривать философию в историко-логическом отношении как часть научного познания, как определенную специфическую сторону в производстве знаний. С этой точки зрения, необходимо исследовать: каковы функции, роль и значении философии в формировании системы научных знаний, какое место занимает философия среди других наук и каково её взаимоотношение с другими науками. В этом контексте анализируется предмет и специфика философии как формы научного знания, раскрывается её структура, показывается, в каком аспекте философия исследует человеческие познания, т.е. раскрывается содержание философской теории познания. Понятно, что так обнаруживаются функции философии в исследовании сущности научного познания. Ибо не существует какой-то отдельной теории научного познания в рамках какого-либо конкретной науки.

Во-вторых, можно рассматривать функции, роль и значение философской теории познания и других процессов философии для развития научного знания вообще на разных этапах развития человеческого познания.

Во втором аспекте можно рассматривать взаимоотношение философии и других наук с точки зрения функций и роли философии в научном познании.

Историко-философский анализ показывает, что все сколько-нибудь значительно-философские системы имели разработанные теории познания, в котором делались попытки с определенных материалистических или идеалистических позиций (сенсуализм, рационализм, априоризм, интуитивность), разрешить общие вопросы познания. Раскрытие сущности и закономерностей познания дает для ученого любой специальности возможность шире смотреть на предмет и задачи своей собственной

4

науки, используя опыт, накопленный в познании вообще,
рационализировать свой руд, т.к. научное познание подчинятся одним и
тем же общим закономерностям. Дело состоит в том, что одни ученые
обращаются к философии сознательно, следуют определенной традиции
или направлению, а другие - стихийно, опосредованно используют
философию в своем научном поиске.

Раскрыть все указанные аспекты в ограниченном объеме реферата не представляется возможным, поэтому я постаралась сосредоточиться на выявлении роли философских знаний в развитии научного познания.

Я сознательно избегаю также метод обзор источников, пересказа их содержания, чтобы сэкономить объём реферата. Главное внимание обращается не на анализ отдельных трудов и взглядов, посвященных роли философии в научном познании, а дается обобщенное понимание темы, опирается на приведенную в списке литературу.

Необходимо определенное ограничение темы, так как рассматривается не вопрос о том, какими знаниями философия обогащает научную картину мира, а вопрос о том, как влияет философия на научное познание, когда это стороны берутся как относительно самостоятельные.

Отвечая на этот вопрос, мне хочется раскрыть следующие проблемы в теме моего реферата:

Это, прежде всего этические и аксиологические аспекты познания. Второе - роль философии в построении научных теорий. Третья проблема - это роль философии в развитии стиля научного мышления.

Среди наиболее важных функций философии в научном познании следует выделить:

1) функция и логика научного познания;

2) философия как методология научного познания;

3) философия как мировоззрения ученого;

4) влияние философии на стиль научного мышления, формирование общей культуры мышления для научного сообщества;

5

5) функция философии в формировании общенаучных понятий и картины мира;

6) функция философии в разработке идеологии научного познания (определение основных приоритетов исследовательской деятельности, разработка научных программ, требующих привлечения материальных и интеллектуальных ресурсов).

Под "идеологией" понимается систематизированная совокупность идей, направленных на защиту или на представление идей определённых социальных групп. Обычно в марксисткой философии говорят о классах, социальных прослойках и т.д. Но речь идет о том, что возникают научные сообщества, которые конкурируют между собой. Они выставляют различные исследовательские программы, разрабатывают определенные приоритеты и защищают их, доказывая остальному человечеству, что средства, деньги и интеллектуальный потенциал общества могут быть с наибольшей пользой направлены в то или иное русло деятельности. Следовательно, казалось бы. Вокруг чисто научной проблемы выбора стратегии научного развития, вложения средств в это научное направление, разворачивается борьба определенных социальных групп, научных сообществ и стоящими за этими научными сообществами определенных влиятельных социальных групп.

Таким образом, мы видим, что идеология приобретает совершенно новый контекст, связанный с развитием современного общества. На развитие этого общества все большее влияние играет современная технология, техника и научно-организованные формы деятельности. Можно сказать, что такое общество является технотронным, а технотронное влияние человека и человечества на окружающую среду приобретают все более глубинные масштабы, при котором само воздействие человека на природу становится сравнимым с самыми мощными проявлениями самой природой стихии (космической или, скажем, земной).

