Конспект учебника Новицкого И.Б., Римское право, 1993 (Rim_pravo)

Посмотреть архив целиком

Римское право

Конспект учебника Новицкого И.Б., 1993 + часть из лекций


1-3 вв. н.э. – классическое право (принципат), 3-сер.4вв. – абсолютная монархия


Предмет основ Римского права


Римское право = частное (интересы частных лиц) + публичное (интересы гос-ва).


Частное право (интересы частных лиц):

  1. квиритское («квирит» - римлянин, старое римское, деление на плебеев и патрициев, ius civilus),

  2. перегринское (ius gentium, только здесь был письменный договор, образовалось как право для чужестранцев, но после расширения Рима, естественно, стало сильно влиять на квиритское право, сер. 4в. – Юстиниан – полное слияние квиритского (цивильного) и перегринского права),

  3. преторское (магистров)


Публичное право (по статусу государства) – религиозное право, правовое положение жрецов, правовая политика магистратов (уголовное – в более поздний период)



Основные варианты норм права:

  1. императивные нормы – не изменяемые частными договорами,

  2. уполномочивающие нормы – «как договорятся» в частном праве,

  3. диспозитивные (условно-обязательные ) нормы– «если не воспользовался правом выбора (составления завещания), то будет так-то».



Основные институты частного (гражданского) права:

  1. собственность,

  2. другие ограниченные права на вещи,

  3. договоры и обязательства,

  4. наследование,

  5. учение об исках.



Причины большого значения Римского права (просуществовало 1000 лет):

  • высокий уровень развития Рима (товарно-денежные отношения) и использование права самой передовой части империи – Афин,

  • впитывание элементов права срезу нескольких стран (Греция, Египет, Сирия),

  • авторитет «живого права» римских юристов (38 чел., в т.ч. Папиниан, Гай, Павел, Ульпиан, Модестин)


Характеристика старого римского права:

плебеи и патриции;

агнаты – все, кто живет под одной крышей (квази-родственники) имеют право на наследство данного домовладельца;

вышедшая замуж женщина может стать «когнаткой» перейдя в другой дом – теряет право на наследство старого домовладельца (возможно исключение: женщина сохраняет право на часть наследства своего отца при наличии договора поручения между женщиной и ее мужем на управление ее имуществом и обязанностью женщины на 3 суток в год уходить из дома, при этом также имеется право на развод).


Источники Римского права


Понятие источника права: 1) откуда родилось (из каких отношений), 2) где его можно прочитать (обычное право, законы, постановления сената, эдикты магистратов), деятельность юристов), 3) откуда о нем знаем мы (кодификация Юстиниана, записи юристов, литература того времени, философские трактаты того времени).


Источники в плане «откуда взялось»:

  1. обычное право – неписанное (т.е. юридические обычаи предков). Обычаи относились и к обычному обороту, и к жрецам («практики жрецов»), и к магистрам («обычаи магистратов»). Законы 12 таблиц – в основном на основе обычного права. После защиты государством становится законом (в императорский период обычное право становится неудобным: разнотипные территории со своими обычаями и более активный оборот требуют унификации),

  2. законы Легес – постановления Сената, народных собраний, императорские конституции (эдикты – распоряжения населению по общим вопросам, рескрипты – решения по частным ходатайствам, мандаты – чиновникам, декреты – окончательные решения императора по частным спорам),

  3. эдикты магистратов,

  4. деятельность юристов.


В республиканском Риме законы – через общее собрание.

В период принципата – через сенат, подконтрольный императору.

В императорский период – через распоряжения императора (конституции)


Термин «эдикт» - с республиканского Рима: эдикты преторов по гражданским делам и магистратов – по торговым делам.

Эдикты были обязательны для самих магистратов. Основной подход: «закон творит народ, преторы и другие магистраты не могут ни вводить новый закон, ни отменять старый – они лишь трактуют, применяют при разрешении споров и конкретизируют «дыры».

Однако право трактовки позволяло эдиктами фактически изменять цивильное право, не меняя его формально через защиту претором новых отношений и незащиту цивильных правил. Отсюда – существенное развитие цивильного права преторами и перерастание его в преторское право, которое просуществовало (пусть под контролем императора, с правом внесения им изменений) до Юстиниана (4в.н.э.).


