Ћермантов ћихаил ёрьевич (74010)

ѕосмотреть архив целиком


Ћ≈–ћќЌ“ќ¬ ћихаил ёрьевич (1814-41), русский поэт. ”чилс€ в ћосковском университете (1830-32). ќкончил —анкт-ѕетербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). ¬ 1837 за стихотворение Ђ—мерть поэтаї (о гибели ј. —. ѕушкина) был сослан в армию на  авказ. ”бит на дуэли в ѕ€тигорске. –азочарование в действительности, характерное дл€ последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и м€тежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике Ч и мечта о душевном покое (Ђƒумаї, Ђ» скучно и грустної, Ђћолитваї, Ђѕророкї, Ђ¬ыхожу один € на дорогуї; поэма Ђћцыриї, 1839; драма Ђћаскарадї, 1835). ћногие произведени€ Ћермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. Ђ¬адимї (1832-34), стихотворени€ ЂЅородиної, Ђѕоэтї, Ђ–одинаї]. ѕоэма Ђƒемонї (закончена в 1839) Ч символическое воплощение идеи бунта против Ђмирового пор€дкаї, трагеди€ одиночества. Ћермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. –оман Ђ√ерой нашего времениї (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, Ч вершина реализма Ћермонтова.

* * *

ЋШ≈–ћќЌ“ќ¬ ћихаил ёрьевич [3 (15) окт€бр€ 1814, ћосква Ч 15 (27) июл€ 1841, подножье горы ћашук, близ ѕ€тигорска; похоронен в селе “арханы ѕензенской области], русский поэт.

Ќеведомый избранник

Ѕрак родителей Ћермонтова Ч богатой наследницы ћ. ћ. јрсеньевой (1795-1817) и армейского капитана ё. ѕ. Ћермонтова (1773-1831) Ч был неудачным. –анн€€ смерть матери и ссора отца с бабушкой Ч ≈. ј. јрсеньевой Ч т€жело сказались на формировании личности поэта. Ћермонтов воспитывалс€ у бабушки в имении “арханы ѕензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные €зыки, рисование, музыка). –омантический культ отца и соответствующа€ трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften (ЂЋюди и страстиї, 1830), Ђ—транный человекї (1831). «начимы дл€ формировани€ Ћермонтова и предани€ о легендарном основоположнике его рода Ч шотландском поэте “омасе Ћермонте.   сильным впечатлени€м детства относ€тс€ поездки на  авказ (1820, 1825).

— 1827 Ћермонтов живет в ћоскве. ќн обучаетс€ в ћосковском университетском благородном пансионе (сент€брь 1828 Ч март 1830), позднее в ћосковском университете (сент€брь 1830 Ч июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

–анние поэтические опыты Ћермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении предромантической и романтической словесности: нар€ду с ƒж. √. Ѕайроном и ј. —. ѕушкиным дл€ него важны ‘. Ўиллер, ¬. √юго,  . Ќ. Ѕатюшков, философска€ лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк (фрагментов) из сочинений самых разных авторов Ч от ћ. ¬. Ћомоносова до современных ему поэтов. Ќе мысл€ себ€ профессиональным литератором и не стрем€сь печататьс€, Ћермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непон€той душе. ѕережитые в 1830-32 увлечени€ ≈. ј. —ушковой, Ќ. ‘. »вановой, ¬. ј. Ћопухиной станов€тс€ материалом дл€ соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обсто€тельствами скрываетс€ вечный, трагический конфликт. ќдновременно идет работа над романтическими поэмами Ч от откровенно подражательных Ђ„еркесовї (1828) до вполне профессиональных Ђ»змаил-бе€ї и ЂЋитвинкиї (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Ћермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного геро€, Ђвершинностьї композиции, Ђнедосказанностьї сюжета, экзотический или исторический колорит).   началу 1830-х гг. обретены Ђмагистральныеї герои поэтической системы Ћермонтова, соотнесенные с двум€ разными жизненными и творческими стратеги€ми, с двум€ трактовками собственной личности: падший дух, сознательно прокл€вший мир и избравший зло (перва€ редакци€ поэмы Ђƒемонї, 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма Ђ»споведьї, 1831, €вивша€с€ прообразом поэмы Ђћцыриї).  онтрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напр€женную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.

