Семинары (Эволюционизм как познавательная программа)

Посмотреть архив целиком

Эволюционизм как познавательная программа

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ (от лат. Evolo - быстро развиваться) - повсеместно распространенная в XIX в. школа.

Основные положения теории эволюционизма

  • Классическая эволюционистская теория представляла собой попытку открыть некий универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур.

  • С точки зрения эволюционизма развитие любого культурного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном состоянии так или иначе представлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире.

  • Имеет место непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.

Формирование Э. началось в первой половине XIX в. и было связано с основополагающими научными выводами, открытиями и событиями этого времени. Среди научных выводов особое значение приобретала мысль о развитии. Впервые ее систематически применил немецкий естествоиспытатель Л. Окен, сформулировавший теорию «первичной слизи», из которой по восходящей линии должны были возникнуть все классы и виды органического мира. Его последователем стал Ж. Ламарк, предположивший, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде и эти свойства передаются последующим поколениям путем наследования. В классической форме теорию эволюции и естественного отбора изложил Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, вышедшей в свет в 1859 году.

Наряду с этими новыми научными выводами, сделанными в области естественных наук, возникновению Э. способствовало общее общественное и политическое развитие XIX в. Опираясь на многочисленные технические изобретения, капитализм обусловил всеобщее стремительное развитие производительных сил и соответствующее преобразование общественных отношений. Сложилось оптимистическое представление о том, что дальнейшее общественное развитие будет непрерывным, без каких-либо потрясений.

В результате этой общей переориентации в процессе буржуазного мышления потерял силу самый важный философский вывод начала XIX в. - диалектика. В первую очередь в результате деятельности французского философа О. Конта приблизительно к середине XIX в. диалектика была окончательно заменена позитивизмом, под влиянием которого наука стала ограничиваться сферой эмпиризма и заменять вопрос «почему»? вопросом «как»? Место анализа противоречий заняли логическая классификация и определение временной последовательности. Разложение диалектического мышления, в конце концов, привело к отказу от еще одного методического принципа: различение между сутью и явлением. Каждое явление рассматривалось представителями этой школы как непосредственное выражение общеисторической необходимости, а, следовательно, они полагали, что можно с помощью многих примеров из самых различных областей Земли, вырванных в каждом случае из их взаимосвязей, воссоздать течение общественного развития.

В рамках Э. был выдвинут ряд теорий, объектом рассмотрения которых в первую очередь стал первобытный период развития человечества.

В этнографии (наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры каких-либо народностей) Э. победил приблизительно в середине XIX в. При этом самые сильные импульсы исходили из Германии, Англии и Франции, хотя и Австрия уже в самом начале дала представителей нового направления мысли. Одним из старейших представителей австрийской школы был Г. Клемм, который опубликовал в 1843-1847 гг. свою пятитомную «Общую историю культуры человечества».

К пионерам эволюционистского образа мыслей в этнографии также могут быть причислены австрийские этнологи И. Унгер (Брак в его всемирно-историческом развитии, 1850) и Т. Вайц (Антропология диких народов, 1859).

В то время как английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж.Лаббоку принадлежит заслуга первыми и почти одновременно представить завершенную эволюционистскую концепцию. Тайлор в течение продолжительного периода времени оказывал влияние на формирующуюся этнографическую науку своей теорией пережитков. В соответствии с основной идеей метода пережитков, в культуре каждого народа сохраняются остатки прошлого, по которым можно сделать выводы о положении вещей на более раннем историческом этапе. Справедливости ради надо сказать, что пережитки в культуре были уже за десятилетие до этого выделены русским ученым К. Д. Кавелиным. Но его идея не получила широкой известности и не оказала влияния на европейскую этнографию. С Тайлором дело обстояло иначе: его книга "Первобытная культура" была переведена на многие языки. В "Первобытной культуре" приведено много примеров пережитков, в том числе такие, как ручная прокидка челнока во времена уже механизированного ткачества, пожелание здоровья при чиханье — остаток веры в то, что через отверстия в голове могут войти или выйти духи, и т. п.

