Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников (KF-012)

Посмотреть архив целиком

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Ф. КАТАНОВА


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

И МЕТОДИК ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ


Использование проблемных

ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

031200 ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Студент-дипломник _________________________________________

Научный руководитель ______________________________________

Консультант _______________________________________________

Рецензент _________________________________________________


«Допустить к защите»

Зав. кафедрой __________

«___»______ 2000 г.







Абакан, 2000

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 03

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития твор-

ческого мышления детей ……………………………………………………………………………… 07

1.1. Понятие творческого мышления ………………………………………………… 07

1.2. Проблема развития творческого мышления ……………………… 13

1.3. Условия формирования творческого мышления млад-

ших школьников …………………………………………………………………………………………… 15

Глава 2. Возможности проблемного обучения в развитии

творческого мышления учащихся …………………………………………………………… 19

2.1. История развития теории проблемного обучения ……… 19

2.2. Современная технология проблемного обучения ………… 25

2.3. Реализация и анализ использования проблемных

ситуаций в методике преподавания математики в

начальной школе ………………………………………………………………………………………… 33

Глава 3. Экспериментальное исследование проблемных ситу-

аций на уроках математики и их влияние на развитие

творческого мышления младших школьников ………………………………… 40

3.1. Изучение творческого мышления младших школьников

с помощью тестов Е.Б. Торренса ………………………………………………… 40

3.2. Использование проблемных ситуаций на уроках ма-

тематики в развитии творческого мышления учащихся 45

3.3. Обработка результатов педагогического исследо-

вания …………………………………………………………………………………………………………………… 58

3.4. Рекомендации по совершенствованию процесса фор-

мирования творческого мышления младших школьников 60

Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 66

Библиография ………………………………………………………………………………………………………………… 68

Приложение ……………………………………………………………………………………………………………………… 73




ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».

В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

  • индивидуализация образования;

  • исследовательское обучение;

  • проблематизация.


В дипломной работе мы хотим доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.

Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики?

На эти вопросы будет дан ответ в нашей дипломной работе.

В связи с этим выделили.

Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уроках математики.

Предмет исследования – использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

Цель исследования: разработать систему карточек с разной степенью проблемности для повышения уровня творческого мышления.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

  2. раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления младших школьников;

  3. проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики в начальной школе;

  4. выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию творческого мышления школьников;

  5. выработать систему мер по совершенствованию творческого мышления младших школьников на уроках математики.


Гипотеза: уровень творческого мышления младших школьников повышается при использовании на уроках математики системы заданий с разной степенью проблемности.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо-математический метод обработки результатов.

Практическая значимость нашей исследовательской работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления. В разработке тематического плана внеклассных занятий по математике и развернутого конспекта занятия факультатива по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». 2 класс, I четверть.

База исследования: средняя школа №4 г. Саяногорска, 2 в класс. Учитель: Платонова Н.К.

Апробация: результаты исследования сообщались на «Катановских чтениях-2000», где нашей исследовательской работе было присуждено III место. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии из 67 источников, приложения.


















ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ


1.1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Следуя цели и задачам нашей дипломной работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление; определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом эксперименте.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

  1. беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

  2. гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

  3. оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

  4. любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

  5. способность к разработке гипотезы;

  6. ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

  7. фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

  8. способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;


Случайные файлы

Файл
178965.rtf
39051.rtf
103188.rtf
90270.rtf
79522.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.