Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов (Perush1)

Посмотреть архив целиком

Челябинский государственный университет


Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров





Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов




дипломная работа






выполнила:

студентка П2

Перушина

Наталья

Михайловна







Челябинск

2000


Работа выполнена на кафедре прикладной психологии _________________

(название кафедры)

__________________________________________________________________







Научный руководитель доцент Н.Н. Апарин_________________________

(ученая степень, Ф.И.О. )

__________________________________________________________________



Решение кафедры о допуске дипломной работы к защите в ГАК (протокол № ____ от )





Научный руководитель ____ подпись

Заведующий кафедрой ____ подпись

















Введение

1. Проблема литературного развития школьников в процессе обучения.

1.1. Литературное развитие школьников как научная проблема.

1.2. Развитие речи школьников в процессе их литературного развития.

1.2.1. Основные возрастные этапы развития речевого мышления.

1.2.2. Специфика языка художественной литературы и задачи развития речи школьников на занятиях литературой.

1.2.3. Особенности процесса развития речи учащихся в связи с формированием словесно-художественного обобщения на основных возрастных ступенях.

1.3. Методы исследования процесса литературного развития школьников.

1.4. Критерии литературного развития.

1.5. Понятие сдвига в литературном развитии.

2. Литературные способности в системе способностей и одаренности.

2.1. Способности: общие, специальные, творческие.

Специфика литературных способностей.

2.2. Формирование компонентов литературных способностей у школьников. Выразительная письменная речь.

3. Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся.

3.1. Объект диагностико-развивающей работы, его сравнительная характеристика.

3.2. Предмет работы.

3.3. Цель и задачи диагностико-развивающей работы.

3.4. Гипотеза работы.

3.5. Методы психодиагностики литературных способностей.

3.6. Результаты диагностической работы и их обсуждение.

3.7. Методы формирования компонентов литературных способностей.

3.8. Результаты развивающей работы и их обсуждение.

4. Заключение.

5. Рекомендации.

6. Литература.

7. Приложение.








ВВЕДЕНИЕ


В программе школьного обучения литература занимает особое место. Она является мощным средством формирования мировоззрения учащихся, их умственного, нравственного и эстетического развития.

Для полноценного восприятия художественных произведений необходимо, чтобы у школьников были развиты некоторые психологические качества, соответствующие специфике литературы как искусства слова. Они должны уметь воспроизводить в сознании образы и картины, изображенные писателем, научиться видеть за ними определенный жизненный процесс, осмысливать идею произведения, заражаться чувствами автора и давать свои собственные эмоциональные оценки. Свои мысли и чувства в связи с чтением и анализом произведений литературы учащиеся должны уметь свободно, логично и аргументировано излагать в сочинениях, раскрывая при этом художественные особенности этих произведений. Таким образом, они должны обладать и эмоциональной восприимчивостью, и легкостью словесного оформления своих мыслей и чувств, то есть определенными литературными способностями.

В современной методической литературе, в многочисленных статьях, публикуемых в периодических изданиях, большое значение придается усилению непосредственного эмоционального воздействия литературы на учащихся, повышению ее роли в эстетическом воспитании, а также повышению творческой активности школьников.

Преемственность программ по литературе, наличие определенной системы в руководстве чтением учащихся, обучение их теории литературы и приемам анализа литературного произведения - все это обеспечивает постепенное развитие у школьников полноценного восприятия художественных произведений, а также умения сознательно разбираться в системе образов, в композиции, в языке произведений. Процесс литературного развития учащихся наиболее активно идет в старших классах школы. Ученики средних, в особенности шестых классов, в силу ряда возрастных особенностей и в силу недостаточной разработанности методики развития устной и письменной речи не всегда представляют себе те образы и картины, которые описываются в произведении, многого не понимают, нередко остаются эмоционально безучастными. Развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся и их воображения в процессе обучения литературе в средних классах школы происходит замедленно. В результате к началу изучения систематического курса литературы многие учащиеся приходят недостаточно эмоционально и эстетически отзывчивыми, со слаборазвитым воображением и образным мышлением, с неумением использовать изобразительных средств языка в целях индивидуализации описываемых предметов и явлений, что отрицательно сказывается на усвоении ими литературы во всем ее идейном и эстетическом богатстве.

Таким образом, в практике работы школы (несмотря на преемственность программ) образуется довольно ощутимое противоречие между подготовленностью учащихся, прошедших курс литературы в средних классах, и требованиями, предъявляемыми к ним программой в старших классах. Такого положения могло бы не быть, если бы в средних классах школы проводилась более целенаправленная и эффективная работа по формированию у учащихся литературных способностей. Формирование литературных способностей у учащихся средних классов школы и было поставлено нами в качестве задачи исследования.

Но в нашем исследовании формирование литературных способностей не являлось самоцелью в том смысле, что мы не ставили перед собой задачу добиться того, чтобы у учащихся возникла потребность в литературном творчестве и они начали бы сочинять стихи и рассказы. Задача исследования - формирование некоторых компонентов литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.


















ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, нравственное поведение в обществе, коллективе, семье, на эстетическое и художественное развитие, - по существу, на формирование всей личности человека. Однако, чтобы читать и глубоко воспринимать художественное произведение, надо обладать необходимыми знаниями, развитым, воссоздающим воображением, эмоциональной отзывчивостью, чувством поэтического слова, наблюдательностью, способностью к художественному обобщению.

Литературное развитие, понимаемое как развитие специальное, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства (собственно творческой и воспроизводящей, читательской деятельности), глубоко и всесторонне связано с общим умственным развитием.

Литературное развитие можно было бы предварительно определить как процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе при усвоении учебного курса литературы и в широком внешкольном общении с искусством.

Проблема литературного развития школьников в процессе обучения занимает одно из важных мест в ряду проблем изучения личности.

Значительно продвинулись за последнее время социалогические исследования, посвященные духовным интересам, склонностям и вкусам школьников в области искусства.

В современных эстетических и литературоведческих исследованиях вопрос об эстетическом восприятии включен в широкий контекст основных теоретических вопросов искусства как познания действительности. В определении искусства как формы познания познавательный акт трактуется не только как процесс художественного творчества, но и как процесс художественного восприятия. Произведение искусства для воспринимающего не только средство познания действительности, но и объект познания как самостоятельная эстетическая ценность. Этим объясняется многоаспектность изучения художественного восприятия. Эстетическое воспрятие рассматривается в трех основных аспектах: 1) исторический (анализ филогенеза эстетического восприятия); 2) с точки зрения изучения эстетического восприятия отдельной личности (онтогенез); 3) исходя из анализа эстетического восприятия как особой системы деятельности человека.

Человеческое творчество, в том числе и художественное, является дальнейшим развитием и совершенствованием активного отражения (познания) действительности. Познание действительности в форме художественного обобщения всегда сопровождается ее оценкой.

Воздействие искусства на человека - это воздействие, вызывающее обычно не однозначную реакцию воспринимающего. Это обусловлено многозначностью художественного образа и возможной вариативностью художественного восприятия как выявления внутреннего состояния, внутренних условий психической жизни того или иного человека.


Случайные файлы

Файл
92141.rtf
160362.rtf
118208.rtf
98031.doc
149715.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.