Юристы (жрецы, понтифы) – правотворчество на основе их личного авторитета (без законодательных официальных полномочий) в период 1-3вв., т.е. в период принципата, классического права. Естественно, юристы проводили политику правящего класса, поэтому власти стало удобно признавать решения юристов и их обязательность для судьи.

Институции – учебники юристов.

Живое право юристов с 4 в. приходит в упадок, т.к. введены официальные должности юристов при императоре

С 5 в. вводится обязательное формальное цитирование работ юристов при решении споров и вынесение решений именно на основе формальных цитат – о «живости» (т.е. творчестве при применении общих принципов к конкретным делам) уже речи не идет.


Кодификации


Кодификации (объединение и систематизация норм права):

  1. с 5 в. до н.э. – законы 12 таблиц (простота, логичность, требования их знать с 6 лет),

  2. 3-4вв. – конституции – попытки частных лиц обобщить правовые нормы из указов императоров,

  3. 5 в. – Феодосиев кодекс из 16 книг – первая официальная императорская кодификация (неудачная),

  4. 6 в. – кодификация Юстиниана – обобщение не только императорских указов, но и сочинений классиков (5 в. – разделение Рима на Римскую и Византийскую части, 6 в. – тенденции к объединению). Основная задача кодификации Юстиниана – укрепление власти императора.


Кодификация Юстиниана («сводом нового гражданского (цивильного) права»):

с 528 по 534гг. обнародованы:

  1. первый свод императорских законов (полностью заменен кодексом 50 решений),

  2. «Дигесты Юстиниана» (сборники трудов юристов за всю прошедшую историю, 50 томов, более 1000 законов, по всем отраслям права, перевод существует в наши дни),

  3. институции (учебник по праву из 12 книг на основе институций Гая – одного из пятерки ведущих юристов прошлого, в Бейруте и Константинополе создаются юридические школы, изучающие превые 3 года Дигесты и Институции),

  4. «Кодекс 50 решений» (прогресс в плане разрешения многих спорных вопросов, отмена устаревших процедур, например, отмена манципации, т.е. передачи средств производства, включая рабов, через торжественный обряд),

  5. Позднее к Дигестам, институциям и Кодексу добавились Новеллы (новые законы, отразившие слияние патрициев и плебеев в нобилей).

В они применялись до 10 в. в Восточном (Византийском) Риме.

В Западном Риме всё это время применялись сборники отдельных королевств (законы Легес) и практика юристов, и лишь в 11 в. узнали о Дигестах.


Гражданский (легисакционный, виндикационный) процесс.


«Легисакционный» - от «закон» (действие законным образом, не прибегая с самосуду).

«Виндикационный» - от палки («vindicta»), накладываемой на спорную вещь тем, кто считает, что имеет на нее право (если речь шла о недвижимости или земле – приносили кусок земли, черепицы).

Основная идея – соответствие претензии и иска букве закона.


Стадии процесса:

  1. in jure (заявления истца и ответчика: кто претендует на спорную вещь с наложением палки; если в ответ на заявление истца «это мое» ответчик молчит или соглашается, то процесс завершен; роль магистрата – выслушивание, отдельные реплики, контроль ритуала: тем, у кого вещь остается до конца процесса, должны быть названы поручители или внесен залог),

  2. in judicium (предоставление сторонами свидетелей, претор (судья) выбирает по соглашению со сторонами присяжного судью, который и анализирует доказательства, свидетельства и возражения ответчика (эксцепции) и выносит окончательное решение – именно он, а не претор).

После in jure, независимо от реального исхода дела, повторный иск того же истца по тому же делу был невозможен.

Весь процесс – в течение одного дня.


Впоследствии процесс стал «формулярным» (появился сначала в перегринском праве):

  1. упрощенная процедура заявления иска, отсутствие обрядностей,

  2. претор вручает истцу «формулу» - записку, адресованную судье, где были указаны назначенный судья, если необходимо – суть отношений истца и ответчика, условия удовлетворения иска и условия отказа в удовлетворении, возможность вынесения решения о компенсации ответчику, если иск верен, но вещь неделима и ее присуждение истцу требует такой компенсации

  3. право претора не руководствоваться точными словами закона: возможность защищать новые отношения и не защищать формально законные старые,

  4. присуждение по иску содержалось в «формуле» в денежной форме, т.е. фактически одно обязательство после суда заменялось на другое.

Излишнее требование истца или преждевременность иска, или заявление иска не в том месте приводили к отказу в удовлетворении всего иска.

