Деколонизация… (117545)

Посмотреть архив целиком

Деколонизация…

Эссе

Пулешков Евгений

Политология, 4 курс

Целью данной работы я ставлю рассмотрение причин, а может быть и целей деколониального мирового движения (если таковые имеются, что и предстоит выяснить). Под причинами деколонизации я понимаю естественный процесс, который не контролировался и не планировался метрополиями, а под целями я понимаю спланированный и контролируемый процесс деколонизации. В течение пяти веков происходило зарождение, формирование, становление процесса разделения мира между великими державами планеты. Этот процесс привел к образованию колоний по всему миру, которые управлялись данными державами, к коим относились Великобритания, Испания, Португалия, Франция, Голландия и некоторые другие. Благодаря колониям, метрополии обрели колоссальный ресурс для собственного развития. И вдруг, сложившийся порядок в сравнительно короткий срок, и в относительно бесконфликтной форме предается разрушению при попустительстве великих держав. Почему это так произошло, почему державы во многих случаях добровольно и без особой борьбы отказывались от своих колониальных владений? В данной работе я попытаюсь ответить на настоящий вопрос.

Я не стану рассматривать исторический процесс образования колоний, их развития, а затем и их освобождения. Образование независимых государств из бывших колоний в историческом срезе – этот процесс сам по себе не имеет ценности в рассмотрении данной проблемы. Какая-нибудь героическая борьба конголезского народа не даст нам ответа на поставленный вопрос, она является лишь формальным проявлением процессов, которые находились в более глубинных слоях. Потому надобно проследить лишь те причины и моменты, которые присущи всем деколонизированным странам, и являются своего рода пронизывающими историю каждой освобожденной страны.

Для установления изначального порядка, из которого будет происходить развитие мысли, я возьму в качестве оного те причины падения мирового колониального порядка, которые приводят в учебниках истории, в частности из учебника Говорова Ю. Л. «История стран Азии и Африки в новейшее время». Итак, причинами кризиса колониальной системы империализма можно считать следующие факторы: во-первых, жизнестойкость восточных обществ, сопротивление традиционных структур древнейших цивилизаций колониальному подавлению и насильственному внедрению чуждых порядков, норм, образа жизни, культурная реакция на колониальное порабощение; во-вторых, способность восточных обществ к восприятию передовых для него западных идей, институтов, науки и техники. Даже марксизм пришел на Восток с Запада. Против Запада - его же оружием; в-третьих, развитие капитализма в колониях привело к появлению новых классов, национальной буржуазии и пролетариата, способных возглавить антиколониальную борьбу; в-четвертых, межимпериалистические противоречия (и особенно мировые войны) ослабили колониализм перед лицом народов Востока; в-пятых, антиколониальный мировой протест, проявившийся в борьбе других государств против империалистов, и в осуждении немалой частью мира, а особенно СССР, колониальной политики - и это всё повлияло на волю борцов за независимость, усилив её, и на волю эксплуататоров, ослабив её.

Такие причины падения колониального строя приводятся в учебнике. Теперь нужно рассмотреть каждую и найти ответ на поставленный вопрос. После второй мировой войны встал вопрос об отсталости стран «третьего мира». Подвергался сомнению сложившийся мандатный порядок управления территориями, закрепленный Лигой наций. Многим казалось, что метрополии сдерживают в развитии свои колонии, и что им необходимо освободиться и получить независимость. Но страны-метрополии в свою защиту говорили о слаборазвитости народов, населяющих эти территории, о том, что их население просто исторически неразвито, у них нет истории, так как они всю жизнь живут в родоплеменных отношениях, и что контроль империй над своими колониями наоборот благоприятен для стран и населяющих их туземцев. Ведь империи несут им блага цивилизации, строят дороги, города, больницы, школы, помогают развивать промышленность. Как не странно, правы были и те и другие. Но империи, отстаивающие сложившейся порядок, оказались правыми в большей степени даже потому, что противники колониализма ошиблись в том, что если дать свободу и независимость странам «третьего мира», то они смогут повысить самостоятельно свое благосостояние, путем свободного труда и увеличения экономического роста. Этот тезис сторонников скорейшей деколонизации был ошибочным, что показала проведенная в начале второй половины 20 века деколонизация. Колонизаторы уходили, причем нередко уходили без серьезной борьбы, однако их уход не привел к стабилизации ситуации в странах «третьего мира», к их экономическому росту и благосостоянию. (Конечно, существуют примеры неоднозначные, например Индия, которая имеет высокие темпы экономического роста, при массовой нищете населения.) Что же произошло? Когда Британия, Франция и другие державы дали своим колониям независимость, в большинстве случаев рост их экономик прекратился, а в некоторых примерах и пошел вниз с сопровождающей постоянной внутринациональной кровавой борьбой. Таким образом, данные события показывают, что факторы, способствующие деколонизации, приведенные в учебнике истории о жизнестойкости восточных обществ и их передовом характере, способствующем восприятию новых идей и технических новшеств, не совсем адекватно описывают реальность. Возможно, их жизнестойкость находится на высоком уровне, но передовой характер, как мне кажется, им вовсе не присущ, по крайней мере, это подтверждает пример многих африканских стран. Например, Габон. Это государство обладает огромными запасами углеводородов и иных полезных ископаемых, но они не разрабатываются, так как в стране отсутствует добывающая, перерабатывающая, металлургическая промышленности. Государство до сих пор является аграрным, а таковым оно стало благодаря французским колонизаторам, которые построили систему орошения, плантации, дороги, морские порты. После ухода французов, в стране ничего не изменилось. Так же в качестве примера можно привести изученною мною Мавританию, в которой до сих пор сохраняются дофеодальные уклады деления некоторых слоев населения на социальные группы. Также в стране присутствуют рабовладельческие отношения, хотя таковые были отменены более 20 лет назад. Система рабовладения, существующая в этой стране на протяжении многих веков, практикуется как частными лицами, так и целыми семьями. Большинство чёрного населения страны даже после принятия закона об отмене рабства не могут покинуть своих хозяев. Они считают, что единственная возможность выжить для них - это оставаться преданным своему хозяину. Это объяснимо тем, что большинство чёрных не имеют никакого образования, и только и умеют служить хозяевам. Но не всегда рабство носит добровольный характер. Беглых рабов разыскивают и возвращают. Повальная безграмотность населения, половина которого не умеет писать и читать. Существующая горнодобывающая и рыбная промышленность были построены благодаря французским колонизаторам. Основные города, дороги, школы, больницы были также построены благодаря существованию колониально порядка. Народам помогали бороться с эпидемиями и голодом. С тех времен в стране ничего не изменилось, усилились разве что межклановые противоречия, которые при французах подавлялись военной силой и не мешали развитию хозяйства страны. Из всего этого следует, что колониализм как таковой нельзя характеризовать как однозначно отрицательное явление. Колониальная система управления принесла народам помимо военных конфликтов и реальные блага современной цивилизации. Таким образом, можно в некоторой форме опровергнуть тезис о восприимчивости народов стран «третьего мира» к передовым идеям и техническому прогрессу. Стоит признать, что существует некоторая отсталость данных народов, которая проявляется на всем историческом мировом пути. Ведь Африку долгое время не колонизировали всю, а исключительно прибрежные зоны подверглись контролю. Народности, населяющие центральную часть континента, не подвергались колонизации, так как их считали непривлекательными в плане бедности и отсталости. Но вдруг за какие-то 15 лет, Африка, которая раньше никому не была нужна, оказывается поделенной полностью между колониальными державами. Передовые европейские народы все-таки решил нести прогресс в эти отсталые земли.

