Лекции по философии (Вопрос №12)

Посмотреть архив целиком

Вопрос №12.

Фридрих Дессауер. (1881-1963).

Концепция техники как сопричастности божественному творению.


Наиболее выдающейся фигурой по проблемам философии техники, как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее, был Фридрих Дессауер. В своих работах "Философия техники" и "Споры вокруг техники" Дессауер к трем кантовым критикам:

научного знания;

морального поступка;

эстетического восприятия; Дессауер добавляет четвертую - критику технической деятельности.

Кант в "Критике чистого разума" доказывает, что научное знание ограничено миром явлений (феноменами). Научное знание никогда не может вступить в непосредственную связь с "вещами самими по себе" (ноуменами). Нравственный и эстетический опыт не способен установить позитивный контакт с трансцендентной реальностью.

Дессауер, в противоположность Канту, утверждает, что делание, особенно в виде технических изобретений, может как раз установить позитивный контакт с "вещами самими по себе".

По мнению Дессауера, сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве, ни в самих продуктах техники. Сущность техники проявляется в самом акте технического творчества.

Анализ акта технического творчества показывает, что оно реализуется в полном соответствии с естественными законами и как бы по "подстрекательству" человеческих целей. Однако эти природные законы и цели, будучи необходимыми, не являются одновременно достаточными условиями изобретения. Помимо их существует и нечто другое, называемое Дессауером внутренней обработкой (innere Bearbeitung), которая приводит сознание изобретателя к контакту с "четвертым царством" - сферой, в которой пребывают "пред - данные решения технических проблем". Эта внутренняя обработка делает возможным технические изобретения и реализует контакт с трансцендентными "вещами самими по себе". Изобретение не есть нечто выдуманное, продукт человеческого воображения без реальной силы. Оно появляется лишь после и в результате встречи в сознании со сферой пред - данных решений технических проблем.

То обстоятельство, что эта внутренняя обработка и реализует контакт с трансцендентными "вещами самими по себе" технических объектов, подтверждается следующими двумя фактами:

1. изобретение в качестве артефакта не есть нечто такое, что можно обнаружить в мире явлений;

2. лишь, когда оно появляется в качестве феноменальной реальности как данное изобретение посредством творчества изобретателя и через него, только тогда оно вступает в действие, "работает".

В концепции Канта переход через границы опытного знания (трансценденция) существует только в сфере морального и эстетического опыта. Дессауер, в отличие от Канта, видит переход границы опыта именно в той практической сфере, которую Кант полностью игнорировал, а именно в сфере современной техники. В соответствии с таким метафизическим анализом, Дессауер формулирует определенную теории) моральной значимости техники.

Большинство концепций техники ограничиваются рассмотрением практических выгод и польз. Создание техники, для Дессауера, носит характер категорического императива или божественной заповеди. Технике свойственны автономные, преобразующие мир последствия. Это, по Дессауеру, свидетельствует, о том, что техника является трансцендентной моральной ценностью. По его определению, в действительности техника и есть участие в творении..., величайшее земное переживание смертных".

Люди создают технику, однако ее могущество переходит грань всякого ожидания. Техника приводит в действие нечто большее, чем эти могущественные силы.


Случайные файлы

Файл
162128.rtf
99040.rtf
37411.rtf
154575.rtf
control_work.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.