Повторный иск по-прежнему невозможен.

При отказе ответчика исполнить нечто вроде нашего исполнительного листа при невозможности подтверждения своих возражений – производилось взыскание в двойном размере, в том числе через арест до уплаты долга или через взыскание имущества (через публичные торги).


Условия защиты исков содержались в Эдиктах претора – т.е. фактически сведения о завершившихся судах стали единственными моментами, по которым можно было бы судить об отсутствии или наличии права на какую-то вещь.


Экстраординарный процесс


Экстраординарный процесс – разбор дела представителем власти (начальниками городской полиции Рима и Константинополя, правителями провинций, муниципальными магистратами; иногда - императором).

Уже ранее, наряду с легисакционным процессом существовала практика разрешения магистратом спора без передачи его на рассмотрение присяжному судье. Позднее такой подход использовался и вместо формулярного процесса.

К концу 3 в. экстраординарный процесс становится основным и единственным ввиду недоверия властей к даже «якобы» выборным судьям.


Процесс закрытый, только стороны, выносящий решение и особо важные персоны.

Неявка истца – прекращение дела. Неявка ответчика – заочное рассмотрение.

Хотя судебное решение по-прежнему сразу вступает в законную силу, но есть возможность апелляции (на решения правителя провинции – начальнику императорской гвардии, на его решения и на решения начальника городской полиции – императору). Решение императора имело силу закона.

Приведение в исполнение – силой гос. власти, если ответчик не выдавал вещь добровольно в течение 2 месяцев (в том числе продажей имущества несостоятельного должника).


Понятие и виды исков


Иск – способ добиться решения по интересующему вопросу (при легисакционном процессе – выполнение ритуала, при формулярном и позже – исполнение условий, изложенных в эдикте магистрата).


Виды исков по объекту иска:

  1. вещный иск к любому посягнувшему на вещь или завладевшему вещью (иски, основанные на собственности и связанных правах на вещь; судья жестко связан буквой закона и договора – «иск строгого права»)

  2. личный иск (иски по требованию что-то делать или чего-то не делать; судья имеет право принимать во внимание соображения справедливости, учитывать, был ли обман, независимо от наличия соответствующих оговорок в «формуле» - «иск по принципу справедливости»),

  3. статутные иски (о положении человека в обществе, т.е. о статусе данного человека в разрезе трех составляющих полной правоспособности (либертатис, циветатис, фамилия – см. понятие «лица»).


Варианты исков по способу привязки к старым законам:

  1. иск по аналогии (разрешение дела на основании ссылки на старые законы, но исключение из старых законов особых требований удовлетворения иска или изменение этих условий),

  2. иск с фикцией – создание новых норм права (включение претором в «формулу» выдуманного им варианта «подгонки» рассматриваемых отношений под старые законы: разрешение дела «как если бы отношения были несколько другими, которые уже описаны старыми законами»).


«Основные» и «дополнительные» иски:

  1. об удовлетворении или восстановлении состояния имущественных прав (например, возврат краденного),

  2. о взыскании штрафа за действия ответчика (штраф с вора).



Исковая давность


Причина введения сроков исковой давности – глобальная неуверенность в завтрашнем дне, если иск может быть подан спустя сколько угодно времени после события (право предъявлять или не предъявлять иск – у истца).


В классическом римском праве – «законный срок» (предъявления иска) – максимальный срок до подачи иска, отсчитываемый от даты события, течет независимо от действий сторон (подтверждения долга, выдачи иных связанных обязательств).


С 5 в. н.э. – «срок исковой давности» - срок бездействия стороны (30 лет) при наличия повода для иска (имущество удерживается, уже можно требовать возврата займа и т.п.), после истечения которого она не может подать соответствующий иск (продление исковой давности допустимо по «уважительным» причинам непредъявления иска ранее, например, отсутствие по гос. делам; возможно возобновление течения срока исковой давности, например, после получения подтверждения от должника о признании долга или после предъявления иска).


Понятие «лица» и «правоспособности»


Рабы – не носители прав, «говорящие орудия», «лицом» быть не могли, они – объекты прав.

Основное лицо – домовладелец (не семья).


Понятие юридического лица не формализовано.


Составляющие полной правоспособности:

  1. статус либертатис – положение, отделяющее рабов от свободных,

  2. статус цивертатис – гражданство, отделение римлян от других свободных (перегринов, латинов),

  3. статус фамилия – положение в семье, отделяющее «лицо»-домовладыку от подвластных в семье.


