Утопия в русской литературе (73751)

Посмотреть архив целиком

План:


  1. Утопия в русской литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  2. Утопия в произведениях поэтов древности . . . . . . . . . . .

  3. Причины создания утопии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  4. Утопия, как литературный жанр . . . . . . . . . . . . . . . . .

  5. "Утопия" Томаса Мора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  6. "Город солнца" Томмазо Кампанеллы . . . . . . . . . . . . . .

  7. Литературная утопия в России . . . . . . . . . . . . . . . . .

 первое её появление;

 "Путешествие в землю Офирскую" М.М. Щербатова

  1. Сон, как средство передачи утопии . . . . . . . . . . . . . . .

 что называется ухронией?

 "Сон" А.Д. Улыбышева.

  1. Утопия Н.Г. Чернышевского: "Что делать?". . . . . . . . . .

 идея утопического социализма . . . . . . . . . . . . . . . . .

 четвёртый сон Веры Павловны . . . . . . . . . . . . . . . . .

 черты общего в утопиях Мора и Кампанеллы с утопией Чернышевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 любовь в будущем обществе . . . . . . . . . . . . . . . . .

 своеобразие социалистической утопии . . . . . . . . . . .

 утопический образ Рахметова в романе . . . . . . . . . . . .

 тема мастерских-коммун . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 Салтыков-Щедрин об утопии Чернышевского . . . . . . .

 вера Чернышевского в осуществление утопии . . . . . . . .

  1. Революция 1917 года, как средство превращения утопии в о бман? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  2. Противоречия в утопиях разных писателей . . . . . . .

  3. Человек в утопии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  4. Стихотворение Боратынского "Последняя смерть" . . . . . .

  5. Утопическое мышление как самое характерное для писателей-революционеров . . . . . . . . . . . . . . .

  6. Образ Угрюм-Бурчеева в произведении Салтыкова-Щедрина "История одного города" . . . . . . . . . .

  7. Антиутопия как самостоятельный жанр . . . . . . . . . . .

 отличие антиутопии от утопии . . . . . . . . . . . . . . .

 антиутопия 20 века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18.Антиутопия Евгения Замятина "Мы" . . . . . . . . . . . .

 антиутопический мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 пути реализации утопии . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 язык и тип сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 герой антиутопии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 кризис антиутопического мира . . . . . . . . . . . . . . .


Помните, какую игру придумал брат Л.Н. Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, "что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (Вероятно, это были Моравские братья, о которых он слышал или читал,  вспоминает Лев Николаевич,  но на нашем языке это были муравейные братья.) И я помню, что слово "муравейные" особенно нравилось, напоминая муравьёв в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживали их ящиками, завешивали платками и сидели там в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру.

Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он сам говорил, написана им на зелёной палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа…

Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешенными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает".

Кто из нас в детстве не мечтал хоть раз в жизни о том, чтобы все люди были счастливы, чтобы не было ни болезней, ни войн, ни голода, ни страданий. И хотя каждый, повзрослев, осознал несбыточность этой мечты, не стоит считать её бессмысленной детской фантазией. Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда человечество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Эти верования отразились, например, в стихах древнегреческого поэта Гесиода (конец 8  начало 7 века до н.э.), римского поэта Овидия (43  18 гг. до н.э.):

Первым посеян был век золотой, не

знавший возмездья…

Сам соблюдавший всегда, без законов, и

правду, и верность.<…>

Не было шлемов, мечей; упражнений

военных не зная,

Сладко вкушали покой безопасно живущие

люди.

Также, от дани вольна, не тронута

острой мотыгой,

Плугом не ранена, всё земля им сама

приносила.

Пищей довольны вполне, получаемой без

принужденья,

Рвали с деревьев плоды, земляничник

нагорный сбирали,

Тёрн и на крепких ветвях висящие ягоды

тута

Иль урожай желудей, что с деревьев

Юпитера пали.

Вечно стояла весна; приятный

прохладным дыханьем,

Ласково нежил зефир цветы, не знавшие

сева.

Боле того, урожай без распашки земля

приносила;

Не отдыхая поля золотились в тяжёлых

колосьях,

Реки текли молока, струились и нектара

реки,

Капал и мёд золотой, сочась из зелёного

дуба.

Овидий. Метаморфозы.

Перевод С. Шервинского.


"Золотой век"  мифологическое представление о совершенном, гармоническом устройстве человеческого сообщества, утраченном в процессе исторического развития (за золотым веком, как утверждают античные поэты, наступил век серебряный, затем  медный и, наконец, век нынешний  железный  испорченный и жестокий).

Вспомним ветхозаветный рассказ о жизни первых людей в Эдеме, откуда они были изгнаны Богом за ослушание. "Грехопадение" первых людей привело к утрате рая, стало причиной греховности рода человеческого, возникновения мирового зла.

Как возвратить золотой век, вернуть потерянный рай, как создать на земле царство Божие  этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности, желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную, упорядоченную модель человеческого общежития. Многочисленные проекты идеального государства, начиная с философских диалогов афинского мыслителя Платона (ок.427 -- 347 гг. до н.э.), породили обширную традицию в мировой культуре и положили начало формированию нового литературного жанра. Этот жанр окончательно оформился в эпоху Возрождения, благодаря появлению целого ряда книг, среди которых была и знаменитая "Утопия" англичанина Томаса Мора, давшая впоследствии название этому жанру.

Утопия, как литературный жанр, предполагает развёрнутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью. (Утопией называют также любой нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований).

"Утопия" Томаса Мора (14781535) представляет собой диалог автора и путешественника Рафаила Гитлодея, "чужестранца преклонного возраста, с загорелым лицом, большой бородой, с плащом, небрежно свисающим с плеча". Первая часть беседы посвящена сатирическому освещению современной Англии. Объектом сатиры писателя стала и политика "огораживания", и роскошь королевского двора, и военная политика, и система уголовных наказаний. Во второй части Мор воспроизводит рассказ Гитлодея о том, как тот во время своих странствий в западном полушарии случайно попал на остров, поразивший его своим общественным устройством. Это был остров Утопия. Само слово "утопия" возникло из слияния двух греческих слов: "и"  "не" и "topos"  "место", то есть "место, которого нет". Да и имя Гитлодей в переводе с греческого означает "мастер рассказывать небылицы". Но заметим, что если предшественники Мора помещали своё идеальное общество в некий золотой век, относящийся к далёкому прошлому или к далёкому будущему, то остров Утопия "существует" в настоящем. Используя мотив путешествия и образ путешественника, чрезвычайно популярный в эпоху Великих географических открытий, изображая подробности быта утопийцев, выводя на страницах своей книги образы реальных исторических личностей, Мор стремится создать иллюзию достоверности, чтобы тем самым доказать возможность и осуществимость того образа жизни, который он проповедовал.


Случайные файлы

Файл
124723.rtf
48550.rtf
96528.rtf
90828.rtf
148011.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.