—мутное врем€

ќставив по не совсем €сным причинам университет, Ћермонтов в 1832 переезжает в ѕетербург и поступает в Ўколу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Ћейб-гвардии гусарского полка в 1834. ћесто высокой поэзии занимает непечатное стихотворство (Ђёнкерские поэмыї), место трагического избранника Ч циничный бретер, сниженный двойник Ђдемонаї. ¬ то же врем€ идет работа над романом Ђ¬адимї (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство Ђангелаї и Ђдемонаї, Ђпоэзи€ безобразностиї, €зыкова€ экспресси€) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание ѕугачева). Ђƒемоническа€ї лини€ продолжаетс€ в неоконченном романе из современной жизни Ђ н€гин€ Ћиговска€ї (1836) и драме Ђћаскарадї. ѕоследней Ћермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

ѕоэт поколени€

  началу 1837 у Ћермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворени€ (среди них признанные в будущем шедеврами Ђјнгелї, 1831; Ђѕарусї, 1831; Ђ–усалкаї, 1832; Ђ”мирающий гладиаторї, 1836; поэма ЂЅо€рин ќршаї, 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, Ђћаскарадї не пропущен цензурой, опубликованна€ (по неподтвержденным сведени€м без ведома автора) поэма Ђ’аджи јбрекї (1834) резонанса не вызвала, св€зей в литературном мире нет (значима Ђневстречаї с ѕушкиным). —лава к Ћермонтову приходит в одночасье Ч со стихотворением Ђ—мерть поэтаї (1937), откликом на последнюю дуэль ѕушкина. “екст широко распростран€етс€ в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. «аключительные строки стихотворени€ с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Ќикола€ I. 18 феврал€ Ћермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Ќижегородский драгунский полк на  авказ.

—сылка продлилась до окт€бр€ 1837: Ћермонтов изъездил  авказ, побывал в “ифлисе, лечилс€ на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом ј. ». ќдоевским, а также с ¬. √. Ѕелинским); изучал восточный фольклор (запись сказки Ђјшик- ерибї). ѕубликаци€ в 1837 стихотворени€ ЂЅородиної упрочила славу поэта.

Ђ¬ид  рестовой горыї

— апрел€ 1838 по апрель 1840 Ћермонтов служит в Ћейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевыва€ Ђбольшой светї и мир литературы. ”станавливаютс€ св€зи с пушкинским кругом Ч семейством  арамзиных, ѕ. ј. ¬€земским, ¬. ј. ∆уковским (благодар€ посредничеству последнего в Ђ—овременникеї в 1838 печатаетс€ поэма Ђ“амбовска€ казначейшаї) и ј. ј.  раевским (публикаци€ Ђѕесни про цар€ »вана ¬асильевича...ї в редактируемых  раевским ЂЋитературных прибавлени€х к Ђ–усскому инвалидуї, 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным  раевским в 1839 журналом Ђќтечественные запискиї). Ћермонтов входит в фрондерско-аристократический Ђкружок шестнадцатиї.

¬ зрелой лирике Ћермонтова доминирует тема современного ему общества Ч безвольного, рефлексирующего, не способного на де€ние, страсть, творчество. Ќе отдел€€ себ€ от больного поколени€ (Ђƒумаї, 1838), высказыва€ сомнени€ в возможности существовани€ поэзии здесь и сейчас (Ђѕоэтї, 1838; ЂЌе верь себеї, 1839; Ђ∆урналист, читатель и писательї, 1840), скептически оценива€ жизнь как таковую (Ђ» скучно, и грустно...ї, 1840), Ћермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом (ЂЅородиної, Ђѕесн€ про цар€ »вана ¬асильевича...ї, где демонический герой-опричник терпит поражение от хранител€ нравственных устоев), в народной культуре (Ђ азачь€ колыбельна€ песн€ї, 1838), в чувствах ребенка (Ђ ак часто пестрою толпою окружен...ї, 1840) или человека, сохранившего детское мировоспри€тие (Ђѕам€ти ј. ». ќ<доевского>ї, 1839; <ћ. ј. ўербатовой>, 1840). Ѕогоборчество (ЂЅлагодарностьї, 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты (Ђ“ри пальмыї, 1839; Ђ”тесї, Ђ“амараї, ЂЋистокї, Ђћорска€ царевнаї, все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, св€зываемой то с деидеологизированной национальной традицией (Ђ–одинаї, Ђ—порї, оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности (Ђ¬ыхожу один € на дорогу...ї, 1841). “о же напр€женное колебание между полюсами мироотрицани€ и любви к бытию, между земным и небесным, прокл€тьем и благословением присуще вершинным поэмам Ћермонтова Ч последней редакции Ђƒемонаї и Ђћцыриї (обе 1839).

