Семинары (18. Натурфилософия эпохи Возрождения)

Посмотреть архив целиком

Тема – «Натурфилософия эпохи Возрождения».

Определения

Натурфилософия (philosophia naturalis):

  1. Метафизическое учение о природе, опирающееся при объяснении ее не на данные, полученные путем опыта, а исключительно на умозрительные предпосылки; имеет целью выработку миросозерцания, объединяющего в себе как факты внешнего материального, так и факты внутреннего духовного мира [1].

  2. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности [2];

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento):

  1. Эпоха от 14 до 16 в.в. Умственное и художественное движение в Западной Европе, выразившееся в стремлении восстановить греко-римскую образованность посредством тщательного изучения классической литературы (труды так наз. гуманистов) и в разыскании образцов античного искусства, изучении их и создании школ художников, стремившихся достигнуть в своих произведениях совершенных форм классических мастеров. Появилось сперва в Италии, потом захватило Германию, Францию и другие западноевропейские страны [1].

Гуманизм:

  1. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как "меру всех вещей".

Гилозоизм (греч.):

  1. Воззрение, приписывающее материи первоначальную жизненную силу, например, учение ионийских натурфилософов, которые приписывали основным стихиям материального мира жизнь, душу и даже разум. Натурфилософия эпохи возрождения (Парацельс, Карлан, Гассенди, Дж. Бруно и др.) носит черты гилозоизма.

Пантеизм (греч.):

  1. Учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества.

  2. Учение, отожествляющее Бога с миром, причем мир является лишь внешней стороной, обнаружением, проявлением Бога. П. отрицает внемировое бытие Бога: "Бог есть все", "Бог во всем", "Все в Боге". В древности П. свойствен индийской философии, элейцам, стоикам, неоплатонизму, в новое время его представители Спиноза, Шеллинг, Гегель и др. [1].

Схоластика (от лат. Schola – школа):

  1. Школьная философия средних веков. Основной характер схоластического философствования заключается в том, что придается чрезмерное значение некоторым общим понятиям, а за ними и означающим эти понятия словам, так что в результате пустая игра понятиями и словами заступает место действительного исследования природы и фактов. По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию в смысле применения философских понятий и приемов мышления к христианскому церковному вероучению. Зародившись в 9 в., схоластика полного развития достигла после того, как схоластики через посредство евреев и арабов, а затем и греков, познакомились с Аристотелем; господствовала до 15 в. Главные направления в схоластике – реализм и номинализм. Главные представители схоластики: Эригена, Абеляр, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура, Альберт Вел., Оккам и др. Ср. Haureau, "Hist. de la philos. scolastique" (1872); Stockl, "Gesch. der Philos. d. Mittelalters" (1864-66); V. Eicken, "Gesch. und System d. mittelalt. Weltanschauung" (1887); Werner (1881-87) [1].

План

  1. Введение.

    1. Натурфилософия.

    2. Эпоха Возрождения.

  2. Натурфилософия эпохи возрождения.

    1. Основы.

    2. Представители.

    3. Характерные черты.

  3. Заключение.

Содержание

Натурфилософия и её место в истории

Натурфилософия – это метафизическое учение о природе, которое опирается при её объяснении не на данные, полученные опытным путём, а исключительно на умозрительные предпосылки [1]. Натурфилософия имеет целью создание картины мира, объединяющей как факты внешнего материального, так и внутреннего духовного мира.

Древнейшими представителями натурфилософии были ионийские философы, которые выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки: к ним, прежде всего, относится атомистическая гипотеза.

Дальнейшее развитие натурфилософия получила в Европе в эпоху Возрождения. А позднее, в XIX веке под натурфилософией стали понимать направление немецкой идеалистической философии, в рамках которой, Шеллингом, Гегелем и др., предпринимались попытки подведения всех явлений природы под различные априорные схемы.

Эпоха Возрождения: исторический контекст

Эпохой Возрождения именуется исторический период в истории культуры стран центральной и западной Европы (Италии, Германии, Франции и др.) XIV-XVI вв.

Термин Renaissance, Возрождение был введен мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари (1550). Так он назвал время с 1250 по 1550 г. С его точки зрения, это было время возрождения античности. В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмпансию науки и искусства от богословия, охлаждение к христиансой этике, стремление человека к свободе от ограничений каталической церкви. То есть понятие «Возрождение» в сущности стало означать гуманизм.

Натурфилософия эпохи Возрождения

Натурфилософия эпохи Возрождения развивалась на основе пантеизма и гилозоизма. Так, Бог отождествлялся с природой, являющейся воплощением божества, а материи приписывалась изначальная жизненная сила и способность мышления.

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являются:

  • Николай Кузанский,

  • Николай Коперник,

  • Джордано Бруно.

Николай Кузанский (1401-1464)

Как и большинство философов своего времени, он ориентировался на неоплатонизм. Платон и неоплатоники противопоставляли единое (идею) не единому (вещи). Кузанский, исходя из христианского принципа монизма, заявил: «единому ничто не противопоставлено», «единое – есть всё». Это утверждение направлено против христианского теизма, в котором творение (всё) отделено от творца (единого). Кузанский предугадал гелиоцентрическую картину мира.

Николай Коперник (1473-1543)

Коперник возродил и обосновал античную идею гелиоцентризма, нанеся удар по религиозным представлениям, открыл новые пути для развития астрономии, физики, всего естествознания. «Не всё видимое достоверно, оно – лишь отражение скрытой за явлениями действительности». Несовпадение сущности и явления сделало основной задачей философии поиск и обоснование адекватного метода познания мира.

Джордано Бруно (1546-1600)

Бруно философски обобщил теорию Коперника, высказал идею бесконечности Вселенной и множества миров. Природа – это бог в вещах, следовательно цель познания – телесная, материальная природа, а не сверхприродный бог. Оригинальность концепции Бруно – в объединении пантеизма с принципом индивидуализма, обобщённых в понятии монада (индивидуальная сущность, сочетающая в себе как духовное, так и материальное начало и выступающая, как основная единица бытия). Высшая субстанция, Бог – это монада монад. Как целое она проявляется во всём едином по принципу «всё во всём».

Бруно сформулировал основные утверждения естествознания нового времени:

  1. Вселенная едина, бесконечна и неподвижна (движутся только составные её части).

  2. Вселенная не порождается и не уничтожается, а может лишь увеличиваться и уменьшаться.

  3. Вселенная – одновременно и творец и творение, и причина и следствие.

  4. Так как мироздание бесконечно – безграничен и процесс его познания.

Отличительными чертами натурфилософии Ренессанса являются:

  1. Антропоцентризм (центральное место занимает человек).

  2. Гуманизм (признание ценности человека, как личности).

  3. Целостное рассмотрение природы.

  4. Светская направленность философии, отрицание схоластики.

  5. Тесная связь с естествознанием.

  6. Обращение к античному наследию (возрождение).

Заключение

В натурфилософии эпохи Возрождения широко использовался принцип тождества микро и макрокосмоса. Были выдвинуты принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектических положений (например, учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения). Однако понимание природы в целом носило во многом фантастический характер, включая астрологические и алхимические представления. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, кабалистикой и пифагорейской мистикой чисел.


Случайные файлы

Файл
20155-1.rtf
61950.rtf
CBRR4545.DOC
150090.rtf
25816-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.