212г. – формальное равенство частных людей в области частного права (Конституция Каракаллы).


Правовое положение римских граждан


Гражданство приобреталось:

  1. рождением в законном браке от римских граждан,

  2. отпущение раба на свободу (при этом фактически вольноотпущенники не только зависели от бывшего владельца, но и эксплуатировались им),

  3. дарование гражданства иностранцу.


Прекращение гражданства:

  1. смерть,

  2. принуждение к наиболее тяжким наказаниям за преступления,

  3. попадание в плен к недружественному народу (гражданство восстанавливалось по возвращении).


Составляющие правоспособности гражданина:

  1. право вступать в законный брак (дети – граждане, отец имеет власть над детьми),

  2. право совершать сделки, приобретать и отчуждать имущество, торговать.


С 3 в. – формальное равенство правоспособности, но – явные признаки сословий (родовая и нобилитет – потомки лиц, занимавших гос. должности): разное налогообложение, недопустимость брака между сенатором и вольноотпущенницей.


Дееспособность (совершение действий, имеющих юридические последствия) по возрасту:

  1. до 7 лет – недееспособные,

  2. 7-12 (дев.) и 7-14 (мальч.) – только по сделкам по приобретению (если есть потери или установление обязанностей, то нужно разрешение опекуна непосредственно при совершении сделки, если же разрешения не было – юридически значимо только приобретенное по сделке; опекун – ближайший родственник по завещанию отца или по назначению магистрата; опекун не мог без экстренной необходимости отчуждать имущество опекаемого; опека над женщиной остается независимо от ее возраста),

  3. до 25 лет – дееспособность с правом отказаться от сделки (реституция) через просьбу претору, право без чьей-либо санкции вступать в брак и составлять завещание (кроме того, со 2 в. н.э. – право испросить себе попечителя, наличие которого требовало предварительного или последующего одобрения им сделки по уменьшению имущества попекаемого).


Ограничения по дееспособности:

  1. душевнобольные (под попечительством)

  2. телесно больные (там, где отсутствие органа/способности принципиально, например, стипуляция – для немого/глухого),

  3. расточители до угрозы полного разорения (под опекой по сделкам отчуждения или при возникновении обязательства, но опекаемый ответственен за деликты (правонарушения)),

  4. вечная опека домовладыки/мужа/ближайшего родственника над женщинами (лишь в конце классического периода женщина могла распоряжаться имуществом, но не вправе принимать на себя чужие обязательства – так и при Юстиниане, но различия слабее)


Бесчестье (в классическом праве влечет запрет представлять других в процессе или назначить представителя себе, запрет на вступление в брак со свободнорожденным, ограничение наследственного права):

  1. осуждение за уголовное преступление или правонарушение по отношениям, где подразумевается особая честность (поручение, хранение, опека)

  2. вступление в брак до истечения года после смерти мужа, сводничество.


«Интестабилитас» - лицо, отказавшееся дать свидетельские показания, хотя оно было свидетелем в сделке, не имело права принимать участие ни в одной сделке, где требовался свидетель (например, невозможно завещание).


Правовое положение латинов, перегринов, вольноотпущенников, колонов, рабов.


Термин «Латины» – до 1 в. до н. э. – члены римских колоний, позже – пожалованный статус некоторым областям и отдельных лиц.


До 2 в. до н.э. получали статус граждан при переезде в Рим,

со 2 в. до н.э. дополнительное условие – оставить в колонии мужское потомство.

Особый способ получения гражданства – участие в работе муниципального сената.


Право на законный брак и право на завещания им не предоставлялись.

Право на сделки и право участия в процессе – было.


Термин «перегрины» - чужеземцы вне римского подданства, а также «прочие» римские подданные (не граждане и не латины).


В 3 в. до н. э. Каракалла предоставил всем подданным Рима статус гражданина.


Рабы – res mancipi, как орудия труда и скот; владелец может убить раба, права на законный брак нет.

Признание рабом:

  1. по рождению от матери-рабыни (кто отец – не важно),

  2. плен или захват чужеземца из страны, не имеющей договора с Римом.

  3. продажа в рабство (древнейшая эпоха),

  4. присуждение к смертной казни или к работе на рудниках.

Прекращение рабства – только отпущением на свободу (манумиссией).


