Идейные истоки тоталитаризма (id_total)

Посмотреть архив целиком

СИЛЛАМЯЭСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ


Кафедра социальных дисциплин








студент 2-го курса Евгений Зеленый







Идейные истоки тоталитаризма


Курсовая работа








Руководитель: Юри Вернерович Таммару














Силламяэ

2002.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Сравнение социально-политической ситуации 7

1.1 Италия 7

1.2 Германия 10

1.3 Сравнение 12

ГЛАВА 2. Сравнение германского нацизма и итальянского фашизма 13

2.1 Различия 13

2.1.1 Разница между национал-социализмом и фашизмом 13

2.1.2 Отношение фашизма и нацизма к государству, к его целям 15

2.1.3 Различия по национальному вопросу 16

2.1.4 Сходства 20

ГЛАВА 3. Прогноз о возможностях рецидивов тоталитаризма 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

ВВЕДЕНИЕ

Италия, Германия, Советский Союз, Испания, Греция, Куба, Чили, Китайская Республика, Ирак, Северная Корея и др. Этот список можно еще продолжать, он постоянно меняется – какие-то страны появляются в этом списке, кто-то его покидает... Какие разные страны, но всех их, на разных исторических этапах объединяет одно понятие – Тоталитаризм...

В своей работе я стремился узнать - из-за чего в 1920-1940х годах возникли и заняли ведущую позицию такие движения как фашизм в Италии и национал-социализм в Германии и возможны ли повторы такой ситуации в будущем. Оба этих движения являются разновидностями тоталитарных режимов. Чтобы начать рассматривать эти режимы, необходимо сказать несколько слов, что же такое тоталитаризм в целом.

Термин произошёл от латинского слова totalis, что означает весь, целый, и был введён в 20-х годах итальянскими критиками Б. Муссолини. В последствии и сам Муссолини использовал этот термин для определения фашистского государства.1

Вообще значение термина «тоталитаризм» вызывает много споров. Некоторыми он отнесен к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другими - к общественно-политическому строю, третьими - к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. ( Чем отличаются понятия «социальная система» и «общественно-политический строй»?) Но все признают то, что при тоталитаризме нет места для личности, нет ни её свобод, ни прав, и все стороны общественной жизни подчинены государству.1 По-моему мнению, тоталитаризм – это, прежде всего идеология, которая может на определённой почве взрасти и превратиться в общественно-политический строй определённого государства с авторитарно-диктаторской системой. Поэтому в ходе своей работы я подразумеваю под термином тоталитаризм не чистую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила.

Каковы же основные черты тоталитаризма?

Во–первых, тоталитаризм это тотальная идеология диктатора, которая должна быть словно библия для верующего, должна быть чтима и, которой должны подчиняться все личности в государстве, без исключения.

Во-вторых, тоталитарный режим – это полный контроль государства над всеми сторонами жизни отдельных индивидуумов. Это тотальный контроль над средствами массовой информации, экономикой, политикой и профессиональной деятельностью и даже над личной жизнью и душами людей. У человека при такой диктатуре нет места для его личности, для его прав и свобод.

И, в-третьих, это полицейский террор.2 Использование которого беспощадно и неограниченно.

Рассмотрим теперь происхождение тоталитарной идеологии и авторитарно-диктаторских систем. Мнение некоторых ученых2, что корни тоталитаризма уходят в древность. Тоталитаризм существовал поначалу, как некоторое свойство души человека, желание подчинять, объединять вокруг единой цели, попирая свободу остальных. Но когда впервые проявился тоталитаризм? Когда, впервые некий лидер или некая группа людей, объединила людей, лишив их прав и свобод, для достижения какой-то цели? Попытка ответить на этот вопрос существует у идеологов христианства.3

По их мнению, 4500 лет назад, при строительстве Вавилонской башни возник фашизм. В Библии об этом написано так «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».4 То есть здесь говориться как раз об объединении людей ради одной идеи в такое объединение, в котором нет места индивидууму. Как же отнесся Создатель к этому объединению? В Библии написано, что Богу это крайне не понравилось, очевидно, что Бог любил каждого в отдельности и не желал подчинения одних другим5, и решил он разрушить это объединение. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню] ». 6

Перестали, но не навсегда. Воздвижение Вавилонской башни – фашизм, повторилось в другой форме. Но теперь объединялись в связку уже не все люди Земли, а отдельные нации, люди говорящие на одном языке. И такие объединения обычно были нацелены разрастаться за счёт других народов. Нацизм – им имя. Исходя из этого, можно сказать, что нацизм - это тоталитарное объединение тех клочков, на которые Бог разъединил фашизм.

