Лекции по философии (Вопрос №02)

Посмотреть архив целиком

Вопрос №2

Неокантианство.


Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой "вещи в себе". Неокантианство трактовало "вещь в себе" как "нредельное понятие опыта"; по мысли представителей данного направления, предмет познания конструируется нашими представлениями, а не наоборот. Марбургская школа.

Основные усилия направлены на разработку трансцедентального метода познания. Представители Марбургской школы рассматривали математику как образец для социо - гуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она задана как математическая функция. Конечная цель философии - исследование логических основ точных наук.

Основатель Марбургской школы Герман Коген понимал научное знание как абсолютно самостоятельную и постоянно развивающуюся систему, в рамках коТорой развёртывается всё разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом. Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнивать знание не с чем. Любое изменение знания ведёт к изменению действительности, но не наоборот. Баденская школа.

Эта школа, в отличие от марбургской, основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцедентальную значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика. Генрих Риккерт доказывал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей. Главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т.к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Риккерт выделял шесть таких сфер: эстетика, этика, эротика, логика, пантеизм, религия. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесённые с этими системами единичные явления из области опыта образует культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощается красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям: пространственно - временному (физическому) миру, миру ценностей и смыслов, миру необъективированной субъективности.


















Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей непознаваемой "вещи в себе". Неокантианство трактовало "вещь в себе" как "предельное понятие опыта"; по мысли представителей неокантианства предмет познания конституируеся нашими представлениями, а не наоборот.


Марбургская школа.

Основные усилия направлены на разработку транссендентального метода познания. Пpeдcтaвители Марбургской школы рассматривали математику как образец для социо-гуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще. Они выступили против обоснования (толкования) "вещи в себе", как объективной реальности, которая производит ощущения, воздействуя на наши органы чувств. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она задана как математическая функция. Конечная цель философии - исследование логических основ точных наук.

Основатель марбургской школы Герман Коген (1842—1818) самое пристальное внимание уделял анализу научного знания. Научное знание понимается Г. Когеном как абсолютно самостоятельная и постоянно развивающаяся система, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом Коген отстаивает положение Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем. Действительность — лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот.

Пауль Наторп (1854—1924), трактуя философию как метод достижения позитивного знания, разрабатывал концепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в которых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира, он разработал социальную педагогику, целью которой стало включение человека в контексты мировой культа эволюционирующей к идеальному обществу, в котором личность выступает как самоцель.

Как и многие неокантианцы Эрнст Кассирер (1874-1945) пытался преодолеть метафизическое противопоставление бытия и мышления за счет разработки трансцендентального метода, связанного с рефлексией форм научного познания, а не с самой действительностью. Он полагал, что познание имеет дело не с вещью, а с отношением, с заданным, а не с данным. Поэтому логика развития философии предполагает ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии.


Баденская школа.

В отличие от марбургской школы неокантианства баденская школа основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии И. Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцендентальную значащую природу ценностей, поэтому в центре исследований баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика.

Генрих Риккерт (1863-1936) считал, что философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей; главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия наука о целостном человеке и его отношении к миру.

Г. Риккерт выделял шесть таких сфер: эстетика, этика, эротика (блага жизни), логика (наука), пантеизм (мистика), религия. Каждой из них соответствует своя система ценностей. Соотнесенные с этими системами единичные явления из области опыта образуют культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощаются красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим только в области, постигаемой религиозной верой и противостоящей иным областям пространственно-временному (физическому) миру, миру ценностей и смыслов, миру необъективированной субъективности.

Эти идеи разделял и Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), стоявший, как и Г. Риккерт, у истоков баденской школы. В. Виндельбанд считал, что для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов. Для наук о культуре характерен идиографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действительности. Риккерт и В. Виндельбанд отмечали, что цель философии - создание новой методологии, наука об общеобязательных ценностях, обусловливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах.


Случайные файлы

Файл
122595.rtf
27402.rtf
140876.doc
50066.rtf
89029.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.