6

Философии не безразлично, в каком направлении будут

получены научные результаты, в каком направлении будут расходоваться средства на получение этих результатов, а также какое воздействие будут оказывать научные результаты на последующее развитие общества. К примеру, ведь сейчас современная наука вторглась в глубинные структуры живой и неживой материи, использует информационные процессы для расшифровки структур психики, социальных структур и, вообще,

современное моделирование разнообразных процессов с помощью

*

вычислительной техники достигло невиданных масштабов.

Если раньше ЭВМ, «думающее устройство» строили по аналогии с тем, как мы сами люди мыслим и как организуем свою мыслительную деятельности, то сейчас очень часто обращаются к информационной аналогии, чтобы понять функционирование собственной мысли. Происходит как бы взаимная контраверсия этих различных аспектов понимания сознания. Человек через технику как бы раскрывает все стороны бытия, которые раньше были в введении исключительно гуманитарной области, а технотронная деятельность приобретает в современных условия все больший гуманитарный аспект. Господство техники открывает современному человеку новую структуру действительности, и пока не ясно, какое место в нем будет занимать сам человек, все более увлекаемый новыми потребностями и техническими средствами их реализации.

7

§1 Роль философии в построении научных теорий.

Специфическая роль философии в научном познании состоит в том, что сама философия выступает как орудие или способ познание, наделяющего субъект познания способностью к теоретическому мышлению. Речь идет о том, что ученые осознанно или неосознанно поднимаются на уровень теоретического осмысления бытия и сущности познания, что как только перед ученым раскрывается это осмысление бытия, то можно говорить, что в сознании данного ученого присутствует философия.

Возникает вопрос, в каком виде, она, философия присутствует? На это можно ответить следующим образом. Она присутствует в виде логики и методологии познания, в виде мировоззренческих схем, картины мира, миропонимания, как совокупности наиболее фундаментальных научных положений, с помощью которых человек создает единство в понимании процессов, происходящих в окружающем мире, в виде образа (парадигмы) научных теорий, определенного стиля научного мышления. В том контексте философия является наукой о наиболее общих универсальных законах бытия, формулирует такие понятия и категории, которые в силу своей абстрактности и всеобщности могут синтезировать материал, накопленный во всех других формах сознания, и таким образом создавать синтетические формы сознания, высшие интегральные формы отражения мира. Это такие формы, как мироощущение, миропонимание, картина мира, мировоззрение, и через эти формы интегрального сознания, ученый наделяется такой рефлектирующей способностью, как возможность отражать в категориях, логических конструкциях окружающий мир.

Что означает научиться философствовать? Это означает научиться теоретически, мыслить. Каким образом проявляется влияние философии на научное познание? Я бы хотела отметить следующее. Философия в принципе была одной из первых наук, которая достигала теоретического уровня. Это означает возможность построения теории объекта. Объект

8

может быть отображен определенными понятиями и
теориями. Каждый термин отображает то или иное свойство объекта,
выражает некоторое свойство объекта. Теория, выражающая логическую
связь между терминами, отображает связи между свойствами и сторонами
объекта.

Что означает построить теорию объекта? Это означает, что сначала надо создать такие абстракции, установить между ними логические связи и соотношения, которые отображают те или иные свойства объекта, предмета или явления, и только в этом случае мы можем говорить, что у нас имеется теория.

Мы находим формулу, с помощью которой строим теорию. В определенной связи между терминами, выраженной формулой, отображается устойчивая связь между различными явлениями самого предмета. Зная одни свойства, одни параметры мы можем определять другие параметры, предсказывать новые явления, которые не обнаруживаются при эмпирическом или созерцательно-поверхностном подходе к предмету. Это и есть, в своем элементарном выражении, теория.

Философия возникла как новая попытка теоретического осмысления мира, обнаружения универсальных связей явлений мира. Ведь первые философы ставили вопрос - из чего все возникает? Что является основой всего? Это означает, что они искали такую абстракцию сущностей, к которой можно свести все другие абстракции мира. Под «абстракцией» понимается отвлеченное понятие, которое отображает какую-то одну сущность. Следовательно, философия дает нашему познанию саму методику построения теории. Например, такой метод, как восхождение от абстрактного к конкретному. Мы можем рассмотреть это на примере механики И. Ньютона. До Ньютона Г. Галилей открыл некоторые законы движения, сформулировал закон инерции, сущность которого является принцип относительности Галилея, например, закономерность качения маятника и падения теле под влиянием тяжести, причем сама сущность сил тяжести или природы качения Галилеем небыли установлены. Он просто

