Учебно-деловая игра "Этапы логопедического воздействия на ребенка" (116111)

Посмотреть архив целиком

Государственное образовательное учреждения высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Кафедра методов интенсификации процесса обучения










Реферат


На тему: «УДИ

Этапы логопедического воздействия на ребенка»



Студентка дефектологического факультета

102 группы

Примерова С.Д

Проверил

Ассистент

Горбенко Р.А




Москва 2009г.


Введение


Сегодня многие педагогические вузы в практике обучения студентов используют УДИ. Существует программа использования игр на практических занятиях по изучению соответствующих разделов курса педагогики и при организации самостоятельной работы. При ее разработке исходили из того, что не отдельные деловые игры, а система игр позволит решить проблему не только овладения основами наук, но и формирования профессиональных практических навыков будущих специалистов.

УДИ активизирует учебный процесс и, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий, имеет ряд преимуществ: она обуславливает заинтересованность каждого из ее участников в более глубоком познании изучаемой проблемы; предоставляет им возможность формировать и повышать профессиональное мастерство преподавателей, благодаря необходимости в решении педагогических проблем, смоделированных содержанием конкретных игр. В тоже время деловая игра способствует формированию таких качеств личности: как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, обеспечивает большую эмоциональную включенность обучаемых в образовательный процесс.

В целом использование УДИ способствует интенсификации педагогической деятельности, модернизирует процесс обучения на современном этапе во многих отраслях и особенно в сфере управления образовательными учреждениями в условиях развивающейся экономики.



Актуальность использования учебных деловых игр


Реорганизация высшего и средне-профессионального образования в стране главным образом нацелена на более полное удовлетворение потребностей общества в современных квалифицированных специалистах. Речь идет о повышении качества подготовки студентов. Для этого требуется, во-первых, признание будущим специалистом уровня квалификации как фактора, гарантирующего ему большую заработанную плату и широкие возможности для продвижения по иерархической лестнице. Во-вторых, необходимо пробудить у студентов интерес к овладению выбранной специальностью.

Исследование показывает, что стимулировать у студентов устойчивый и долговременный интерес к учебе весьма сложно. Для этого в равной степени требуется решение как педагогической, так и психологической проблемы.

Психологические проблемы вузовского обучения включают социально-психологический климат групп, факторы повышения успеваемости, мотивацию обучения, пробуждение интереса к избранной профессии. Психологический подход дифференцируется в зависимости от специальности, но имеет для любого профиля и общие факторы. Таким примером может быть обучение умению принимать решение. Будущий специалист должен не только использовать конкретные знания, но и уметь интегрировать их в процессе принятие решения даже в экстремальных условиях.

Несмотря на материальные трудности, современная высшая школа обладает огромными резервами качества подготовки специалистов. В последние годы наметились сдвиги в подготовке специалистов, т. е. больше внимания уделяется формированию практических навыков. Техника движется вперед, и молодой специалист, приступая к работе, сталкивается с проблемами, которые не существовали в период его учебы. Поэтому ему следует научиться прогнозированию, моделированию ситуаций, алгоритмам переработки информации, для чего преподаватель вуза должен в полной мере вскрывать и использовать интеллектуальные и эмоциональные возможности личности, учитывать «человеческий фактор».

Выявление потенциальных возможностей будущего специалиста заложено в совершенствовании процесса обучения.

Существенную определенную помощь в модернизации обучения оказывают игровые методы. В Московском педагогическом государственном университете со студентами первого курса также проводится ознакомительная деловая игра. На втором курсе студенты выступают перед преподавателями и сокурсниками, учатся в сложной, порой стрессовой ситуации, собираться с мыслями, активизировать мыслительный процесс. На третьем курсе, когда проходит педагогическая практика, студент уже должен быть готов к работе с коллективом учащихся.

Будущий молодой специалист, приступая к работе, не имеет опыта деятельности в коллективе, он еще не испытал, что такое формальные и неформальные (межличностные) отношения. Процесс адаптации к коллективу облегчается, если еще, будучи студентом, он получил возможность моделирования должностных ролей директора, кандидата на должность руководителя нового объекта, школьного логопеда, классного руководителя.

Известно, что лекция дает знания, но выполнение студентом функции «действующего лица» помогает развитию профессиональных навыков и активизирует творческие способности.

В этой связи активизация творческой, познавательной деятельности студентов требует широкого использования проблемного обучения, которое в условиях все увеличивающегося объема информации выступает эффективным средством достижения прочных, глубоких знаний и навыков. Проблемное обучение формирует самостоятельность позиции студента, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности. Проблемное обучение способствует превращению усвоенных знаний в убеждения и выработке активной жизненной позиции.

Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Игра рассматривается как одна из основных активных форм учебной деятельности студентов.

В учебной игре сочетаются два разных принципа обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности.

В учебной игре процесс решения задачи является поисковым, исследовательским. Требования к учебным игровым задачам сводятся к следующему: задача должна быть актуальной, для ее решения нужны базовые знания, воображение и творческие способности студентов. Задача должна быть достаточно сложной, но доступной для решения, она должна побуждать к использованию имеющихся знаний и поиску новых принципов, фактов, методов и способов решения.



Глава 1 Сущность учебно-деловой игры


В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности студентов. Большую помощь в этом оказывают учебные деловые игры.

Учебная деловая игра (УДИ) – это специально организованное управление, интегрирующее профессиональную деятельность учителя, направленную на формирование и отработку его профессиональных умений и навыков.

В центре игрового моделирования будущей профессиональной деятельности оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает характерные признаки и свойства реального объекта более полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин.

Деятельность преподавателя в учебной игр сводится к ее планированию, организации и руководству. Цель игровой деятельности студентов триедина: получение знаний и навыков для будущей профессиональной работы; оценка в игровой роли; победа в соревновании.

Игры повышают эффективность вузовского обучения, и этим окупаются затраты времени, сил и средств на их проведение. Трудоемкость проблемного обучения значительно выше традиционного, однако «выгода» перекрывает все затраты. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности и условие для продолжения студентами процесса познания самостоятельно, вне стен вуза. Игра есть также своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной деятельности.



Глава 2 Учебная деловая игра «Этапы логопедического воздействия на ребенка»


Цели игры


Игра преследует различные цели:

  1. Дидактические

      1. Закрепить знания студентов о поэтапном логопедическом воздействии на ребенка

  2. Игровые:

      1. Возможность личного первенства в УДИ

      2. Выявление отдельных студентов и групп, наиболее подготовленных к работе с детьми

      3. Выявление студентов, которые хорошо освоили должностные обязанности логопеда

  3. Воспитательные

      1. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к детям

      2. Развитие коммуникативных способностей у студентов

Игровая ситуация

Учителя-логопеды должны тщательно изучить план занятий с детьми, обязательно должны знать историю болезни или заболевания ребенка. Прежде чем начинать работу необходимо эти требования выполнять.


События в игре


1. Ранжирование предложенных параметров индивидуально.

2. Групповое обсуждение по индивидуальным оценкам, выработка коллективной оценки и дополнительных параметров по мнению группы.

3. Определение ошибок индивидуального и группового ранжирования.


Случайные файлы

Файл
184520.doc
69205.rtf
39134.rtf
125605.rtf
166688.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.