Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии (111722)

Посмотреть архив целиком

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................………..…..… 2


Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического восприятия младших школьников. Психолого-педагогические и философские аспекты развития эстетического восприятия. Взаимосвязь природы и эстетического восприятия………………………………………………….... 4


1.1. Сущность эстетического восприятия.............................................................……………............ ………………………………………………………………………………………………………….….. 4


1.2. Особенности эстетического восприятия в младшем школьном возрасте...……………......... ………………………………………………………………………………………………………………8


1.3. Психолого-педагогические аспекты развития эстетического восприятия школьников..........………………………………………………………………..........…………….….… 9


1.4. Философские аспекты эстетического восприятия……………………………………………….. 11


1.5. Пути и средства развития эстетического восприятия младших школьников………………….. 12


1.6. Влияние природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову И. Ф.)………... 14


Глава II. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь искусства и фотографии……………………………………………………........................................……………... 16


2.1. Фотография как вид искусства….....................................................................………………........ 16


2.2. Эстетическая сущность фотографии…………………………………................………………... 18


2.3. Восприятие природы, младшими школьниками, посредством фотографии……………………………………………………................................................………... 19


Глава III. Теоретическая разработка урока, целью которого является – развитие эстетического восприятия природы, младшими школьниками, средствами фотографии…………...............................................................................................................……….... 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................……………... 22


БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................................................……………........ 24















Введение

Восприятиеэто отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, допустим, воспринимая утренний пейзаж, человек отражает его в ощущениях, его цвет дерева, запах леса, росу на траве ощущает его монументальность, незыблемость.

Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный вид, что в него можно зайти, что это есть некое количество деревьев. Воспринимаемое человек всегда обозначает определенным словом – «лес», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, форма или запах, но все как целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление (П. Г. Саморукова).

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своей творческой деятельности большое количество образов, используют более разнообразные средства самовыражения. Ребята используют различные средства самовыражения, фотографию, рисунок, живопись, народные ремесла.

С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Занятия фотографией и изобразительная деятельность детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.

Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни - труду, дружбе, Родине, а главное - к природе”. (Б. Неменский, художественный педагог, профессор).

Природа во все времена служила содержанием творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми творческие работы способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Проблема эстетического восприятия не могла не привлечь внимание таких педагогов и психологов как, Ольга Павловна Котикова, Смольянинов И. Ф. Печко Л. П. Кухаронак В. Г. Салеев В.А. Кабалевский Д. И. Ларин А. Е. Синюкова В. С. Каждый из этих педагогов проделал огромный труд для того чтобы в своем исследовании выделить цели задачи методы эстетического восприятия посредством искусства.

Среди способов действенного эстетического познания природы очень важна фотография. Фотография имеет весьма большое значение в формировании внутреннего мира человека. Занятия фотографией учат не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них, не бессмысленно щелкать затвором фотоаппарата, а пристально наблюдать, сравнивать, выделять для себя наиболее красивые из них и передавать эту красоту , проникновенно схваченную воображением и чувством, посредством фотографии.

Все это приводит к пониманию взаимосвязей в природе, к постижению сложных отношений света и тени, к усовершенствованию восприятия цветовой гаммы, тонов, полутонов, рефлексов к ощущению гармонии между ними, к четкому осознанию изящества и красоты природной формы и меры в самих вещах.

Посредством фотографии в детях обнаруживается способность художников и творцов, ибо всякий художник «начинается» с этого вдохновенного и очарованного восприятия природы, с поэтического мироощущения и умения его выразить. Великий Микеланджело признавался, что и дня провести не мог, чтобы не освежить свои глаза внимательным созерцанием прекрасной природы. Фотография пробуждает к жизни и действию художественные таланты, дает педагогам возможность разглядеть среди школьников «поэтов в душе», выявить учеников, способных дивиться красоте. Только из их числа формируются настоящие художники.

Уроки фотографии формируют побуждение к творчеству, поддерживают живой эстетический интерес к природе.

Непосредственное восприятие природы и опосредованное эстетическое отношение к ней с помощью искусства на протяжении всей истории человечества формировало у людей чувство прекрасного и эстетический вкус, т. е. Понимание красоты и способность наслаждаться красотой, а также потребность в таком наслаждении и в универсальном творчестве красоты. Природа давала формы не только для ее собственного воспроизведения, но и для художественного воссоздания социального бытия людей.

Предмет исследования - использование средств фотографии в развитии эстетического восприятия природы младшими школьниками.

Объект исследования - эстетическое восприятие младших школьников.

Цель - выявление возможностей фотографии как средства способствующего развитию эстетического восприятия.

Гипотеза - эстетическое восприятие природы эффективно, если использовать в учебной деятельности средства фотографии.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического восприятия младших школьников средствами фотографии.


Случайные файлы

Файл
24070.rtf
38596.rtf
141213.rtf
6195-1.rtf
PDA-0585.DOC




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.