9

констатировал в математической формуле закономерность
эмпирически наблюдаемых явлений. Ньютон же поставил другую задачу -
задачу посмотреть на процессы этого мира, на все проявления мироздания
с точки зрения некой внутренней сущности, с точки зрения основного
движения, которое управляет всеми этими процессами. Если Френсис
Бэкон говорит, «что в самой природе есть множество родов и движений»,
то: «каждый их этих родов и движений связан с определенными
качествами натуры»1, имея ввиду природу, то для Ньютона такая
натуралистическая и эмпирическая постановка вопроса была уже
преодолена. Ньютон поставил другую задачу, правда - неосознанно -
найти такие обструкции, которые отображают универсальные физические
свойства мира и связь между этими свойствами, которая дает описание
всех процессов мироздания.

Как философия помогла Ньютону построить первую в истории естествознания глобальную теорию естествознания, в частности теорию механики? Он создал такую программу, говоря современным языком, которая позволила бы ему сформулировать идеи чисто философским языком: идею пространства и идею времени. Ньютон пространство и время определил как одномерность и равномерность длительности, как одномерность в пространстве и равномерность во времени.

Далее, он также сформулировал понятие массы, как наиболее общего и вместе с тем простого свойства вещей. В последующем Ньютон сделал попытку связать между собой эти абстракции пространства, времени и массы. К примеру, отношение пространства ко времени дает скорость, а отношение скорости ко времени дает ускорение, произведение же ускорение на массу дает силу. Сила также требуется для того, чтобы вызвать ускорение тела, которое благодаря инерции покоится в равномерном и однородном пространстве. Таким образом, на основе некоторых понятий и исходных наиболее универсальных абстракций, достраивая эту шкалу, эту картину, Ньютон сумел описать все известные

1 Ф.Бэкон. Сочинения, т.2., М.,1977, стр. 210

10

ему явления. Например, движение планет и падение тел, качение маятника, обращение комет, движение молекул - все это он сумел описать с помощью элементарных понятий, как пространство, время и масса. Их производными являются такие понятия, как сила, импульс или количество движения, энергия и т.д. Ньютон создал цельную картину мироздания, выраженную в математической форме, и таким образом получается следующий «удивительный» результат, сам философский подход и философский поиск общих абстракций, которые отличаются универсальностью и вместе с тем элементарностью в отношении ко всем другим абстракциям, привели к крупному научному прорыву. Потом, эта же теория Ньютона была, конечно же, превзойдена, дополнена в теории относительности и в других теориях. Мы видим, что восхождение от абстрактного к конкретному есть метод, который был открыт в философии и который был использован в естествознании.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному был использован стихийно еще древнегреческим философом Фалесом. Когда он отыскал наиболее общую абстракцию этого бытия - воду, то он сказал: - Даже семена влажны, следовательно, в основе семян тоже лежит вода». Модификацией воды являются вещества: испарения, лед и др. Таким образом, он построил качественную теоретическую модель, но, конечно же, математически и логически не проверенную. Она была ошибочна в конкретных своих проявлениях, но, тем не менее, сама методика построения, общий подход были стихийно сформулированы в античной «наивно философии» и верно.

Хочется обратить внимание и на схему атомизма. Приведение такой абстракции, как атом наполнение этой абстракции все более конкретным содержанием, наделение атома различными свойствами, такими как форма, тяжесть, завихрение, падение, спонтанное движение у Эпикура, наделение этого атома все большим числом абстрактных характеристик, которые отображали определенные мыслимые качества, а в дальнейшем и

1 М.В.Мостепаненко. Философия и физическая теория. Ленинград., 1969, стр.12

11

синтез всех этих абстракций позволили создать единую

атомистическую картину мира, которая была практически восстановлена в Новое время, когда на основе достижений физики Ньютона и представлений французских философов об атомах была воссоздана универсальная модель мира, состоящая из атомов. Это говорит о роли философии в научном познании, что сама философия выступает как методология научного познания. Философия формулирует тот основной инструментарий теоретического мышления, сам метод построения теории, который в наиболее общей форме выступает как восхождение от абстрактного к конкретному и результатом этого является построение теории. Вообще, логика сумела выделить общие элементы построения теории. Логическая схема теоретического познания достигается благодаря философским исследованиям. Вообще философия выявляет основания математики и логики, без которых современная наука немыслима, и показывает, к чему они сводятся. Они сводятся в принципе к универсальным аспектам бытия, к наиболее общим законам существования. Можно сказать, что современная математика и логика основаны на том, что весь мир подчиняется некоторым общим законам.

