Доклады (42 Вопроса по философии)

Посмотреть архив целиком

Мировоззрение - целостный взгляд па мир и место человека в нем.

Философия наряду с религией и мифологией - форма мировоззрения,

особый высший научно-теоретический тип мировоззрения, который

основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие

понятия и категории.

В своем развитии философия прошла три основных этапа - космоцентризм

(обращенность на природу), теоцентризм (обращенность на Бога),

антропоцентризм (обращенность на человека).

Предмет изучения философии:

онтология (учение о бытие);

гносеология (учение о познании);

человек;

i/ общество;

иные вопросы.

Методы философии:

§/ диалектика - вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторон-

не, в развитии, с учетом изменений, причин и следствий, единства и

борьбы противоположностей;

t/ метафизика - противоположность диалектики - вещи и явления рассмат-

риваются однозначно, с точки зрения поиска абсолютной истины;

$/ догматизм - вещи и явления рассматриваются через призму раз и на-

всегда принятых убеждений (догм), недоказуемых и данных свыше;

эклектика - произвольное сложение разрозненных фактов;

софистика - выведение с помощью логических трюков ложных посы-

лок, которые обосновываются как истинные;

герменевтика - метод прочтения и истолкования смысла текстов;

t/ иные методы.

Одновременно и направлениями, и методами философии являются:

|/ материализм - действительность воспринимается как первичная субстан-

ция;

идеализм - материя производна от идеи, ее силы;

i/ эмпиризм - в основе познания лежит опыт;

t/ рационализм - основу познания составляет исключительно работа ра-

зума.

235

Основной вопрос философии - отношение бытия к сознанию и сознания

к бытию - что первично, материя или сознание?

Две основные линии философии - материализм (линия Демокрита) -

материя первична, идеализм (линия Платона) - сознание, идея

первичны.

Промежуточные направления: дуализм (линия Декарта) - материя и

сознание первичны одновременно и существуют как параллельные

состояния мира.

Основные направления китайской философии:

$" даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимозависимо (Лао

Цзы - Старый Учитель);

I/ конфуцианство - философия поведения в обществе - сдержанность,

послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть

(Конфуций);

i/ легизм - человек управляет жизнью с помощью устанавливаемых им

законов, которым необходимо подчиняться (Шан Ян).

Основные направления древнеиндийской философии:

*/ ведизм - поклонение древнему знанию (ведам);

$/ буддизм - отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов

на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной

жизни.

Основные древнегреческие (античные) философы и философские школы:

%/ Милетская школа ("физики") - изучали сущность космоса и окружаю-

щего мира - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

|/ софисты - выступали на площадях и занимались риторикой, логикой,

красноречием;

&/ пифагорейцы - пытались объяснить окружающий мир через математику

и числа (Пифагор);

$/ атомисты - пытались изучить суть материи - Демокрит;

Сократическая школа - вели философско-просветительскую деятельность

- Сократ, Платон, Аристотель.

Киники - философы, находившие смысл бытия в отрешении от

окружающего мира, пренебрежении его ценностями - Диоген - "Без

общины, без дома, без отечества";

Стоики - находили опору в самосовершенствовании и развитии духовного

мира (Сенека, Марк Аврелий).

Крупнейшие теологические философы:

§/ Августин Блаженный - заложил основы католицизма, обосновал все-

могущество Бога и Церкви;

i/ Фома Аквинский - доказывал существование Бога (пять доказательств),

первородность идеи перед материей.

236

Проблема эссенции и экзистенции - все первично было сущностью

(эссенцией, идеей, "планом Бога"), впоследствии эссенция (сущность)

находит выражение в экзистенции (существовании, воплощении в

действительность), творец - Бог, который творит как сам, так и с

помощью человека.

Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Николай

Кузанский, Николай Коперник, Галилсо Галилей, Томас Мор, Томмазо

Кампанелла выступали за освобождение от религиозных оков, научное

знание, радости мирского существования.

Английская философия эмпиризма - Фрэнсис Бэкон - в основе бытия

лежит опыт, опыт движет развитием, для накопления опыта создана

Вселенная и жизнь.

Философия деизма (Вольтер) - наличие Бога нельзя ни доказать, ни

опровергнуть.

Немецкий классический идеализм: Иммануил Кант - "Критика чистого

разума" - окружающий мир до конца непознаваем. Апостериорное знание

достигается путем работы разума, априорное существует свыше - то,

что познается чувствами и не может быть доказано, "вещь в себе" -

глубинная внутренняя сущность вещей и явлений не будет полностью

познана никогда. Гегель - высшая реальность - абсолютный дух.

Позитивизм - стремление поставить философию на почву твердого

научного знания (Огюст Конт).

Закон Мальтуса - народонаселение растет быстрее (в геометрической

прогрессии), чем возможности Земли его прокормить (в арифметической

прогрессии). Наступит критический момент, когда ресурсов Земли не

хватит на все человечество.

Американская философия прагматизма - Джон Дьюи - философские

исследования необходимо направить не на поиски ответов на

отвлеченные вопросы, а на совершенствование опыта, чтобы,

используя накопленный опыт, совершенствовать общество.

Философия экзистенциализма - изучает проблемы существования

человека в обществе, нахождения баланса между жизнью в окружающем

социуме и внутренней самодостаточностью (Ясперс, Хайдеггер, Камю).


Вопрос 1.

Искусство - творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).
Искусство - первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле - обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений - произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой - от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.
Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме - в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.
Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.
В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.
Функции искусства.

1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.
2) Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение. Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.
3) Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.
4)
Воспитательная функция. (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика - политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.
5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.
6) Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства:
- формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.
- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.
7) Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это - свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.


Случайные файлы

Файл
170036.rtf
131410.rtf
20011-1.rtf
103512.rtf
65325.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.