»з поэмы Ђƒемонї

»з поэмы Ђћцыриї

¬ 1838-40 написан роман Ђ√ерой нашего времениї: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в Ђќтечественных запискахї и, возможно, не предполагали циклизации. ¬ романе пристально исследуетс€ феномен современного человека; тщательно анализируютс€ антиномии, присущие и поэтическому миру Ћермонтова. ѕо€вление отдельного издани€ романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника Ђ—тихотворени€ ћ. Ћермонтоваї (окт€брь 1840; включены Ђћцыриї, Ђѕесн€ про цар€ »вана ¬асильевича...ї, 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событи€ми эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит стать€м Ѕелинского.

—цена дуэли ѕечорина и √рушницкого (из романа Ђ√ерой нашего времениї)

Ђ‘аталистї (из романа Ђ√ерой нашего времениї)

Ќеожиданный финал

ƒуэль Ћермонтова с сыном французского посла Ё. де Ѕарантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в “енгинский пехотный полк. „ерез ћоскву (встречи со слав€нофилами и Ќ. ¬. √оголем на его именинном обеде) поэт отбывает на  авказ, где принимает участие в боевых действи€х (сражение на речке ¬алерик, описанное в стихотворении Ђя к вам пишу случайно, Ч право...ї), за что представл€етс€ к наградам (вычеркнут из списков императором Ќиколаем I). ¬ €нваре 1841 отбывает в ѕетербург, где, просрочив двухмес€чный отпуск, находитс€ до 14 апрел€, враща€сь в литературных и светских кругах. Ћермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной де€тельности (известен замысел исторического романа; есть сведени€ о намерении прин€тьс€ за издание журнала); в ѕетербурге и после отъезда из него одно за другим пишутс€ гениальные стихотворени€ (в. т. ч. указанные выше).

¬озвраща€сь на  авказ, Ћермонтов задерживаетс€ в ѕ€тигорске дл€ лечени€ на минеральных водах. —лучайна€ ссора с соучеником по юнкерской школе Ќ. —. ћартыновым приводит к Ђвечно печальной дуэлиї (¬. ¬. –озанов) и гибели поэта.

’роника человечества

—тихотворени€ ћ. ё. Ћермонтова

Ћ≈–ћќЌ“ќ¬ ћ. (стать€ ј. —. ƒолинина из ЂЌового энциклопедического словар€ Ѕрокгауза и ≈фронаї, 1911 Ц 1916)

»стори€ культуры


ј. —. Ќемзер




ћ. ё. Ћ≈–ћќЌ“ќ¬. »« ѕќЁћџ Ђћ÷џ–»ї


8

Ђ“ы хочешь знать, что делал €

Ќа воле? ∆ил Ч и жизнь мо€

Ѕез этих трех блаженных дней

Ѕыла б печальней и мрачней

Ѕессильной старости твоей.

ƒавным-давно задумал €

¬згл€нуть на дальние пол€,

”знать, прекрасна ли земл€,

”знать, дл€ воли иль тюрьмы

Ќа этот свет родимс€ мы.

» в час ночной, ужасный час,

 огда гроза пугала вас,

 огда, столп€сь при алтаре,

¬ы ниц лежали на земле,

я убежал. ќ, € как брат

ќбн€тьс€ с бурей был бы рад!

√лазами тучи € следил,

–укою молнию ловил...

—кажи мне, что средь этих стен

ћогли бы дать вы мне взамен

“ой дружбы краткой, но живой,

ћеж бурным сердцем и грозой?..






ƒ≈ћќЌ

¬осточна€ повесть

„асть I

I

ѕечальный ƒемон, дух изгнань€,

Ћетал над грешною землей,

» лучших дней воспоминань€

ѕред ним теснилис€ толпой;

“ех дней, когда в жилище света

Ѕлистал он, чистый херувим,

 огда бегуща€ комета

”лыбкой ласковой привета

Ћюбила помен€тьс€ с ним,

 огда сквозь вечные туманы,

ѕознань€ жадный, он следил

 очующие караваны

¬ пространстве брошенных светил;

 огда он верил и любил,

—частливый первенец творень€!

