“олстой јлексей Ќиколаевич (1882/83-1945) (73724)

ѕосмотреть архив целиком

“ќЋ—“ќ… јлексей Ќиколаевич (1882/83-1945), русский писатель, граф, академик јЌ ———– (1939). ¬ 1918-23 в эмиграции. ѕовести и рассказы из жизни усадебного двор€нства (цикл Ђ«аволжьеї, 1909-11). —атирический роман Ђѕохождение Ќевзорова, или »бикусї (1924). ¬ трилогии Ђ’ождение по мукамї (1922-41) стремитс€ представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а –еволюцию 1917 как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией; в историческом романе Ђѕетр Iї (кн. 1-3, 1929-45, не окончен) Ч апологи€ сильной и жестокой реформаторской власти. Ќаучно-фантастические романы Ђјэлитаї (1922-23), Ђ√иперболоид инженера √аринаї (1925-27), рассказы, пьесы. √осударственна€ преми€ ———– (1941, 1943, 1946, посмертно).

* * *

“ќЋ—“Шќ… јлексей Ќиколаевич [29 декабр€ 1882 (10 €нвар€ 1883) Ќиколаевск (ныне ѕугачевск) —аратовской губернии Ч 23 феврал€1945, ћосква], русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествовани€.

ƒетство. ѕервые шаги в литературе

¬ырос на хуторе —основка под —амарой, в имении своего отчима, земского служащего ј. ј. Ѕострома (мать писател€, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Ќ. ј. “олстого, к любимому человеку). —частливое деревенское детство определило жизнелюбие “олстого, всегда остававшеес€ единственной незыблемой основой его мировоззрени€. ”чилс€ в ѕетербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). ѕробовал заниматьс€ живописью. ѕечатал стихи с 1905 и прозу с 1908. ѕолучил известность как автор рассказов и повестей Ђзаволжскогої цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов Ђ„удакиї (первоначально Ђƒве жизниї, 1911), Ђ’ромой баринї (1912) Ч преимущественно о помещиках своей родной —амарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшестви€х. ћногие персонажи изображаютс€ юмористически, с легкой насмешкой. ¬полне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш –астегин с его претензи€ми на Ђстильную жизньї (Ђ«а стилемї, 1913, впоследствии переименовано в Ђѕриключени€ –астегинаї). ѕривыкша€ к серьезной проблематике критика посто€нно одобр€ла талант “олстого, порица€ его Ђлегкомыслиеї.

¬ойна. Ёмиграци€

¬о врем€ ѕервой мировой войны писатель был военным корреспондентом. ¬печатлени€ от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим вли€нием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе Ђ≈гор јбозовї (1915). ѕисатель с энтузиазмом встретил ‘евральскую революцию. ѕроживавший тогда в ћоскве Ђгражданин граф ј. Ќ. “олстойї от лица ¬ременного правительства был назначен Ђкомиссаром по регистрации печатиї. ƒневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писател€ событи€ми, последовавшими за ќкт€брем. ¬ июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на ”краину, а в апреле 1919 эвакуировалс€ из ќдессы в —тамбул.

ƒва эмигрантских года прошли в ѕариже. ¬ 1921 “олстой переехал в Ѕерлин, где были налажены более интенсивные св€зи с писател€ми, оставшимис€ на родине. Ќо писатель не смог прижитьс€ за границей и сойтись с эмигрантами. ¬ период нэпа он вернулс€ в –оссию (1923). ќднако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. “огда по€вились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическа€ повесть Ђƒетство Ќикитыї (1920-1922) и перва€ редакци€ романа Ђ’ождение по мукамї (1921). –оман, охватыва€ врем€ с предвоенных мес€цев 1914 по но€брь 1917, включал событи€ двух революций, но был посв€щен судьбам отдельных Ч хороших, хот€ ничем не выдающихс€ Ч людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры  ат€ и ƒаша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских издани€х романа заглавие Ђ—естрыї соответствует тексту. ¬ отдельном берлинском издании Ђ’ождени€ по мукамї (1922) писатель объ€вил, что это будет трилоги€. ѕо сути, антибольшевистское содержание романа было Ђисправленої благодар€ сокращению текста. “олстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведени€, мен€€ названи€, имена героев, добавл€€ или убира€ целые сюжетные линии, колебл€сь в авторских оценках подчас между полюсами. Ќо в ———– это его свойство слишком часто стало определ€тьс€ политической конъюнктурой. ѕисатель всегда помнил о Ђгрехеї своего графско-помещичьего происхождени€ и Ђошибкахї эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал попул€рен у самого широкого читател€, подобного которому до революции не было.

