Схемы по лекциям по Педагогике и Психологии высшей школы (tema12)

Посмотреть архив целиком

Тема 12.2 Деловые игры

Деловая игра является формой воссоздания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделированием тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности.

В деловой игре воспроизводятся в сжатом виде наиболее типичные для данного производства обобщенные профессиональные ситуации в сжатом масштабе времени. (Социальный контекст)

В деловой игре знания навыки и умения представляются не в виде абстрактной информации, которую нужно усвоить, а в динамике реальных объектов труда. Деловая игра формирует творческие умения

Основные психолого-педагогические принципы разработки и проведения деловой игры

1.Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства

необходимо разработать 2 модели, встроенные в деловую игру

    • модель, замещающая производство

    • модель – производственная деятельность

2.Принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности

(преподавателем отбирается

  • определенное содержание с учетом профессиональной ситуации

  • в какой форме будет проведена деловая игра – круглый стол, организация линии производства, лаборатория)







3.Принцип совместной деятельности (выбор ситуации, процесс самой игры и этап завершения игры осуществляется в совместной деятельности преподавателя со студентами)




4.Принцип диалогического общения

(требует ведения диалога, исключает монолог и распределение ролей «должностных» лиц, их возможностей и интересов. Этот принцип направлен на формирование профессионального мышления, так как известно, что мышление порождается в условиях диалога, который перерастает в полилог)




6) Принцип проблемности содержания имитационной модели и процессы его развертывания в игровой деятельности (разработчик закладывает в игру систему учебных заданий в форме конкретных описаний производственных ситуаций.(могут содержать противоречия, избыточность или неверные данные, взаимоисключающие альтернативы и т.п.) Студент должен провести анализ ситуаций, вычленить проблему, перевести ее в вид проблемной задачи, разработать способы и средства ее решения, принять решение и убедить других участников в правильности решения и осуществить его.)





5.Принцип двуплановости

(первый план – профессиональные условия, в которых разворачивается профессиональная ситуация

второй план – учебный)








Цели деловой игры

Игровые

Дидактические

Воспитательные

Формирование умений

      1. Разработка вариантов проекта деловой игры

      2. Показ приемов создания игрового контекста


  1. Закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры

  2. Выработка систем умений конструирования(?) и моделирования, а также методического описания деловой игры

  3. Совершенствование умений принятия коллективных решений

  4. Развитие коммуникативных умений различного рода

  1. Порождение творческого мышления

  2. Выработка установки на практическое использование деловой игры

  3. Воспитание стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми

  4. Преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения

    1. Видеть профессиональную ситуацию как целое

    2. Уметь анализировать составные части всей деятельности и условия ее функционирования

    3. Выделить в этой проблемной ситуации:

      1. Предмет действий

      2. Цель

      3. Средства достижения

      4. Ожидаемые результаты

    4. Формировать и ставить задачу, выделять систему действий обеспечивающую достижение цели в данных условиях

    5. Уметь строить модель деятельности по преобразованию условий поставленной задачи

    6. Осуществлять действие по решению задачи

    7. Проводить оценку и обобщение полученных результатов и доказательств правильного решения











П

Приемы реализации игрового контекста структурных элементов деловой игры

      1. Элементы игровой модели (Конструктивные приемы)

      2. Цели игры (Формирование игровых целей)

      3. Сценарий игры (Создание «катастроф», Задание поведенческих противоречий, Сжатие или растягивание игрового времени по отношению к реальному, Повышение импровизационности игры)

      4. Комплект ролей и функции игроков (Введение противоречивых по интересам ролей, Смена ролей в процессе игры (двойные роли), Создание портрета роли, Градация роли по оттенкам, Введение персонажа Х в игру, Конструирование игровых прав и обязанностей игроков)

      5. Правила игры (Конструирование игровых правил в дополнение к реальным)

      6. Комплект игровой документации (Игровая упаковка документации, Создание опознавательных знаков, символов и эмблем, Оформление материалов игры с использованием графики)

      7. Система оценивания (Система критериев (баллов), Визуальное представление результатов оценивания)


роцедура разработки деловой игры






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.