Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве (21425-1)

Посмотреть архив целиком

Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве

ВВЕДЕНИЕ

С прогрессом компьютеров и объединяющих их сетей, в первую очередь это касается Интернета, можно говорить о появлении нового вида человеческой деятельности. В информационных изданиях термин "киберпространство" широко используется для обозначения всех аспектов работы человека с компьютером и Интернетом. Этот термин довольно точно отражает возможность восприятия компьютеров и их сетей как особого психологического "пространства". Людям, активно работающим с компьютерами, пишущим электронные письма, играющим в игры, общающимся одновременно с людьми на разных континентах, трудно не представлять все это как особое "пространство", куда они попадают при помощи своего компьютера. Создатели интерактивных сервисов для пользователей вносят свою лепту в создание этого образа, называя отдельные части своих продуктов "мирами", "комнатами" и "территориями".

Эти факторы и вовлеченность в путешествие по Интернету с одного сайта на другой приводит к тому, что люди начинают воспринимать компьютеры как продолжение своей личности в "пространстве", отражающем их вкусы и интересы. В терминах психоанализа, компьютеры и киберпространство можно рассматривать как тип "промежуточного пространства" (transitional space), расширяющего внутренний психический мир человека. Это состояние может настолько захватывать, что временами происходит растворение собственного "Я" и отождествление, к примеру, с личностью персонажа игры, проходящей на экране.

Когда киберпространство воспринимается как продолжение разума - промежуточное пространство между "Я" и другими - это широко открытая дверь для различного рода фантазий и реакций переноса, которые могу быть спроецированы на это пространство.

АНОНИМНОСТЬ

Анонимность - это важный аспект понимания киберпространства. С самых ранних стадий формирования структуры этого пространства, само существование анонимности и постоянная борьба за его поддержание, не может не обратить на себя внимание. Это касается различных сторон поведения в киберпространстве: от проведения массовых опросов до интерактивного общения групп людей. В ситуациях общения никто не может сказать с уверенностью, с какого континента говорит с тобой собеседник, ни даже гарантировать, что пол человека, с которым ты вел интимные разговоры последние месяцы, действительно соответствует тем данным, которые он сам о себе указал.

Анонимность при общении с компьютером может помочь психологам и социологам при проведении опросов и интервью. Социологи Kiesler и Sproull в 1986 году показали психологическую эффективность использования компьютера как анонимного интервьюера. При опросе студентов с помощью компьютера количество ответов об употреблении наркотиков выросло на 14% по сравнению с проведением данного опроса стандартными средствами на бумаге. Waterton и Duffy (1984) при проведении опроса об алкоголизме в Шотландии отметили, что людям проще признаваться об этом компьютеру, чем живому человеку. При этом опрашиваемые прекрасно понимали, что все сказанное ими будет распечатано и передано на обработку людям. Тем не менее, люди легче доверяют компьютеру самые интимные подробности своей жизни. Этот феномен использовался Binik и др. для создания программы психологической помощи семейным парам "Sexpert". Пара с проблемами в отношениях или в сексуальной жизни просматривала видеолекцию на экране компьютера и вступала в общение с программой. Поскольку люди были изолированы от социального давления и оценок других, они серьезно обсуждали свои проблемы, опираясь на комментарии "Sexpert". "Открывшись перед другим человеком можно нанести себе сильную моральную травму, если не оправдаются возложенные на него ожидания. Компьютер - это совсем другое дело" - говорили пациенты.

Анонимность также может использоваться как инструмент безнаказанного проявления сексуальных домогательств или агрессии по отношению к другим людям. Это может проявляться в форме рассылки электронных писем с оскорблениями или угрозами от чужого имени, либо публичном оскорблении кого-либо в конференции или в интерактивном общении. Повтор этих действий может приводить к формированию стереотипа поведения и в реальной жизни, что негативно сказывается на социальной адаптации личности.

Часто люди делают в киберпространстве вещи, которые по своим моральным качествам кажутся им не совсем приемлемыми в реальной жизни. Например, посещение серверов или конференций, содержащих порнографию; или представление себя лицом другого пола в интерактивном обсуждении. В подобном случае человек хочет гарантированной анонимности. Становится понятно, почему любые попытки разработчиков программ включить информацию, позволяющую хотя бы косвенно идентифицировать пользователя, находят резкое негативное отношение со стороны этих пользователей под лозунгом нарушения частной жизни. Эта анонимность может иметь негативные стороны, когда подобные сервера посещают дети. Единственным контролем, существующим на данный момент, является непроверяемое требование подтвердить свое совершеннолетие, что является просто формальностью для защиты от обвинений официальных властей. В последнее время в США было несколько судебных процессов возмущенных родителей против распространителей порнографии в Интернете. Сенат США и ряд законодательных органов других стран принял законы, ограничивающие бесконтрольный доступ к информации порнографического содержания в Интернете.

