Роль воображения в науке (ref-16213)

Посмотреть архив целиком

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия №2

г.Южно-Сахалинска














Реферат

по биологии


Тема: «Роль воображения в науке»














Выполнила:

Ученица 9А класса

Болтунова А. Н.

Руководитель:

Шлеина Т.И.

преподаватель биологии









2003г.


Оглавление




введение 3

Глава I. Воображение - важнейшее свойство человеческой психики 4

1. 1 Определение воображения 4

1. 2 Воображение как отражение действительности 5

1. 3 роль Воображения в научном познании мира 14

Заключение 22

список Литературы 24


Введение.


Темой своего сообщения я выбрала воображение. Я постаралась выявить его место и роль в структуре познания. Для этого я использовала теоретический метод

Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний. Функции воображения исследуются в работе на ряде процедур научного познания: гипотезе, наглядном моделировании, умственном эксперименте.

Целью воображения является способность создавать новые образы. Оно рождается из потребностей соотносить доступное человеку с тем, что прямо ему не дано.





























синтезирующую роль

Внесенсорных-

Комбинаторные-





Глава I. Воображение - важнейшее свойство человеческой психики.



1.1 Определение воображения



Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский, Кестлер, С.Л.Рубинштейн, “Философской энциклопедии”.

Из определений видно, что существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.

Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

1.2 Воображение как отражение действительности


Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности. Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно вклю­чаются в формирование всех (в том числе и обобщенных) мысленных образов.

Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирает­ся на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Воображение - продукт преобразования прежде всего функциональных харак­теристик отображения. Восприя­тие - образ предмета в целом, в нем уже весьма пол­но раскрываются смысловые характеристики предмет­ности.

В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания.

Элементы воображения обнаружи­вают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “до­страивать” образы данных объектов явственно обнаруживается спо­собность человека раскрывать для себя функцио­нальную значимость воспринимаемых объ­ектов и делать саму эту значимость предметом особо­го рассмотрения и специальных процедур.

Тот факт, что в восприятии человек способен по данным отдельным элементам “достраивать” недо­стающие стороны объекта, “видеть” целое при реальной доступности лишь его частей, свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в них опыта индивидуальной и коллективной деятельности есть про­явление возникающего воображения. Сущность воображения заключается в том, что образы воображения сознательно продуцируются человеком.

Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) осно­ваний этой деятельности.


Материальной базой процесса воображения выступает внешний мир во всем богатстве его отношений, из которого “вычерпываются” новые впечатления и создаются новые образы. Воображение можно рассматривать и как процесс (форму) и как результат (содержание) отражения объективной действительности. Оно выполняет функции: эвристическую, антиципирующую, практическую, познавательную, эстетическую и другие. Воображение способно преображать весь мир без исключения. Воображение - это одна из способностей человека продуцировать новые образы. Особенностью воображения как средства переноса знаний с одной области на другой является своеобразный сплав чувственного и рационального.

Воображение является специфическим отражением действительности и служит средством ее познания. Деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Оно обязательно выводит субъекта за пределы наличной ситуации, формирует образы, не имеющие непосредственного оригинала в действительности.

Образы, которыми оперирует сознание человека, не сводимы только к воспроизведению прошлого опыта. Воспроизведение - основная функция памяти; воображение же связано с преобразованием содержания, протекающим в наглядном плане.

Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе, который протекает при активной деятельности мышления субъекта и подчинен осознаваемой задаче. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.

Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные (часто случайные) связи явлений, событий, предметов. Они способны “замкнуть цепь”, вызвать свободную игру ассоциаций. Различают активное, практически-деятельное воображение и пассивное, созерцательное, а также его непроизвольные формы. Определенное место в деятельности воображения занимает мечта.

Рассматривая воображение в самом широком смысле, его можно определить как процесс преобразования наглядного материала посредством понятий и формирования образов ранее частично или полностью наблюдаемых явлений.


1.3 Роль воображения в научном познании мира


Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания.

Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей.

Открытие есть выявление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры, и воображение играет в этом процессе значительную роль. Творчество начинается уже тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его, и люди ставят новые вопросы и находят загадки, казалось бы, в обычном.

Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. В структуре человеческой деятельности всегда содержится некоторый вопрос, направленный на объективную действительность. Возникающие вопросы выражают наличие проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает тогда, когда знания, методы и способы действия оказываются недостаточными для решения той или иной задачи. Вследствие этого человек пытается найти новые средства для достижения своей цели.

В ходе выдвижения задачи определенные функции выполняет и воображение. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.


Необходимо выделить специфический характер воображения как способа получения нового знания. Функции воображения в процессе творческого решения задачи следует видеть в том, что оно выступает видом познания, не сковываемым шаблонами и схемами мышления. Новое здесь формируется при активной мысленной деятельности. Гносеологическое содержание данного процесса состоит в выявлении новых особенностей объекта на основе имеющихся у субъекта знаний.



Воображение является не только средством переноса знания с одной области на другую, но и формой его преобразования. Сформировавшиеся с помощью воображения образы включают в себя как воспроизведение прошлого и настоящего, так и элементы будущего. Познание становится тем более творческим, чем больше места в нем находит подчинение прошлого и настоящего будущему.

Таким образом, функцию воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний. Отчетливо эвристическая функция воображения проявляется в наглядном моделировании.


Случайные файлы

Файл
146994.rtf
120634.doc
174049.rtf
Сборник 55.doc
28004.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.