Биопсихосоциальная природа человека (128965)

Посмотреть архив целиком

План.


  1. Введение

  2. Краткая история развития представлений о человеке

  3. Современные концепции, исследующие биопсихосоциальную природу человека

  4. Примеры из жизни

  5. Заключение

  6. Список использованной температуры


Введение.


Цель моего реферата – показать всю сложность и многогранность природы человека. Человек – самое высокоорганизованное существо на Земле и поэтому его изучает много разных наук, которые часто переплетаются между собой, образуя новые. Философия – «мать» всех наук, в том числе и тех наук, которые исследуют природу человека таких как: социология, биология, психология, антропология и другие. На стыке разных наук о человеке возникли новые: психогенетика, социобиология.

Я выбрала данную тему, потому что мне всегда было интересно узнать и может даже самой понять структуру человека с точки зрения разных наук и разных подходов.

Биологическое наследование признаков характерно для всех живых организмов, оно осуществляется через размножение. Но социальное наследование характерно только для человека, так как человек – особое звено в развитии живых организмов, это существо биосоциальное. Биологически человек (Homo Sapiens-человек разумный) связан с другими формами жизни, миром природы, но он не может жить без общества, так как общество воспитывает человека, формирует в нем те свойства, которыми мы отличаемся от других живых организмов (разум, воля, характер, сознание, потребности, способности. Прежде чем приступить к раскрытию главной темы реферата, я в первой главе даю краткую историю развития представлений о человеке.


Краткая история развития представлений о человеке.


Вопрос о природе человека , о его происхождении и назначении представляет собой одну из основных философских проблем. Он был поставлен уже в античной философии. Античная философия рассматривает человека как часть природы – космоса, как микрокосм, т.е. малый мир. По мнению древних философов, человек обладал всеми свойствами природы. Человек состоит из тела и души, для античной философии характерно представление о метемпсихозе – переселении душ. Античная философия подчеркивает разумность человека и его социальную природу. Он определяется как «политическое животное», способное существовать только в обществе. Также античные философы говорят о неравенстве людей в обществе. В этом с ними можно согласиться.

Следующий этап философского осмысления человека связан с развитием христианства в Средние века. Здесь человек рассматривается как творение Бога, как его образ и подобие. Важную роль в христианской антропологии играет учение о грехопадении, согласно которому первоначально человек был сотворен как бессмертное, совершенное существо, но в результате грехопадения первочеловека в мире появились страдания и смерть. Логическим исходом жизни людей, по мнению христианской антропологии, явится Страшный Суд, в котором все люди предстанут перед Богом. Также важную роль играет учение о богочеловечестве. Например, богочеловеком считается Иисус Христос, который победил свою греховность, и у него появилась возможность вернуть свое совершенство. Но есть в христианской антропологии и то, с чем может согласиться и те люди, которые не верят в Бога, а верят во что-либо другое, например, в науку. В частности то, что для христианской антропологии характерно подчеркивание отличия человека от личности, т. е. уникальной, неповторимой, духовной индивидуальности. Кроме того, для христианской антропологии характерно подчеркивание волевой природы человека. Существует необходимость волевого выбора между добром и злом. Сам по себе разум не имеет силы и требует поддержки со стороны воли. Но лично я считаю, что разум – это сила человека, а воля является частью разума, и, по моему мнению, именно разум, благодаря которому человек осознает окружающую его реальность, позволяет человеку сделать выбор между добром и злом. Ведь существуют люди, слабые волей, но, несмотря на это, у всех людей есть разум и право выбора. Даже в песне группы «Смысловые галлюцинации» поется: «Разум когда-нибудь победит». И, по мнению В.И.Вернадского мы вступаем в ноосферу, т. е. сферу разума. Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Также христианская антропология доказывает, что человеческая душа не является целостной и единой, в ней происходит внутренняя борьба разных влечений, желаний и стремлений. Душа властна над телом, но она не властна над самой собой. С этим я согласна, потому что бывает такое, что трудно человеку понять самого себя. Я думаю, что это бывает с каждым человеком.

Антропология эпохи Возрождения объединяет античное и христианское понимание человека. Человек является одновременно и микрокосмом и образом и подобием Бога. Человек начинает мыслиться как творец человека Бог. Отсюда и возникает пафос самостоятельности, свободы человека. С одной стороны это хорошо, но с другой – это оправдывает жестокость, кровопролития и насилия среди людей. Таким образом, очевидно, что людям нельзя людям давать слишком много свободы.