Например, часть всегда меньше целого. Вещи могут быть между собой равны и неравны, или же одни вещи могут быть больше, другие меньше. Вот это позволяет нам говорить, что вещи могут быть между собой равными и тождественными, что существует равенство и неравенство, что существует качественное различие этого неравенства, выраженное такими определениями, как больше, меньше - все эти слова (логические постоянные), взятые в совокупности позволяют строить доказательства. Без теории доказательств нет никакого научного познания. Никто не может удостовериться, что это знание истинно, а другое ложно, По этому говорил Декарт: «Мы не должны быть насколько сумасшедшими, чтобы не признать, что исходя из самоочевидных и ясных идей, применяя к ним законы логики и математики, приходим к заключениям, которые мы так же принимаем за истинные, если

12

самоочевидные идеи, из которых мы начали поиск этих следствий, являются также истинными». То есть, теория позволяет из истинных идей извлекать истинные заключения, из ложных идей извлекать ложные заключения. Это важнейший аспект влияния философии на формирование научных знаний. Это методологическая сторона влияния философии на создание теории или, говоря иначе, смысловая сторона. Она состоит в том, что философия, на основе предшествующего опыта, предшествующих теорий, всей работы обобщающей мысли переходит к формированию таких понятий, которые могут быть использованы в качестве исходных абстракций определенными разделами научного познания, при построении теории, т.е. конкретно.

Еще один пример. В результате работ, поиска, усилий такого ученого как Рене Декарт возникло представление о флюидах, т.е. тонких материях. Декарт четко сформировал четкое понятие эфира. Он придал эфиру значение тонкой материи, утраченного со времен Аристотеля.

Но потом, теория пустоты Ньютона положила конец этому понятию, поскольку ошеломляющий успех его теории (Ньютона) долгое время, как бы не давали конкурировать представлениям Декарта о флюидах против идей атомизма. Но время этих «флюидов» прошло. Это случилось тогда, когда механические подходы к построению теории электромагнитных процессов не давали особых результатов. Правда, эти результаты были получены при исследованиях Кулона и Ампера. (Закон Кулона похож на закон тяготения Ньютона, а закон Ампера - на второй закон Ньютона). Все линейные законы в электродинамике и в механике похожи друг на друга. Пришло время, когда стало необходимым использовать понятия флюиды поля, полевой материи, а не гранулярной материи ( материи состоящей из атомов). Чисто философски, к этим понятиям впервые обратился Фарадей в 19 веке. Фарадей пытался поныть действие силы, скажем, магнитной, электрической или тяготения на расстояние через непрерывную материю. Этим он пришел к понятию потенциала, к понятию поля, но

Р.Декарт. Антология мировой философии. М.,-1970,стр.231

13

математическую формулу он еще не нашел. Только Максвелл дал законченную формулировку электромагнитного поля. Он ввел абстракции напряженности и потенциала электромагнитного поля. Таким образом, мы видим, как была усовершенствована теория Ньютона, что было перенесено в механическую теорию Ньютона такое понятие как полевая структура мира, когда пустоты уже не существовало. Весь мир состоял из тонких грубых материй. Которые всюду заполняли пространство и идеи Рене Декарта были, если можно так выразится, реставрированы и модернизированы Фарадеем и доведены до своего логически-математического совершенствования Максвеллом.

Философия, таким образом, создает базисные предпосылки создания новой теории тем, что она в результате систематических, обобщающих усилий позволяет актуализировать те термины, понятия, представления, которые были в истории познания, которые в виде определенной картины мира «витали» в сознании ученого. Она помогает ему обратиться, к тем, пока еще аморфным с точки зрения конкретной науки, но качественно определенным с точки зрения философии понятиям, конкретизировать и взять их, как исходный материал для построения науки.

14

§2 Роль философии в развитии стиля научного мышления.

Утверждение нового стиля мышления в решении теоретических проблем науки - это одна из важнейших задач, которые возникают в процессе научного познания, в которой большую роль призвала играть философия.

