Тест "Рисунок семьи" (131940)

Посмотреть архив целиком


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ









Тест "Рисунок семьи". Метод Кормана






Выполнила студентка

3 курса, 14-33 группы

Васильева И.В.

Преподаватель:

Хмелёв Е.А.


Цель: Диагностика семейных отношений.

Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а так же те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание методики: Ребенку предлагают нарисовать семью (свою или любую другую).

В протоколе фиксируется время выполнения задания, все вопросы и высказывания испытуемого, стирания, поправки и т.п.

Беседа с ребенком после окончания рисования включает в себя примерно такие вопросы:

1. Чья семья изображена на рисунке (его самого, какого-нибудь друга, вымышленного героя)?

2. Кто конкретно нарисован (роль в семье, пол)?

3. Чем занимается каждый персонаж?

4. Где они находятся?

5. Им весело или скучно? Кто самый счастливый (несчастный) и почему?

Можно также предложить ребенку решение нескольких ситуаций:

Представь, что вся семья идет в гости, но кто-то заболел и должен остаться дома. Кто это будет?

Представь, что у тебя есть два билета в кино. Кого бы ты взял с собой?

Представь, что ты попал на необитаемый остров? С кем бы ты хотел там пожить?

Материалы: Для выполнения рисунка предлагаются стандартный чистый белый лист бумаги, карандаш (желательно с мягким стержнем), ластик. Дополнительно можно предложить цветные карандаши.

Инструкция: "Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали".


Интерпретация


1. Анализ структуры рисунка


1. Сравнение состав нарисованной семьи с реальной:

А) Если семья нарисована в полном составе - это признак эмоционального благополучия семьи.

Б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных конфликтов в семье и даже агрессию.

В) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, может свидетельствовать о:

неких травматических переживаниях по поводу семьи;

о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);

об аутизме;

о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;

а также отсутствии контакта между психологом и ребенком.

Г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье.

На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: "не хватило места", "боюсь, это плохо получиться". Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.

Д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей:

вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:

если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и проч., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности, возможно, истерических чертах характера;

маленький рисунок в совокупности с негативным эмоциональным фоном - это признак чувства отверженности, покинутости, иногда - аутических тенденций.

Е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как:

неудовлетворенные психологические потребности в равноправных кооперативных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брата, сестру);

потребность быть в обществе других людей;

желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и проч.);

потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;

кроме того, иногда это может быть связанно с символических разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.


2. Расположение членов семьи, особенности взаимодействия


А) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками или семья занята одним делом - это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в ситуацию.

Б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать:

разобщенность членов семьи на рисунке;

большое расстояние между ними;

помещение между ними различных предметов или стены, например, отец-газета, мать-плита.

Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от других. Если ребенок нарисует себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.

В) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч - это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.

Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества.

Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.

Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа - неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.


3. Последовательность и особенности рисования членов семьи


А) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализировано, дольше всех остальных.

В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.

Б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение.

Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей.

Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.

В) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной.

Если она больше или наравне с другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой.

Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это - признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей.

По тому как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.


4. Символика рисунка


а) Грязь (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) - символ внутреннего беспокойства из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.

б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода - символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции.

Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них, спящие или больные люди, особенно если ребенок идентифицирует себя с ними.

в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.

г) Шарик, бумажные змеи - символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.

д) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ "пленения", лишение свободы, наказания (например, младший братик в кроватке).

Здесь же - барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, посещение зоопарка).

е) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.

ж) Изображения опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи) - символы агрессивности, существования фактора соперничества.


5. Технология анализа детских рисунков


Что касается общих моментов интерпретации рисунков, то здесь речь пойдет о качестве рисуночных линий (нажиме, направление, прерывность-непрерывность), о расположении рисунка на листе, о его размерах, наличии дополнительных деталей и их количестве, стираниях.

Качество рисуночных линий:

Сильный нажим трактуется как сильное психологическое напряжение, имеющее выход через:

А) амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению;

Б) энергичность, настойчивость;

В) тревожность.

Очень легкий нажим:

А) неуверенность, робость, боязливость, нерешительность, колебания, агрессивность;

Б) недостаток энергии;

В) или свидетельство гибкости и подвижности мышления.

Неровный, переменчивый нажим: нестабильность, импульсивность, эмоциональная лабильность, значимые детали выделены более сильно или заштрихованы.

Нажим, слабеющий в процессе рисования: утомляемость испытуемого, возможно, депрессия.

Формы и направления линий:

Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация в обществе.

Преобладающие горизонтальные штрихи - слабость, боязливость, постоянная обеспокоенность собственной безопасностью или женственность.

Вертикальные линии - самоуверенность, решительность, повышенная активность, упрямство, настойчивость.

Преобладание кривых линий свойственно женственной или конфликтной личности.

Прямые, жесткие штрихи - агрессивность, упрямство, настойчивость.

Постоянное изменение направления штриховки - обеспокоенность, возможно, незащищенность.

Твердые уверенные штрихи - безопасность, упорство, решительность, амбициозность.

Прерванные, зигзагообразные линии - чувство беззащитности, медлительность, зависимость.

Длинные линии предполагают импульсивный, легко возбудимый темперамент.

Штрихи справа налево - признак интроверсии, изоляции. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия.

Размер рисунка:

Рисунки во весь лист - это компенсаторное превознесение себя в воображении.

Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, зачастую лишенную чувства меры, склонную к тщеславию, высокомерию.

Рисунки малых размеров предполагают наличие комплекса неполноценности, возможную предрасположенность к депрессии, тревогу, эмоциональную зависимость, чувство дискомфорта.

Расположение рисунка:

В центре - признак нормальной, уверенной личности, чувствующей себя в безопасности, эгоцентризм у ребенка, значимость для него нарисованного образа, иногда - незащищенность.

В верхней части листа - высокий уровень надежд, иногда нереальный уровень оптимизм или завышенная самооценка.

В нижней части листа - чувство беззащитности, депрессии, возможно, заниженная самооценка.

На краю листа - неуверенность в себе, потребность в одобрении, поддержек, боязнь самостоятельных решений, стремление избегать нового опыта.

Слишком частые стирания рисунка означают тревожность, нерешительность, недовольство собой.

Если стираются и перерисовываются отдельные детали, следовательно, они имеют большую значимость для рисовальщика.

Наличие дополнительных деталей на рисунке, фон, окружение.

Стремление заполнить все пустоты на рисунке какими-нибудь изображениями обозначает наличие у рисовальщика чувства одиночества, незащищенности, недостаточного удовлетворения потребности в любви и тепле.

Рисование линии опоры (например, контур земли), означает незащищенность, желание иметь дополнительную опору в жизни, тревожность, неуверенность.

Наличие туч означает тревогу, боязливость, а солнце, лампочка, горящая печь и другие образы, связанные со светом или теплом означают потребность в дополнительном внимании, заботе, ласке.


Используемая литература


  1. Обозов Н.Н. Мир нашего "Я" в рисунке и почерке. 1999.

  2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. 1999.



Случайные файлы

Файл
30489.rtf
5332-1.rtf
147768.rtf
57510.rtf
147430.rtf