Такое понимание человека не могло и не просуществовало долго. В философской антропологии нового времени появляется более скромное представление о человеке как о природном существе особого рода. Уникальность человека заключается в том, что хотя он и рожден в природе, но, тем не менее, он принадлежит природе лишь частью своего бытия – телесно. Второй своей частью – разумом или духом он возвышается над природой, выходит из ее власти. Я с этим не могу согласиться, да, человек является самым развитым существом на Земле, и он снизил влияние природы над собой, но я считаю, что полной независимости от природы человек не добьется никогда, в борьбе человек – природа победит природа.

Новую трактовку и новое понимание проблема человека получила в философии Иммануила Канта (1724-1804). Кант доказывает, что человек – не просто природное существо, что само понятие природы как независимой от человека внутреннепротиворечиво, бессмысленно. Природа как сама таковая недоступна, по мнению Канта, для человека. Он не может о ней ничего знать, но тот мир, который доступен человеку несет на себе отпечаток человеческой деятельности. Таким образом, то, что мы понимаем под словом «природа», Кант не называл так, но мы видим, что, согласно Канту, мы на это воздействуем. Но и природа действует на человека.


Современные концепции, исследующие биопсихосоциальную природу

человека.


Человек – существо биопсихосоциальное. На формирование личности оказывает влияние общество. Все, чем отличается человек от остального мира природы – разум, воля, характер, сознание, потребности, способности – формируются непосредственно в обществе. Культура человека оттеснила инстинкты, присущие животным.

Анализ человека неизбежно приводит нас к психогенетике. В психологии накоплены многочисленные доказательства важности социально-психологических факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия матери с новорожденным ребенком до положения человека в обществе. Но не всегда наблюдаемые различия в поведении (в реакциях людей на одни и те же процессы, различия в поведении детей раннего возраста и т.д.) объясняются прошлым человека. Отсюда, а также из общебиологических, эволюционных дисциплин встает задача новых, а именно биологических, «природных» основ вариативности психологических черт. На человека влияет окружающая природа, и человек влияет на природу, общество тоже влияет на человека. Карл Маркс говорил, что «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Но на самом деле, человек тоже оказывает влияние на общество.

общество

природа

человек



душа




Общая для всех людей часть генотипа (видоспецифическая).

Обязательные для всех людей условия среды (в пределах «нормы»).

Различающаяся у всех людей часть генотипа (индивидуальная).

Различающиеся у всех людей условия среды (индивидуализированные).


Нормативное развитие.



Фенотип (совокупность признаков).



Формирование индивидуальных различий.








Схема формирования признака с точки зрения психогенетики.

Рассмотрим механизм размножения двух “родительских” особей путем сигнамии (оплодотворения) их репродуктивных клеток - ”материнской” гаметы (яйцеклетки) и “отцовской” гаметы (сперматозоида), каждая из которых является гаплоидом (одинарным набором непарных хромосом).

В процессе сигнамии образуется “родительская” зигота - оплодотворенная клетка, способная развиваться в новую особь с передачей наследственных признаков (генетической информации) от “родителей” их “потомкам”. Зигота, в отличие от гамет, является диплоидом, содержащим одну пару из двух неотличимых одна от другой хромосом, которые происходят от “родительских” гамет: одна от “материнской” гаметы, а другая от “отцовской” гаметы. Такие хромосомы называются гомологичными хромосомами. В гомологичных хромосомах для всех признаков имеется по два гена, называемых аллельными генами.

Зиготы, содержащие в аллельных генах гомологичных хромосом одинаковые аллели (АА или аа), называются гомозиготами, а содержащие разные аллели (Аа или аА), называются гетерозиготами.

В результате акта сигнамии аллели “родительских” гамет могут меняться местами в аллельных генах гомологичной хромосомы (конъюгация и кроссинговер).

Таким образом, при образовании зигот происходит независимое и случайное расхождение “родительских” генов по аллельным генам гомологичных хромосом зиготы независимо от того, у кого из родителей он присутствовал.


Случайные файлы

Файл
20683-1.rtf
ref-19461.doc
30443-1.rtf
10625.rtf
31365.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.