Понятие научного стиля мышления впервые было выдвинуто
физиками М. Борном и В. Паули в начале 50-х годов XX века. В связи с
разъяснением особенностей квантовой механики, прежде всего
необходимо учитывать то воздействие, которое наблюдение вносит в
_^_ наблюдаемый эффект. «Стили бывают у физической теории, - писал М.
Борн в статье «Состояние идеи в физике и перспективы их дальнейшего
развития», и именно это обстоятельство придает своего рода устойчивость
её принципам. Последние являются, так сказать, относительно
априорными по отношению к данному периоду. Будучи знакомым со
стилем своего времени, можно сделать некоторые осторожные
предсказания».1

На пути утверждения нового стиля мышления, прежде всего необходимо выработать целостную систему понятий, которой в новой

обстановке должен руководствоваться ученой в своих поисках. По мнению

г>

советского философа В.И.Купцова, - понятие теории, умение мыслить в её

категориях предполагают не только ясное представление об операциональном содержании каждого её понятия, что позволяет соотносить теорию с экспериментальными данными, но и об онтологическом и гносеологическом истолковании теории. Теоретические исследования, направленные на решение этой задачи, включает в себя значительную долю логико-методической и философской работы как критического, так и созидательного характера».1

Вопросы причинности в квантовой механике.М.,1955, стр.102. В.И.Купцов // «Роль философии в научном познании». М., 1976/6, стр.55

15

Построение новой концептуальной системы всегда сопровождается разработкой соответствующих новых представлений об объекте и особенностях его познания. Эти представления, чтобы стать основой нового стиля мышления в данной области науки, должны восприниматься учеными, как естественные, само собой разумеющиеся. Это достигается как успешной практикой применения новых идей, так и посредством их философского истолкования.

Новые представления об исследуемом в данной области науки объекте и особенностях его познания с самого начала строятся не изолированно, а в единстве с представлениями о мире и процессе познания в целом. Специфика исследуемой области явлений истолковывается на фоне особенностей и общих характеристик, присущих другим классам явлений, которые в свете новых идей неизбежно в той или иной степени модернизируются. В результате складывается целостная непротиворечивая картина мира. Философские исследования оказывают решающее воздействие на процесс ассимиляции новых идей, на формирование нового стиля мышления в науке.

Теперь, мне хочется обратить внимание на ту связь философии и специальных наук, которая выявляется при подходе к развитию науки, фиксирующем её эволюцию в целом.

Рассматривая понятие стиля мышления, М. Борн обращает внимание на особую роль философии его становлении. Различные стили мышления, с его точки зрения, отличаются друг от друга прежде всего философскими идеями, лежащими на их основе. «То, что Паули называет «стилем» идейных построений, - пишет он, есть другими словами, философское лицо эпохи, которое определяет её культурные основы».1

Во второй половине нашего столетия темп развития научных обобщений, меняющих не только содержание, но и стиль науки, настолько

1 М.Борн. «Физика моего поколения», стр.26

16

ускорился, что возникло представление об эволюции стиля.

Это представление вошло в анализ и прошлого науки и привело к представлению о необходимости исторически инвариантного определения стиля, как того, что характеризует особенности творчества того или иного ученого, школы, особенности науки той или иной эпохи.

Что мы видим в науки средних веков?

Мы видим, что среди господствующей системы представлений стиль получил минимальное отображение в научном творчестве. Наука в то время была канонической и стремилась свести все к повторению лаконизированных текстов, поэтому индивидуальные особенности ученого, особенности школы и времени не были и не могли стать явными в науке. Правда, если говорить о художественном творчестве, то там стиль был явным. Было нечто общее, характеризующие индивидуальные особенности творчества и инвариантное, сохраняющее вместе с этим при переходе от одного сюжета, картины, скульптуры, архитектурной формы к другому и далее от одного жанра к другому. В науке также существовали стилевые особенности, но они становились в.се менее явными при переходе к общей картине мира, неизменный характер которой охранялся традициями, а её функции как раз и состояла в устранении индивидуальной, групповой окраске творчества, в вытеснении светских, временных, земных ценностей в пользу вечных ценностей религии.

Возрождение явилось апофеозом индивидуального видения мира. Оно началось поэтом Данте, где структура и заселение потустороннего мира были продиктованы не традицией, а индивидуальными эмоциями и групповыми состояниями и антипатиями флорентийского изгнанника. Оно привело к новой, гелиоцентрической системе, а затем и к творчеству Галилея.

Одним из наиболее характерных заявлений в «Диалогах» Галилея служит известная реплика Сальвиатти о достоверности человеческого разума в показании частных истин, где он равен божественному разуму. Человеческий разум экстенсивно познает «как бы ничто», но интенсивно

17

он познает бытие совершенно достоверно. В «Беседах», отвечая говорившему о невозможности разделения конечной линии на бесконечное число частей, Сальвиатти предлагает согнуть прямую линию в кольцо и сразу получить многоугольник с бесконечным число граней.