Так почему же европейцы решили взять на себя бремя по колонизации отсталых народов, населяющих центральную Африку, где не были разведаны ресурсы? Объяснение этому я нашел в книге Б. Кагарлицкого «Марксизм: не рекомендовано для обучения». Кагарлицкий в свою очередь пришел к объяснению этого факта, проанализировав работы Маркса, Ленина, Розы Люксембург. Кагарлицкий пишет о том, что существуют циклы перенакопления капитала, открытые Розой Люксембург. В соответствии с ними, существуют моменты, когда образуется большое количество избыточного капитала, которому необходимо найти применение, и наилучшими путями для этого является война и внешнеполитическая экспансия, приводящие к захвату новых рынков. То есть, необходимы новые рынки дешевой рабочей силы и соответственно рынки сбыта. Таковыми и могут послужить новые народы. Как раз в западных странах в 1870-е годы наблюдалось явное перенакопление капитала, Экономика Британии, которая была локомотивом европейской экономики, стагнировала. То же наблюдалось на континенте и в США, и это историки назвали поздневикторианской депрессией. Получается, что весь мир был поделен, все включено в капиталистическую экономику, которая сдерживалась в развитии перенакоплением капитала, которому не было применения. И тогда вспомнили про не захваченные центральные районы Африки, которые были поделены за какие-то 15 лет. Так что получается, Европейская буржуазия, чтобы спасти экономику, была вынуждена взять на себя бремя по тяжелой работе – внедрению отсталых народов в орбиту капиталистической экономики. И Кагарлицкий приводит слова Маркса о том что, главным оружием капитализма в этом деле являются дешевые товары, а не канонерские лодки. Только необходимо заставить варваров покупать эти товары, а чтобы это сделать, их нужно приучить к благам цивилизации (ведь безграмотному населению не нужны телевизоры и чайники). А потому Маркс смотрел на колониализм не как на примитивный метод военно-политического ограбления народов, а как на необходимую меру по включению в мировой рынок туземцев и подчинению их мировой экономической логике, для выживания мирового капитализма. Навязав первоначально, где добровольным путем, а где и силой капиталистические отношения, они в дальнейшем смогут воспроизводиться и без колониальной армии, администрации и полиции. Капиталистические отношения станут для варваров своего рода наркотиком, точнее не сами отношения, а те товары и возможности, которые они принесут. Когда попробуешь их, то позже их потребление войдет в привычку, от которой будет сложно отказаться, тем самым варвары будут окончательно втянуты в капиталистический мир. Но это будет возможным только тогда, когда будет проделана огромная работа по приобщению варваров к цивилизованному миру, для чего необходимо разрушить их привычный традиционный уклад жизни, пересилить их в города, навязать им западные ценности. Из всего этого следует, что общества, приобщенные к капитализму, служат для него поставщиком дешевой рабочей силы и потребителем товаров. Также в традиционные общества можно экспортировать нерешенные в капитализме проблемы, которые как бы амортизируют эти проблемы и противоречия.


Случайные файлы

Файл
28825.rtf
16499-1.rtf
154688.rtf
Chemistry_laba№4.doc
14585.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.