Понятно, что это понимание не совсем верно. И Библия, как исторический источник, не может быть надежен, хотя бы потому, что неизвестно - какой была Библия в ее первоисточнике, и можем ли мы доверять знаниям о Боге и мире древним людям, которые верили, например, в то, что Земля плоская, что в человеке живут бесы, что солнце съедает дракон или волк.7

Если воспринимать слова Библии как аллегорию или иносказание, то здесь есть некая истина, только она в том, что каждый человек должен участвовать в каком-либо деле демократично, а не подневольнически, когда нет места свободе его духа.

А что же говорят историки и ученые политологи? Точно определить исходную точку возникновения авторитарно-диктаторской системы и идеологии тоталитаризма не удается. Здесь опять очень много споров и многие исследователи называют совершенно разные периоды, начиная временами деспотизма в Древнем Египте и кончая социализмом 20-го века в России.

Основные черты тоталитаризма наблюдались при деспотизме и абсолютной монархии на протяжении всей истории человечества. При них, также как и при фашизме, не было места личности, люди были лишены прав и свобод. Вся власть была сосредоточена у небольшой группы избранных, которыми руководил фараон, царь, император или король, а в 20 веке фюрер, дуче, каудильо, генеральный секретарь и т.п. Как и при деспотизме и монархии, при фашизме и нацизме, или другом тоталитарном режиме были также идеология диктатора, специальные органы подавления и неограниченного всеобъемлющего государственного насилия и террора над обществом.

Первой формой тоталитаризма 20 века был государственный социализм, который построили сначала в СССР, а затем в некоторых странах народной демократии Европы и Азии. Его чертами были милитаризация экономики, господство государственной идеологии, отсутствие плюрализма мнений, социальное отчуждение личности от средств производства, экономики, политики и власти.8

Другими формами тоталитаризма стали итальянский фашизм и германский национал-социализм. Именно эти две формы тоталитарных режимов я и собираюсь сравнить в своей работе.

ГЛАВА 1. Сравнение социально-политической ситуации

1.1 Италия

Раньше, чем в других странах Европы фашизм утвердился в Италии. Здесь он и зародился. (В основу описательной части истории Италии и Германии я взял следующие книги: Новейшая история 1917-1939 - 10 класс; работа Вольфганга Виппермана «Европейский фашизм в сравнении 1922-1982», публикация в журнале «Сибирский хронограф» 2000 г; учебное пособие в 2-х частях «История государства и права зарубежных стран»).

Среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Нигде не было такой безработицы и нищеты. Нигде не было, соответственно, такого подъема стачечной борьбы.

Все говорило о революционной ситуации: быстрый рост профсоюзов, победа социалистов на выборах в парламент 1919 года (31 % голосов), захваты заводов и фабрик рабочими, помещичьих земель крестьянами и батраками.

Захваты фабрик и заводов были ответом на наступление предпринимателей (локауты; приостановку производства). Наибольшего размаха движение достигает в конце лета 1920 года. Десятки предприятий (в Милане, Турине и других городах) перешли под управление выбранных рабочими руководителей. Выпуск промышленной продукции увеличился. Соблюдался строгий порядок. Оборудование, здания, сырье и прочее тщательно охранялись.

В Турине, где рабочие были наиболее организованы, предприятия оставались под их управлением в течение трех недель.

Революционная обстановка вынуждала буржуазные правительства Италии к важным реформам. Наиболее значимые среди них: закон о социальном страховании безработицы, указ о допустимости самовольного захвата необработанной земли.

В 1921 году возникает коммунистическая партия Италии. На съезде социалистической партии в Ливорно партия раскололась на центристов (группа Серрати) и коммунистов. Последние высказались за присоединение к Третьему Интернационалу.

Вскоре, по окончании первой мировой войны, в 1919 г., в Италии возникают первые фашистские организации. Составленные из разнообразных элементов, они выступали первоначально с программой, рассчитанной на отвлечение трудящихся от социалистического движения и революционной деятельности. В ней, в частности, говорилось о 8-ми часовом рабочем дне, о всеобщем, прямом и равном избирательном праве для мужчин и женщин, о свободе печати, равенстве наций. Впоследствии, когда фашисты пришли к власти, о ней не дозволялось упоминать, т.к. эта программа была совершенно несоответствующей последующей действовавшей программе и идеологии.9


Случайные файлы

Файл
72406.doc
118362.rtf
72592-1.rtf
14598.rtf
kursovik.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.