Иначе возник Э. во Франции, где он формировался в рамках другой науки – социологии. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явлений развития общества стало выявление определяющего фактора, модификация которого ведет к изменению всего облика общества. Так, Огюст Конт (1798-1857) в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.

Герберт Спенсер(1820-1903) - представитель английского социологического научного подхода усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития.

Карл Маркс (1818-1883) в качестве определяющего фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, который, в свою очередь, является основой изменения всего общества и обеспечивает смену общественно-экономической формации.

В США эволюционистский образ мыслей распространялся очень медленно. Первой работой, основывающейся на эволюционистском подходе, стало исследование Л.Г. Моргана «Системы родства и свойства» (1858). Особое значение имела монография Моргана «Древнее общество»( 1877).

Э. предстает как совокупность ряда мелких научных группировок, причем не всегда можно однозначно причислить того или иного автора к определенному течению. Тем не менее к числу основных направлений Э. можно отнести следующие.

Культурно-историческое направление (Л.Г. Морган, К.Д. Кавелин, М.М. Ковалевский, И. Липперт, И. Мукке, Э. Тайлор, Дж. Лаббок). Сторонники этого направления либо прослеживали в своих работах процесс развития отдельных сфер общественной жизни, либо делали попытки осуществить более сложные социальные реконструкции, для чего ими устанавливалась логическая последовательность ступеней развития и разрабатывались соответствующие классификационные схемы. Достижения представителей этого направления связаны в первую очередь с тем, что они внесли существенный вклад в воссоздание научно обоснованной картины первобытного общества, его развития и упадка.

Биологическое направление (О.Пешель, Т. Ахелис). Эти ученые обосновали закономерности эволюции общества путем перенесения в область общественных наук принципов естественных наук. Германский эволюционист Пешель сделал попытку дальнейшего развития эволюционистского образа мыслей, находя обоснования развития человеческого общества в сравнении с ростом растений.

Социологическое направление (О. Конт, Э. Дюркгейм, Е. Вестермарк, Дж. Мак-Леннан, И. Бахофен, К. Штарке, Ш. Терунэ). В центре их внимания было исследование социальных институтов и отношений - развитие брака и семьи (Бахофен, Вестермарк, Мак-Леннан, Штарке, Летурнэ), общественное разделение труда (Дюркгейм), возникновение частной собственности (Летурнэ). Политические цели такого ряда исследований заключались в попытке найти с помощью исторической реконструкции оправдание системе отношений буржуазного общества.

Географическое направление (германский этнограф - А. Бастиан, К. и Р. Андре, Н.И. Надеждин). Его специфика в процессе формирования Э. в этнографии определялась тем, что представители этой области науки в своих работах обращались к различным аспектам исторической географии. Сделав вывод о том, что география не может игнорировать развитие человека на Земле, ученые начали исследовать взаимосвязи между обществом и естественной окружающей средой. Появление этой новой отрасли географии одновременно стимулировало формирование этнографической науки. Представители этого направления, как правило, переоценивали значение географического фактора и не смогли дать дифференцированную оценку взаимодействия среды и общества.

Также следует отметить, что эволюционизм не смог объяснить причины кризисов, попятных движений, распада некоторых обществ и гибель цивилизаций. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Указанные проявления ограниченности эволюционизма преодолевались путем новых подходов к созданию общества, среди которых выделялись теории циклического развития О.Шпенглер (1880-1936), А.Тойнби(1889-1975)) и теория социального изменения (Т.Парсонс(1902-1979)).

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения. Системный подход Парсонса к эволюции общества как социальной системы позволяет указать на те явления в нем, которые ведут к его структурной перестройке, и на те, которые являются второстепенными.


Случайные файлы

Файл
27965.rtf
13217-1.rtf
48428.rtf
Diploma-total.doc
11540.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.