Каллиграфия (112617)

Посмотреть архив целиком








РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

КАЛЛИГРАФИЯ

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 5

    1. История становления методики каллиграфии 5

    2. Психологические основы формирования каллиграфических

навыков младших школьников 18

ВЫВОДЫ

ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 26

2.1. Характеристика современных шрифтов прописей 26

2.2. Традиционные и инновационные приемы обучения детей

красивому письму 32

2.3. Основные виды каллиграфических ошибок: причины их

возникновения и способы устранения 43

2.4. Методика проведения эксперимента 50

ВЫВОДЫ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

БИБЛИОГРАФИЯ 60

ПРИЛОЖЕНИЕ












ВВЕДЕНИЕ


С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику.

Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Графические навыки письма – это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. Однако, в отличие от других двигательных навыков, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение графическими навыками письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма.

Наличие данных особенностей и трудностей обучения детей каллиграфическому письму делают избранную нами проблему особенно важной. Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.

Над решением данной проблемы работали известные русские педагоги, психологи, методисты, такие, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.Д. Ушинский, И.Г. Агаркова, В.А. Илюхина и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.

Вследствие этого объектом нашего исследования является формирование каллиграфически правильного почерка у детей младшего школьного возраста.

Следовательно, предметом дипломной работы является система методических приемов в формировании каллиграфических навыков и определение условий, влияющих на становление почерка младшего школьника.

В основу исследования положена гипотеза о том, что каллиграфический почерк будет формироваться в том случае, если будут учитываться психофизиологические особенности детей и применяться четко структурированные и методически обоснованные приемы и упражнения по формированию каллиграфических навыков.

Из гипотезы вытекает цель. Целью дипломного исследования является систематизация и обоснование наиболее эффективных методических приемов, лежащих в основе формирования каллиграфических навыков.

Для достижения указанной цели и доказательства выдвинутой гипотезы нами решались следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать методическую и психологическую
    литературу по проблеме формирования каллиграфических навыков;

  2. выявить условия, влияющие на становление почерка;

  3. определить наиболее эффективные приемы, лежащие в основе
    формирования каллиграфии;

  4. разработать систему упражнений, позволяющую формировать
    красивое и четкое письмо.

При реализации цели и выдвинутых задач нами были использованы следующие методы: анализ методической и психологической литературы по данной проблеме; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; экспериментальное подтверждение выдвинутой гипотезы.

Теоретическая значимость работы заключается в углубленном и систематическом исследовании данной проблемы.

Практическая значимость состоит в том, что в работе представлена система наиболее эффективных приемы и упражнений по формированию каллиграфических навыков. Данная система упражнений может применяться в деятельности учителя начальной школы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, библиографии и приложений.






















ГЛАВА I

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

1.1. История становления методики каллиграфии

Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей письменности, на возникновение и развитие которой, в свою очередь, оказали влияние этапы исторического развития общества, расширяющиеся и усложняющиеся потребности людей в общении, достижения научно-технического и культурного прогресса человечества, резко повлиявшее на отбор орудий, материалов и способов письма. В давние времена люди, желающие передать свои мысли, записать их, высекали, вырезали письмена на камне, металле, глине, дереве. Позднее появляются мягкие материалы: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо, наконец, шариковые ручки.

Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало по обыкновению то, что на определенном этапе больше удовлетворяло запросы общества.

В XVII веке обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывание. Учащиеся несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Только при Петре I шрифт был упрощен. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось.

И только спустя некоторое время обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет. Оно входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В середине XIX в. появляется ряд руководств к обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи», Баранцевич «Руководство скорописи», П. Е. Градовоев выпустил прописи, дающие образцы делового письма: ведомостей, счетов, расписок, векселей и т.д.

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорости. Стал вопрос об изменении не только шрифта, но и методов обучения письму, которое шло в отрыве от обучению чтению. Буквы писались в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». Основным методом обучения письму было механическое повторение бесчисленных упражнений в письме букв, слов и предложений [12] .

К.Д. Ушинский создал в 1824-1870 годах новую методику в полном ее объеме. Он ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Ушинский также предлагал обучать детей письму совместно с чтением, т.е. осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению. Вследствие введения новой методики учащиеся стали овладевать письмом более успешно. Этот принцип сохранился и применяется в школах в настоящее время [20] .

Совершенствование методов шло по линии учета закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличении доли сознательности при написании. Таким образом, оно было связано с развитием смежных наук - педагогики, психологии, школьной гигиены, физиологии, изучающих в той или иной мере процесс письма с определенных точек зрения.

В конце XIX в. и в начале XX века появляется разнообразная методическая литература по обучению детей письму. Среди них надо отметить методические пособия И.Е. Евсеева. Его методика обучения чистописанию переиздавалась неоднократно: в ней дан исторический обзор и исток отдельных методов обучения чистописанию, подробно излагаются порядок изучения букв по группам и методические приемы обучения письму, прилагаются прописи и образцы разных шрифтов.


Случайные файлы

Файл
14071.rtf
49974.rtf
161368.rtf
82091.rtf
83210.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.