Налицо научное мышление, оперирующее бесконечностью, реализованной в бесконечно малом.1

Хочется добавить, что представление о бесконечности, реализованной в её локальном элементе, примененное ко все большему числу объектов, становилось методом познания в форме дифференциального и интегрального исчисления, в дальнейшем находящее все более универсальное применение.

Это представление воздействовало и на философию. Идея истинной бесконечности, реализуемой в её конечных элементах, была обобщением научного представления о всеобщем законе, применимом к бесконечному числу объектов, и локальном эксперименте, подчиненном этому закону.

В XVIII веке в Европе мы видим совершенно иные настроения. Теперь, все, что в самых мельчайших подробностях должно найти рациональное объявления. Каждое, данное, самое незначительное событие в мире рассматривается как сплетение многочисленных причин, действие которых подчиняется небольшому числу законов. Небесная механика, в которой удалось дать точное описание и объяснение движения всех планет солнечной системы, опираясь на законы механики и закон всемирного тяготения, дает теперь образец всех наук. Не только физики берут на вооружение разработанную в ней методологию, её пытаются использовать и в химии, биологии.

Сложнейшие социальные явления также истолковываются в этом же стиле.

Знаменитейшие лозунги Великой французской революции - свобода, равенство и братство - в качестве теоретического фундамента имели концепцию, согласно которой общество в принципе может также четко

1 Кузнецов Б.Г, «Современная наука и философия», М.,1981 г.

18

функционировать, как хорошо отлаженная машина, нужно только привести его в соответствие с разумными принципами, отвечающими природе человека.

Сегодня научное мышление уже оперирует не только представлениями о небесной механике в рамках закона всемирного тяготения и представлений о бесконечности в классическом понимании, начальных ситуациях, как это делалось, начиная с Галилея в науке XVII-XIX веков, но и локальными объектами, вплоть до пространственно-временных ячеек порядка 10-15см и 10-25 сек. в качестве исходных пунктов макроскопических и космических процессов. Эйнштейновские критерии научности, содержащие принцип внутреннего совершенства существовали и в классической науке, но в неклассической они вообще оказываются решающими. Когда развитие науки приводит к «пограничным конфликтам» на границе познанного и непознанного и теоретическая мысль ищет выхода из радикальных противоречий посредством новых методологий и преобразований логико-математических норм, новая концепция должна сразу же предстать в сознании как располагающая экспериментальными доказательствами и внешним оправданием. Такое интуитивное представление иногда называют озарением и тем самым проводят некоторую аналогию между мыслью и вдохновение художника.

В стиле проникает представление о теории как внешне изящном и внутренне совершенном, рациональном построении.

При выборе между конкурирующими теориями, которые одинаково адекватно описывают явления, предпочтение отдается той, которая опирается на минимальное число исходных предписаний и более совершенно с точки зрения внутренней структуры, т.е. является простой.

Философский принцип простоты - это характерная особенность современного стиля мышления.

Существует концепция целого, которого еще нет, в здесь -теперь, т.е. интегральное, а не дифференциальное представление о системе,

19

вырастающей из новой идеи и ожидающей внешнего оправдания. Когда А.Эйнштейн в отличие от Х.Лоренца пришел к идеи пространственно-временного мира, где нет временных процессов, как к объяснению продольного сокращению масштабов, новая универсальная схема мира демонстрировала лишь возможное богатство своего внешнего оправдания, приведшего впоследствии к решающему наблюдению, исключившие другие объяснения. Интегральное озарение без предварительного представления о содержании и результатах эксперимента было компонентом науки уже тогда, когда И. Ньютон увидел падающее яблоко, и в его сознании блеснула мысль о роли тяготения, а Р. Майер впервые подумал о сохранении энергии, наблюдая цвет крови у обитателей тропиков. Новая идея порождает массу прогнозов и ассоциаций.

В начале XX века подобное прогнозы и ассоциации сопровождались такими радикальными изменениями физических представлений, математических идей, которые казались парадоксальным нарушением норм. Во второй половине нашего столетия, парадоксальность сама стала нормой и даже более того, если так можно назвать её - стилем научного мышления.

В известной фразе М.Бора о нелинейной концепции В.Гейзенберга, в которой говорится, что это концепция недостаточная, чтобы быть правильной, - характеризуются не только выводы науки, но и подход, позиция мыслителя.


Случайные файлы

Файл
8466-1.rtf
33651.rtf
15169.rtf
153507.rtf
KR12.doc