Признание «пекулия» (ограниченной правоспособности раба: право лично обязываться, но приобретения – только для господина; право требования без права на иск и только по платежам после освобождения раба) – для удобства его эксплуатации.

Ряд типов требований по сделкам, заключенным рабом, автоматически переходили на господина в пределах стоимости имущества, выделенного рабу в управление (в пределах пекулия) плюс стоимости увеличения этого имущества рабом.

Если раб назначался выполнять определенные функции, то ограничение суммой пекулия не действовало в пределах назначенных хозяином функции (т.е. в этом случае ответственность хозяина – полная).

Иск по возмещению вреда, нанесенный рабом не-хозяину, предъявлялся к хозяину (либо с выплатой компенсации, либо с выдачей раба для отработки компенсации).


Вольноотпущенники – до Юстиниана становились гражданами (если владелец имел право владеть рабом по цивильному праву) или латинами (если владелец имел право владеть рабом по преторскому эдикту, т.е. купил его без манципации). При Юстиниане и далее вольноотпущенники – граждане.

Однако зависимость вольноотпущенника от отпустившего на волю (от «патрона»):

  1. не имел права вызвать в суд,

  2. обязан оказывать услуги патрону (пределы эксплуатации при этом только увеличивались, так что даже преторы ограничивали ее),

  3. право на наследование имущества и алименты вольноотпущенника.


В разное время – ограничения для вольноотпущенников по вступлению в брак (сначала – с любым свободнорожденным, позже (до Юстиниана) – с лицом с сенаторским званием).


Колон – арендатор земли, мелкий фермер, формально свободный, но экономически зависимый от землевладельца в основном через неизбежные займы (это относится к периоду прекращения войн, когда приток рабов резко уменьшился, и сдавать землю либо за плату, либо за долю урожая, либо за обработку части своей земли стало выгоднее, чем содержать рабов).

Доля урожая – в виде налога государству, т.е. бесправие колонов выгодно и землевладельцу, и государству.

Результат: в 4 в. н.э. закон запретил колонам покидать свои участки, а землевладельцам – продавать участки без колонов (т.е. формально – независимые, реально – крепостные).

В колонов иногда превращались покоренные народы, а также рабы, наделенные пекулием в виде земли. Дети колона – тоже колоны.

Право на брак и на имущество у колонов было.

«Освобождение на свободу» было возможно, но нереально: колон терял основное средство труда – землю.


Юридические лица.


Формально такого «лица» не было, но уже в 12 таблицах упоминались корпорации ремесленников, религиозные корпорации, любые ассоциации могли создаваться с любыми уставами, если они не нарушали публичные законы.

В императорский период корпорации стали быть невыгодной силой для императоров, и Август запретил почти все из них (кроме созданных по разрешению сената и императора).


Прекращение корпорации – после достижения всех целей, уменьшение числа членов до 2, противозаконная деятельность.


Собственность корпорации – неделимая, общая собственность членов корпорации (пока корпорация существует, при прекращении – разделение имущества между последними членами).

Корпорация не могла быть стороной в процессе.

Идея о самостоятельности прав и обязанностей корпорации анализировались Марцианом, Алфеном, Ульпианом и были выражены отличиями по закону корпорации и, например, товарищества: 1) смерть товарища или приход нового товарища => старое товарищество прекращается (возможно, образуется новое товарищество), а смерть участника корпорации или приход нового члена => корпорация как была, так и осталась, 2) товарищ имеет право при выходе взять свою долю имущества, а член корпорации получает имущество исключительно при прекращении корпорации (права на выделение доли нет).


Римская семья. Брак. Имущественные отношения супругов.


Семья в древнейшем Риме – собственно семья + все родственники, живущие вместе + рабы. Властелин семьи и единственный полноправный гражданин – домовладыка (квирит от «власть», имеющий власть). Полная власть домовладыки над всей семьей.

Дочь, выходившая замуж, переезжала в новый дом и становилась агнатом нового домовладыки.

По мере развития хозяйства и развития торговли, подразумевавших большую самостоятельность взрослых членов семьи важность агнатского родства уменьшилась, большую роль стало играть родство по крови: когнатское родство.