Ќе знал ни злобы, ни сомнень€,

» не грозил уму его

¬еков бесплодных р€д унылый...

» много, много... и всего

ѕрипомнить не имел он силы!


II

ƒавно отверженный блуждал

¬ пустыне мира без приюта:

¬ослед за веком век бежал,

 ак за минутою минута,

ќднообразной чередой.

Ќичтожной властву€ землей,

ќн се€л зло без наслаждень€.

Ќигде искусству своему

ќн не встречал сопротивлень€ Ч

» зло наскучило ему.


XV

<...>

ЂЌа воздушном океане,

Ѕез рул€ и без ветрил,

“ихо плавают в тумане

’оры стройные светил;

—редь полей необозримых

¬ небе ход€т без следа

ќблаков неуловимых

¬олокнистые стада.

„ас разлуки, час свидань€ Ч

»м ни радость, ни печаль;

»м в гр€дущем нет желань€

» прошедшего не жаль.

¬ день томительный несчасть€

“ы об них лишь вспом€ни;

Ѕудь к земному без участь€

» беспечна, как они!



„асть II

X


ƒемон

<...>

ќ! если б ты могла пон€ть,

 акое горькое томленье

¬сю жизнь, века без разделень€

» наслаждатьс€ и страдать,

«а зло похвал не ожидать

Ќи за добро вознаграждень€;

∆ить дл€ себ€, скучать собой,

» этой вечною борьбой

Ѕез торжества, без примирень€!

¬сегда жалеть и не желать,

¬сЄ знать, всЄ чувствовать, всЄ видеть,

—таратьс€ всЄ возненавидеть

» всЄ на свете презирать!..

Ћишь только божие прокл€тье

»сполнилось, с того же дн€

ѕрироды жаркие объ€ть€

Ќавек остыли дл€ мен€;

—инело предо мной пространство;

я видел брачное убранство

—ветил, знакомых мне давно...

ќни текли в венцах из злата;

Ќо что же? прежнего собрата

Ќе узнавало ни одно.

»згнанников, себе подобных,

я звать в отча€нии стал,

Ќо слов и лиц и взоров злобных,

”вы! € сам не узнавал.

» в страхе €, взмахнув крылами,

ѕомчалс€ Ч но куда? зачем?

Ќе знаю... прежними друзь€ми

я был отвергнут; как Ёдем,

ћир дл€ мен€ стал глух и нем.

ѕо вольной прихоти течень€

“ак поврежденна€ ладь€

Ѕез парусов и без рул€

ѕлывет, не зна€ назначень€;

“ак ранней утренней порой

ќтрывок тучи громовой,

¬ лазурной вышине черне€,

ќдин, нигде пристать не сме€,

Ћетит без цели и следа,

Ѕог весть откуда и куда!

» € людьми недолго правил,

√реху недолго их учил,

¬сЄ благородное бесславил

» всЄ прекрасное хулил;

Ќедолго... пламень чистой веры

Ћегко навек € залил в них...

ј стоили ль трудов моих

ќдни глупцы да лицемеры?

» скрылс€ € в ущель€х гор;

» стал бродить, как метеор,

¬о мраке полночи глубокой...

» мчалс€ путник одинокой,

ќбманут близким огоньком;

» в бездну пада€ с конем,

Ќапрасно звал Ч и след кровавый

«а ним вилс€ по крутизне...

Ќо злобы мрачные забавы

Ќедолго нравилис€ мне!

¬ борьбе с могучим ураганом,

 ак часто, подыма€ прах,

ќдетый молньей и туманом,

я шумно мчалс€ в облаках,

„тобы в толпе стихий м€тежной

—ердечный ропот заглушить,

—пастись от думы неизбежной

» незабвенное забыть!

„то повесть т€гостных лишений,

“рудов и бед толпы людской

√р€дущих, прошлых поколений

ѕеред минутою одной

ћоих непризнанных мучений?

„то люди? что их жизнь и труд?

ќни прошли, они пройдут...

Ќадежда есть Ч ждет правый суд:

ѕростить он может, хоть осудит!

ћо€ ж печаль бессменно тут,

» ей конца, как мне, не будет;

» не вздремнуть в могиле ей!


—лучайные файлы

‘айл
13279.rtf
169659.rtf
46562.rtf
69146.rtf
17419-1.rtf