Педагогическая аксиология и современный учебно-воспитательный процесс (111575)

Посмотреть архив целиком












Н.В.СЕЛЕЗНЕВ, Е.Н.СЕЛЕЗНЕВ





ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ


И СОВРЕМЕНННЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ


ПРОЦЕСС

















Тирасполь - 1998г.


АННОТАЦИЯ


Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей лишь в последние годы. Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, научное их обоснование, а также методики ассимиляции их современным учебно-воспитательным процессам.

В статье рассматривается и обосновывается комплекс важнейших для современной школы познавательных нравственных, эстетических и других ценностей. Намечаются рекомендации дальнейшей их разработки и внедрения в практику современной школы (0,8 п.л.).

Статья адресована школьным работникам всех уровней, студентам, аспирантам, преподавателям вузов гуманитарных дисциплин.









Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А.Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. «Я добиваюсь того - писал он, - чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».1

Школа несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает. От ценностей всеобщих к конкретным ценностям, их широте и разнообразию в опыте школьника - именно это становится наиболее существенным моментом в формировании его личности.

С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция).2

Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое время высказал Я.А.Коменский: «Противоядием

__________________________________________

1. В.А. Сухомлинский. Избр.пед.соч.в 3-х тт., М: Педагогика, 1979-81 гг., т.1, с.216

2. Тугаринов В.П. Личность и общество. - М.: Мысль, 1965, с.63

2

невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей... Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни».1 У ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.

Направленность личности человека на те или иные ценности создают ему совершенно своеобразный облик. «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло, - справедливо замечает на этот счет. М.Монтень, - она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее».2 По его мнению, необходимо видеть прежде всего вечные, непреходящие ценности, которыми жили люди в прошлом и будут жить в будущем. «Если вы прожили один единственный день, вы видели уже все... это солнце, это луна, это звезды, это устройство вселенной - все это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших потомков».3

О содержательной стороне жизненно важных для человека ценностей издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена приверженцами «своих» ценностей

_________________________


1. Каменский Я.А. Orbis senalium pictus. //Педагогика, 1992, № 5-6, с. 90.

2. М. Монтень. Опыты-М: Голос, 1992, с. 99

3. Там же, с. 99

3

были стоики, эпикурейцы, спартанцы, в более поздние времена - представители различных религиозных верований, гедонисты, альтруисты, мазохисты и т.д.

Иногда привязанность к одним ценностям вела их носителей не только к яростному неприятию других ценностей, но и суровой, непримиримой борьбе с теми, кто их проповедовал. Побежденные нередко расплачивались жизнью за несогласие жить ценностями победителей.

Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так родилась идея выработки единого подхода к уяснению ценностных сущности окружающей действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их полезности или бесполезности для людей и человека. «Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни».1

Сторонником такого подхода к выявлению значимых для человека ценностей был Я.А. Коменский. «Истинная мудрость, - говорил он, - заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо,

_______________________

1. М. Монтень. Опыты., т. 2, с. 168.


4

чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания».1

Сам Коменский всегда заботился о ценностях, которые давали бы и человеку, и обществу больше «света, порядка, мира и спокойствия». «Цель не будет достигнута, -предупреждает он,- если души всех не будут подготовлены ко всему, что предстоит в жизни». Наиболее важными для растущего человека в младшем возрасте, по его мнению, являются такие ценности: благочестие, умеренность, опрятность, почтительность, предупредительность, стремление к праве и справедливость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность и готовность служить старшим, умение держать себя с достоинством. Кроме того, ряд познавательных ценностей из физики, оптики, астрономии, географии, истории, экономики, арифметики, грамматики и др.наук.2

В более старшем возрасте для ребенка важны, по мнению Каменского, такие ценности как воздержание, умеренность, гигиена, послушание, правдивость, радушие, стремление к деятельности,

________________________

1. Коменский Я.А. Избр.пед.соч.в 2-х тт. - М.: Педагогика, т. 1, с. 405.

2. Там же, т. 1, с. 210-213.

5

умение молчать, терпение, услужливость, вежливость,

приветливость, понятие о том, что является приличным и что неприличным и др.1

В России выбору необходимых для школы ценностей много внимания уделял К.Д. Ушинский. Современная школа, отмечал он, основывается на отживших, схоластических ценностях, «притупляющих» умственную деятельность школьников и «уродующих» их нравственность. Ребенок не только не развивается, но скорее вянет от «мертвящего прикосновения» такой школы. Главная причина, по его мнению, - формализм как педагогической науки, так, и педагогической практики. «Небольшая мудрость и не большой труд написать: тому-то учить, тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно и даже вредно во всех возможных отношениях - умственном, нравственном, религиозном, эстетическом, политическом и т.д. Но написать и предписать еще не значит сделать дело: в продолжении последних лет несколько раз менялись у нас подобные предписания и кончилось совершенной путаницей».2

Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивает Ушинский, обязаны отражать потребности

____________________________

1. Там же с. 299.

2. К.Д. Ушинский. Собр. Соч. В 9-ти тт. - М: АПН РСФСР, 1948, т. 3, с. 321.

6

народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными. «Чтобы повести народное образование прямым и верным путем надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д...., а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до велика».1

В дореволюционный период вопрос о содержании школьных ценностей так и не был решен. Путаница и неразбериха с ценностями продолжается и в первые послереволюционные годы. «Советское воспитание, -пишет А.С. Макаренко в эти годы, - не представляет ничего ни революционного, ни советского, ни просто даже разумного... Наши педагоги просто не знают, что они должны делать, как держать себя, а наши воспитанники просто живут в наших детских домах, то есть едят, спят, кое-как убирают после себя. Картина очень печальная».2

Размышляя о том, что именно должно стать содержанием жизни воспитанников, Макаренко отмечает необходимость формирования у них верного отношения ко всему комплексу

__________________________

1. Там же, с. 322

2. А.С. Макаренко. Пед.соч. в 8-ми тт. - М: Педагогика, 1983-86 гг., т. 1, с. 225.

7

жизненно важных ценностей, позволяющих «прожить как можно дольше и как можно радостнее. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни...».1

Все важнейшие ценности А.С. Макаренко объединяет общим понятием «человеческой культуры», куда по его мнению, непременно должны войти образованность, дисциплина, чувство долга, понятие о чести, вежливость, доброта, умение владеть собой, влиять на других, умение быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить..., быть счастливым.2 Перенос внимания с ценностей формальных на ценности «здравого смысла» - дисциплины, порядка, практического дела стало значительным достижением воспитательной системы А.С. Макаренко.

Эффективность методики Макаренко накрепко связана и с систематическим ценностным исследованием личности каждого воспитанника. В характеристиках, написанных рукой Макаренко на воспитанников, мы насчитали около 90 необходимых, по его мнению, для личности выпускника ценностей. Среди них на первом месте - работоспособность, культура поведения, честность,


Случайные файлы

Файл
142605.rtf
25422.rtf
18968-1.rtf
73802-1.rtf
75409-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.