Римское право различало:

  1. законный брак между гражданами, имеющими право на брак (дети – граждане),

    1. брак с мужней властью

(жена – во власти мужа (или его домовладыки) на равных основаниях с его детьми, в древний период – с правом убить жену или продать ее,

полная собственность мужа на имущество жены без возможности возврата при разводе, у жены лишь право на часть наследства),

    1. жена остается подвластной прежнему домовладыке (если была самостоятельна – сохраняет самостоятельность), но декларирует намерение создать семью и растить детей с мужем

(имущество раздельное, включая все приобретенное при браке,

управление мужем имуществом жены – только по договору поручения;

в 2-1 вв. до н.э. передача «приданого» (особый статус всего передаваемого мужу женой, ее домовладыкой или кем-то еще для облегчения материальных затруднений семейной жизни) в собственность мужу с обязательством возврата при прекращении брака, - только если было специальное устное соглашение, если его не было, то «приданое» - у мужа навсегда;

в 1-3 вв. н.э. муж в течение брака – собственник «приданого», но без права распоряжения земельными участками без согласия жены, при расторжении брака при наличии соответствующего соглашения – возврат приданого безусловно и в полном размере, в том числе в пользу наследников при смерти жены, а при отсутствии особого соглашения – только самой жене, с удержанием доли на содержание оставшихся при нем детей и издержек мужа по разводу (при Юстиниане единственным законным вариантом становится полный возврат, в т.ч. наследникам, но за вычетом издержек),

имя и сословное положение – по мужу,

право мужа исковым порядком истребовать жену из любого места,

презумпция принадлежности вновь приобретенного имущества мужу, пока жена не докажет обратное),

Декларирована обязанность взаимного уважения супругов.

  1. брак, не рассматриваемый как законный,

  2. конкубинат (постоянное сожительство, возможное для мужчины независимо от наличия у него жены; для женщины – либо конкубинат, либо брак (муж вправе убить жену, находящуюся в сожительстве с другим); дети от конкубината не подлежали отцовской власти, женщина-конкубина не разделяла социального положения сожителя)


Родственники:

  1. по прямой линии, восходящей или нисходящей – «прямое происхождение» (отец-дочь-внук),

  2. по боковой линии – «родство по крови» (брат-сестра-ее дети, степень родства – это число «увязок» рождений для доказательства родства: дед-внук –2 степень, двоюродные братья – 4 степень: первый брат-его мать-ее сестра-второй брат)


Условия вступления в брак:

  1. согласие жениха, невесты и их домовладык (безосновательный запрет домовладыки оспаривался через магистрат),

  2. брачный возраст: женщины – 12 лет, мужчины – 14 лет,

  3. отсутствие непрекращенного брака,

  4. право на законный брак жениха и невесты (до Юстиниана – по разделению на граждан и перегринов, при Юстиниане и далее – запрет на родственные браки, ничтожность браков по прямой линии и в пределах первой степени родства, в том числе для брата и жены его умершего брата),

  5. недопустимость брака магистрата провинции и гражданкой данной провинции.


Процесс заключения брака: при выполнении всех условий – достаточно отвести жену в дом мужа + для брака с мужней властью заключение брака сопровождается определенными формальными актами.


Варианты причин прекращения брака:

  1. смерть,

  2. утрата свободы,

  3. развод (в классическую эпоху – свободно, в том числе по одностороннему заявлению одного супруга; Юстиниан запретил свободный развод по взаимному согласию, оставив поводом для развода неверность, покушение на жизнь супруга или иное виновное действие (при этом возникал вопрос об удержании приданого оскорбленным), желание поступить в монастырь, неспособность к половой жизни; односторонний развод без уважительной причины был возможен только с уплатой штрафа).


Отцовская власть


Сын в семье полностью подчинен отцу (не матери) независимо от возраста и состояния в браке, хотя и имеет статус либератис (свободу), статус цивилатис (гражданство) и может занимать публичные должности.


Для появления полной отцовской власти (а также права взаимного наследования) достаточно:

  1. рождения ребенка в браке (пока не доказано, что отец – не муж),

  2. или усыновления чужого ребенка (только для неподвластных мужчин-усыновителей, которые старше усыновляемого минимум на 18 лет; усыновление не-находящегося под отцовской властью – императорским рескриптом с подтверждением магистратом отсутствия ухудшений условий жизни усыновляемого; усыновление уже находящегося под отцовской властью – занесением в судебный протокол соглашения с прежним домовладыкой),

  3. или узаконения ребенка от конкубины (последующим браком, императорским рескриптом, членством выросшего сына в муниципальном сенате или замужеством выросшей дочери за членом муниципального сената).


