Система творческих работ учащихся в 5–6-х классах (9461-1)

Посмотреть архив целиком

Система творческих работ учащихся в 5–6-х классах

Ирина Сиполс

школа №1280

Москва

Программа литературного образования МИРОС рассматривает самостоятельную творческую деятельность ученика как определяющий компонент литературного образования.

Особую роль творческие работы играют на начальном этапе, то есть в 5–6-м классах, когда аналитический подход к литературному произведению только формируется и доступен ещё не каждому ученику.

В этом возрасте ребята очень гордятся своими собственными сочинениями, с удовольствием называют себя поэтами и писателями, поэтому задания творческого характера помогают учителю литературы формировать ситуацию успеха на уроках, стимулируют развитие интереса к литературе, помогают постигать мир художественного произведения писателя-классика.

Творческие работы учеников 5–6-х классов условно можно разделить на две группы:

1. Собственно творческие, то есть работы, предполагающие сочинительство, написание произведения определённого жанра с художественным его оформлением и обработкой.

Так, в самом начале 5-го класса при изучении авторской волшебной сказки, в результате постепенного вхождения в мир героев сказок Пушкина, Перро, Андерсена и других, разговоров о мотивах поступков этих героев, по мере постижения законов сюжетостроения и способов выражения авторской воли ребята придумывают героев и выстраивают действие своих будущих сказок. Эта предварительная работа заканчивается “изданием” собственных сочинений и праздником сказки и сказочников.

Последующая работа в блоке «Миф и сказка» заканчивается написанием подражания мифу в духе Р. Киплинга.

Это задание вызывает большой интерес, поскольку дети очень любят всё объяснять: это делает их взрослее, старше в собственных глазах.

Отдельные ученики справляются и с гораздо более сложным жанром былины, которая пишется на злобу дня (на бытовые сюжеты, сюжеты из школьной жизни) и является уже не просто стилизацией, но и порой носит пародийный характер.

По мере прохождения программы 5-го класса учащиеся пробуют себя в роли баснописцев-моралистов, а некоторое время спустя с удовольствием сочиняют “чушь” и “чепуху”, подражая Д. Хармсу.

В 6-м классе подобные творческие работы будут усложняться. Их связь с литературным источником становится более глубокой: уже не жанровая природа произведения является примером для подражания, а темы, проблемы, поднятые автором, эпизоды, ситуации, в которые попадают герои изучаемых произведений, становятся материалом для собственного творчества. И наконец, стиль писателя, стиль произведения (а именно изучение стиля является стержнем программы 6-го класса), объективное (реалистическое), субъективное (романтическое) изображение жизни питает ученическое творчество.

Так, после второго блока («Связь стиля повествования с жизненным материалом и образом автора») ученики пишут: «Монолог раненой птицы», «Рассказ щенка о незаслуженной обиде», «Воспоминания Курочки Рябы о старике и старухе».

После прочтения пушкинской повести «Станционный смотритель» шестиклассники пробуют себя в роли “блудного сына” или “блудной дочери” — «Письмо блудной дочери/сына».

Формирование представления о художественном образе (третий блок), его живописности и многозначности невозможно без соотнесения изобразительно-выразительных средств, которыми располагает литература, с ресурсами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Так появляются словесные натюрморты — описания праздничных обедов, именинных торжеств и скромных домашних ужинов.

Блок «Комическое слово» и рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» дают возможность на современном жизненном материале поработать с деталью и смоделировать ситуацию «Толстый и тонкий — 200. . . ».

Трудным для большинства, но благодатным для литературно одарённых и духовно глубоких детей становится написание лирических этюдов после сложного, но эмоционального обсуждения на уроках философской сказки Экзюпери «Маленький принц», — «Пустыня хороша оттого, что в ней скрываются родники», «Вода бывает нужна и сердцу», «Зорко одно лишь сердце» и так далее.

Эти мудрые изречения, лирические раздумья ребят и в целом размышление над сказкой-притчей готовят почву для работы над одним из самых сложных жанров — притчей, с которой начнётся программа 7-го класса. Тогда ученикам предстоит проверить свои творческие возможности при написании басни-притчи, основываясь на ветхозаветных притчах царя Соломона или на собственном материале.

2. Второй тип творческих работ — работы о себе, о мире, в котором то радостно, то одиноко ощущает себя каждый ребёнок. Это этюды, а порой и просто небольшие зарисовки, реплики, которые носят глубоко личностный характер, а потому, по сложившемуся уговору, ребята в уголке таких работ иногда ставят знак “С. С. ” (совершенно секретно), и учитель становится единственным хранителем детской тайны. Это, несомненно, по-человечески сближает ученика и учителя и в то же время даёт ребёнку ощущение защищённости.

