Семинары (28. Априоризм Канта и его роль в познании)

Посмотреть архив целиком

Доклад

Тема – «Априоризм Канта и его роль в познании».

Определения

  1. Априори (от лат. a priori, буквально – из предшествующего) – знание, предшествующее опыту и независимое от него [1].

  2. Апостериори (лат. a posteriori, буквально – из последующего) – знание, получаемое из опыта [1].

  3. Знание – совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности [3].

  4. Опыт – совокупность знаний и умений, приобретенных индивидом на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия с внешним миром [3].

  5. Познание – процесс постижения действительности и приобретения знаний [3].

  6. Гносеология – теория познания.

  7. Антиномии – противоречащие друг другу и в то же время одинаково доказуемые ответы на исследуемые вопросы (мир и конечен – и не имеет пределов; существуют неделимые частицы – и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные – и существуют процессы, поступки, совершающиеся свободно).

  8. Критический рационализм – источником познания является разум и присущие ему идеи, а пределы познания обусловлены свойствами психических способностей человека.

План

  1. Биография.

  2. Докритический период.

  3. Априоризм Канта.

  4. Роль априоризма Канта.

Содержание

Биография

Иммануил Кант (1724 – 1804), немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге (ныне Калиниграде), где окончил университет, был доцентом и профессором университета.

В философском развитии Канта различают 2 периода:

  1. Докритический (до 1770 г.).

  2. Критический (после 1770 г.).

В докритический период Кант признаёт возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе. В критический период – отрицает способность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей.

Докритический период

Докритический период в философии Канта характеризуется рядом существенных достижений в естественнонаучных областях знания:

  1. В астрономии:

    1. Разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», то есть из огромного облака диффузного вещества (в работе «Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.).

    2. Высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики.

    3. Доказал замедление суточного вращения Земли в результате приливного трения.

    4. Развил учение об относительности движения и покоя.

  2. В биологии: Наметил идею генеалогической классификации животного мира.

  3. В антропологии: Выдвинул идею естественного развития человеческих рас.

Диссертация «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770) явилась началом перехода к воззрениям «критического» периода, главными произведениями которого стали:

  • «Критика чистого разума»,

  • «Критика практического разума»,

  • «Критика способности суждения».

Основу этих трудов составляет идея «удвоения» мира, которая состоит в том, что существуют:

  • Мир «вещей в себе» – мир, существующий до опыта и являющийся его источником. Не познаваем.

  • Мир явлений – мир, данный в опыте, субъективизированный мир. Познаваем.

Между мирами «вещей в себе» и явлений пролегает грань понимания – трансцензус, признаком перехода через которую является возникновение антиномий – противоречащих друг другу, но в то же время одинаково доказуемых ответов на вопросы.

Априоризм Канта

С чем человек имеет дело в процессе познания: с самим предметом познания или с его моделью, существующей в разуме познающего? И адекватна ли модель самому предмету? Если люди познают не сами предметы, а их модели, то могут ли они говорить на одном языке, обсуждая тот или иной предмет и могут ли они друг-друга понимать? С целью положительно ответить на этот Кант вводит понятие априорного, врождённого, доопытного знания, являющегося единой основой понимания для всех людей, базисом понятий, обеспечивающим взаимопонимание людей. Так, человеку априорно, с рождения, дано понимание пространства и времени, понимание таких категорий, как модальность, причинность, возможность, действительность и др.

При исследовании вопроса цели познания Кант сталкивается с антиномиями, примерами которых могут быть высказывания:

  • мир и конечен – и не имеет пределов;

  • движение относительно и абсолютно, прерывно и непрерывно;

  • существуют неделимые частицы – и неделимых частиц нет;

  • все процессы протекают как причинно обусловленные – и существуют процессы, поступки, совершающиеся свободно.

Существование антиномий противоречит третьему правилу формальной логики, которое гласит, что об одном и том же предмете может быть не более одного истинного ответа на противоположные высказывания. Кант же, столкнувшись с такой ситуацией, вместо того, чтобы признать несовершенство этого закона формальной логики, делает вывод о том, что человеческий разум по своей природе антиномичен и не в состоянии проникнуть в сущность явлений. «Мир не познаваем», – заключает Кант. Такое ограничение возможностей разума даёт простор вере, делая религию предметом веры, а не науки или теоретической философии.

Роль априоризма Канта

Основные положения, к которым подводит априоризм Канта:

  1. В процессе познания люди получают приблизительно одинаковую информацию о предмете познания.

  2. Существует единый для всех людей базис априорных, врождённых, предшествующих опыту знаний.


Случайные файлы

Файл
10021.rtf
104814.rtf
60376.rtf
59147.rtf
211.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.