Отцовская власть прекращается:

  1. смертью домовладыки (внуки при живом отце при этом поступают во власть отца),

  2. смертью подвластного (но не достижение совершеннолетия!),

  3. утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным,

  4. лишение домовладыки прав отцовской власти (например, оставил без помощи и т.п.),

  5. приобретение подвластным некоторых почетных званий,

  6. эманципацией – освобождение из-под власти по воле домовладыки и с согласия подвластного (императорский рескрипт и заявление домовладыки заносятся в судебный протокол, а подвластному фактически предоставляется свобода действий на длительный срок). Отмена эманципации была возможна при неблагодарности освобожденного (нанесение тяжких обид и т.п.)



Личные права отцов и детей:

  1. в древнейшие времена – право убить, продать детей,

  2. в более поздний период – уважение, домашние меры наказания, иск против удержания ребенка третьим лицом, согласие родителя на вступление ребенка в брак, непредъявление родителю порочащих исков, взаимная уплата алиментов при необходимости.


Имущественные права подвластного отцовской власти:

  1. подвластный не имеет ничего своего, все полученное по его сделкам – собственность отца,

  2. обязанности по сделкам подвластного – на самом подвластном,

  3. при нанесении вреда подвластным – либо возмещение отцом ущерба, либо выдача подвластного для отработки ущерба (причем ответственность при смене подвластным домовладыки «привязывается» к новому домовладыке)

  4. аналогично рабскому пекулию возможно было наделение пекулием (имуществом в управление и пользование, без перехода права собственности) подвластного (на тех же условиях, возможно оставление пекулия подвластному при его освобождении из-под отцовской власти),

  5. во времена принципата появляется «военный пекулий» - все полученное в связи с военной службой (с 4в. н.э. – в связи с любой гос., придворной, духовной, адвокатской службой) – который находится уже в полной собственности подвластного, и лишь при отсутствии завещания переходит при его смерти к домовладыке,

  6. в период абс.монархии – право собственности сына на наследство от матери и все приобретаемое с материнской стороны (но у отца – пожизненное право пользование и управление этим имуществом, если только имущество не было приобретено вопреки воле отца или с особым условием об отсутствии на него прав отца)


Понятие владения.


Владение – 1) фактическое обладание вещью вместе с 2) намерением относиться к ней как к своей (в отличие от держания вещи на основании договора, когда лицо обладает вещью на основании воли другого лица, держатель мог получить защиту вещи только через собственника).

Приобретение права владения и его утрата связывались с этими двумя признаками (в том числе в случае гибели вещи). Кроме того, утрата права владения наступала при превращении вещи во внеоборотную: неидентифицируемые неотделенные от аналогичных вещи (вода в реке, воздух) и запрещенные для оборота вещи (яды, запрещенные книги, культовые/религиозные/государственные объекты, общественные дороги, театры).


Замечание по «фактическому обладанию»:

Фактическое обладание в римском праве оценивается исходя из положения самой вещи, ключей от нее и т.п., обычного для соответствующей ситуации (обладание дикими птицами – пока они в клетке, домашним животным – пока оно возвращается во двор, т.е. условностей очень много).


Замечание по «намерению относиться к вещи как к своей»:

Основной подход к «владению» -- с позиции разумности защиты владельца от посягательств на вещь («владельческая защита»): «посессорная защита» подразумевает выяснение только факта владения и факта самоуправного нарушения этого права.

Доказывание намерения относиться к вещи «как к своей» требует выяснения правового основания для обладания вещью, однако в Риме в суде по нарушению прав владельца («владельческий процесс») в целях упрощения, ускорения процесса и устранения некоторых противоречий запрещались ссылки владельца на эти основания (поскольку вор, тоже признаваемый владельцем, тогда мог бы ссылаться на то, что именно он эту вещь украл, а если не признавать вора владельцем, то он не сумеет защитить свое право от нового вора – и так до бесконечности). Предполагалось априори, что если лицо фактически пользуется вещью для себя, то это означает его намерение относиться к вещи как к своей. А уже другая сторона была обязана доказать, что данное лицо получило вещь по такому-то основанию, исключающему возможность пользоваться вещью как своей (по такому-то договору, предусматривающему законное изъятие этой вещи у текущего пользователя).


Случайные файлы

Файл
81422.rtf
3748-1.rtf
ref-14212.doc
57973.rtf
114496.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.