РЕГРЕССИЯ

"Люди, общаясь в Интернете, регрессируют. Это очевидно" - так начинает свою статью о регрессе в Интернете английский филолог Norman Holland. И дальше развивает свою мысль, показывая три основных признака регрессивного поведения в киберпространстве:

flame (болтливость)

сексуальная озабоченность

ничем не обоснованная чрезмерная щедрость и открытость

Он прослеживает появление этих регрессий из реакций переноса на компьютер - бессознательные фантазии о силе, доминировании, сексе, нарциссическом любовании и родительской любви. Основой регрессии является тенденция людей к смешиванию понятий человека и машины. В киберпространстве люди бессознательно воспринимают машины как живых людей (это же отмечали и психологи в середине 90-х см. Forman и Pufall или Frude) и, в то же время, общаются и с людьми, как с чем-то меньшим, чем человек - в результате снятия запретов на сексуальное и агрессивное поведение.

С первым аргументом трудно не согласится тому, кто хотя бы раз читал бессмысленные разговоры в письмах, отправляемых группам пользователей, растянутые на многие месяцы и вовлекающие в свой круг все новых и новых людей. Киберпространство соединяет в себе высочайшие достижения человеческого интеллекта и наиболее примитивные инстинкты человеческой личности. Человек всегда искал новые способы самовыражения и общения с другими людьми, и в киберпространстве он нашел одну из таких возможностей, где можно быть тем, кем хочется, и проявлять свои эмоции без контроля со стороны внешнего наблюдателя.

Для понимания сексуальной стороны киберпространства необходимо проследить динамику отношений человека к компьютерам. До широкого распространения компьютеров у человека были лишь продолжения его тела - машина, лодка, пистолет. С появлением персональных компьютеров человек получил и продолжение своего разума. И здесь люди продолжили играть в старую игру "Мой больше чем твой" - мой жесткий диск больше, мой процессор быстрее или новее, и.т.д. В психоаналитических терминах - это фаллические фантазии, и не удивительно, что мужчины и женщины воспринимают компьютеры по-разному. Женщины, в отличие от мужчин, как правило воспринимают компьютеры просто как инструмент, подобно пылесосу или микроволновой печи.

Ситуация меняется при дополнении компьютера возможностью связи с другими компьютерами, соединенными в сеть. Здесь на первый план выходит непосредственное взаимодействие с личностями, обитающими в киберпространстве, что переключает отношение человек/компьютер на отношение человек/другие люди. В силу снижения контроля над поведением и анонимности, мужчины и женщины могут реализовать практические любые свои фантазии, вплоть по представления себя личностью противоположного пола, в общении с другими людьми на серверах общего пользования.

При обосновании третьего пункта Holland допускает, что, не все могут отнести его к регрессии. В качестве доказательства он приводит пример бескорыстного обмена плодами многомесячных раздумий и трудов между людьми, ничего не знающими друг о друге, как это происходит при публикации в Интернете. Еще один пример взят им из San Francisco Chronicle, где рассказывалось об одном юристе, переезжавшем из Бостона в Вашингтон и потерявшем все свои книги во время пожара в товарном вагоне. Он поместил список погибших книг в Интернете с просьбой помочь, и потом в течение полугода получал книги по почте, отосланные совершенно незнакомыми людьми. Желание помочь людям, страдающим наркоманией и алкоголизмом, в сочетании с анонимностью последних, является причиной открытости во время общения в конференциях, посвященных этим вопросам, что в некоторой степени заменяет службу психологической помощи по телефону и подобные службы.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Одной из уникальных особенностей киберпространства является возможность поэкспериментировать с самоотождествлением. Во многих ситуациях - комнатах общения, ролевых играх - человек может выбрать любое имя, манеру поведения и даже пол. Люди, с которыми он будет вступать во взаимоотношения, будут воспринимать его через слова и действия, совершаемые в соответствии с выбранным типом. Это наблюдение может иметь практическое приложение при психотерапии людей, постоянно обитающих в киберпространстве, поскольку это открывает терапевту широкие возможности для анализа мотиваций и ориентации этой личности.


Случайные файлы

Файл
74716-1.rtf
102234.rtf
162534.rtf
47550.rtf
99239.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.