Эти творческие работы также вызываются к жизни литературой, но здесь связь между произведением и читателем другая: судьбы литературных героев, ситуации, положения, в которые они попадают, их чувства, мысли, автор, оценивающий своих героев, помогают ученикам увидеть себя со стороны, открыть что-то новое в себе и мире. И наоборот, осознание своего “я”, своего места в жизни позволяет глубже проникать во внутреннее содержание литературного произведения и в конечном счёте способствует формированию личности читателя и человека, то есть имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Кроме того, такие задания помогают учителю лучше узнать своего ученика, продумать индивидуальный подход к нему на уроках и во внеклассной работе.

Оценки за такие работы выставляются не всегда (всё зависит от конкретного случая), но иногда важнее отметки становится совет или знак понимания — помета, сделанная на полях человеком, которому ребёнок доверяет.

Первым произведением в программе 5-го класса, которое даёт возможность задуматься о себе и о своих поступках, становится сказка А. Погорельского «Чёрная курица». Тут мои ученики пишут и о своих самых сокровенных желаниях («Что бы я попросил на месте Алёши»), и о том, «Когда мне было стыдно».

ОляК. Мне всегда стыдно, когда я куда-нибудь опаздываю. Иногда это от меня совсем и не зависит, потому что чаще всего меня возит папа. Папа то проспит, то забудет, что у меня занятия. За опоздания ругают меня, а не его, и мне всегда стыдно. Когда я вырасту, я никуда не буду опаздывать.

ОлегТ. Мне бывает стыдно, когда родители меня отчитывают и ругают. Причин для этого бывает много. Например, когда у меня в портфеле много мусора, а я его не выкинул, или когда я получаю плохую отметку за домашнее задание. Сильнее всего я всё-таки стыжусь из-за этого. Потом вечером я обычно не могу заснуть около часа и обдумываю то, что сказала мне мама.

При изучении лирических произведений у пятиклассников постепенно создаётся “словарь настроений”, а параллельно с ним появляются работы «Когда мне было грустно (весело, страшно)».

ЛарисаС. Однажды нам задали по чтению прочитать «Фею Фантасту». В этом рассказе-сказке говорилось, как в осенний день (на море или в лесу) можно увидеть фантастические фигуры.

Когда автор описывает поздний вечер в лесу, мне уже отчасти становится страшно. И вот я уже сижу с ногами на стуле, озираюсь по сторонам, а так как нахожусь одна в комнате, то еле сдерживаю крик ужаса. Вот что там было написано: “Вы идёте по лесу поздним вечером. Вдруг впереди поляна. На ней что-то странное. Вы всматриваетесь. Внезапно этот неизвестный предмет начинает шевелиться. Вам кажется, что это огромное, противное, безобразное чудовище! Оно тянет к вам свои ужасные лапы. . . ”

Моё сильно развитое воображение рисует жуткую картину. Сотни этих лап торчат у меня перед глазами. . .

Я больше двадцати минут отходила от этой сказки. Разве можно такое писать для детей?

Или в связи со снами героев: «Мой самый страшный (весёлый, странный, нелепый. . . ) сон».

ДимаП. Самый чудесный сон приснился мне, когда я заснул, выполняя домашнее задание. Мне приснилось, что я игрок команды «Манчестер Юнайтед». Мы играли против испанского клуба «Реал Мадрид». Я вышел на замену на шестидесятой минуте. Счёт был ничейный — 3:3. И вот на девяностой минуте матча мне дали пробить штрафной удар. Я бью, и. . . ГОЛ!!! Трибуны взревели, все игроки побежали меня поздравлять.

Тут я проснулся. Передо мной лежит учебник — «Литература. 5-й класс».

ДашаО. В основном я сплю без снов. Но один раз мне приснился очень приятный сон.

Был мой день рождения. Мне принесли подарок в коробочке. Я развязала коробочку, а в ней кошечка. Как же я обрадовалась! Я просто замерла от восторга. Кошечка смотрела на меня большими умными зелёными глазами. Я хотела взять её на руки, но тут на меня упал луч света, и я проснулась.

Больше в ту ночь я не видела снов. А кошечку мне так и не подарили.

После изучения произведений о животных (девятый блок) мои ученики учатся смотреть на себя со стороны: «Что думает обо мне моя собака (кошка, крыса, морская свинка. . . )?»

Но, конечно же, блок произведений, рассказывающих о детстве, и прежде всего повесть Толстого «Детство», даёт особый материал для раздумий о герое и соотнесения его с собой.


Случайные файлы

Файл
157468.rtf
31450.rtf
87738.doc
11574.rtf
55554.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.