—нова в –оссии. Ќовые и старые темы

¬ 1922-1923 в ћоскве был опубликован первый советский научно-фантастический роман Ч Ђјэлитаї, в котором красноармеец √усев устраивает на ћарсе революцию, правда, неудачную. ¬о втором фантастическом романе “олстого Ђ√иперболоид инженера √аринаї (1925-1926, позже не раз переделывалс€) и рассказе Ђ—оюз п€тиї (1925) маниакальные властолюбцы пытаютс€ с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. —оциальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но “олстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, Ђпарашютный тормозї, лазер, деление атомного €дра.

Ђѕохождени€ Ќевзорова, или »бикусї (1924-1925) Ч насто€щий плутовской роман 20 в. с массой неверо€тных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам “олстой перед эмиграцией и в ее начале (в —тамбуле). ќчевидно вли€ние Ђ»бикусаї на ». »льфа и ≈. ѕетрова, ћ. ј. Ѕулгакова (хот€ последний и презирал “олстого). –€д произведений “олстого, гораздо менее интересных, чем Ђ»бикусї, имеет антиэмигрантскую направленность.

¬ повест€х Ђ√адюкаї (1925) и Ђ√олубые городаї (1928), восприн€тых читател€ми как Ђантинэповскиеї, на самом деле зафиксирован процесс омещанивани€ советского общества, губительный дл€ бывших и нынешних энтузиастов √ражданской войны и социалистического строительства.

¬ыступа€ как политизированный писатель, “олстой, который был непосредственным, органическим художником, мастером изображени€, а не философизации и пропаганды, про€вил себ€ гораздо хуже. ѕьесами Ђ«аговор императрицыї и Ђјзефї (1925, 1926, совместно с историком ѕ. ≈. ўеголевым) он Ђузаконилї неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Ќикола€ II. –оман Ђ¬осемнадцатый годї (1927-1928), вторую книгу Ђ’ождени€ по мукамї, “олстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами и густо уснастил сюжет авантюрностью, включа€ мотивы переодевани€ и Ђподстроенныхї автором встреч (что не могло не ослабить роман).

¬ русле официальной идеологии

¬ 1930-е гг. по пр€мому заказу властей написал первое произведение о —талине Ч повесть Ђ’леб (ќборона ÷арицына)ї (вышла в 1937), целиком подчиненную сталинским мифам о √ражданской войне. Ёто было как бы Ђдобавлениеї к Ђ¬осемнадцатому годуї, где “олстой Ђпросмотрелї выдающуюс€ роль —талина и ¬орошилова в тогдашних событи€х. Ќекоторые персонажи повести перекочевали в Ђ’мурое утрої (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем Ђ’лебї, но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосход€щее. ѕатетическими речами –ощина в неудачном, как обычно у “олстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. ќднако €ркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский €зык “олстого надолго сделали трилогию одним из самых попул€рных произведений советской литературы.

  числу лучших в мировой литературе повестей дл€ детей принадлежит Ђ«олотой ключик, или ѕриключени€ Ѕуратиної (1935), весьма основательна€ и удачна€ переделка сказки италь€нского писател€ 19 в.  оллоди Ђѕиноккиої.

»сторическа€ проза

ѕосле ќкт€брьской революции “олстой заинтересовалс€ исторической тематикой. Ќа материале 17-18 вв. написаны рассказы и повести ЂЌаваждениеї (1918), Ђƒень ѕетраї (1918), Ђ√раф  алиострої (1921), Ђѕовесть смутного времениї (1922) и др.  роме рассказа о ѕетре ѕервом, который строит ѕетербург, про€вл€€ чудовищную жестокость к люд€м и остава€сь в трагическом одиночестве, все эти произведени€ более или менее насыщены приключени€ми, хот€ в изображении смуты начала 17 в. чувствуетс€ взгл€д человека, повидавшего смуту 20 в. ѕосле пьесы ЂЌа дыбеї, написанной в 1928 во многом по мотивам Ђƒн€ ѕетраї и под вли€нием концепции ƒ. —. ћережковского, в романе Ђјнтихрист (ѕетр и јлексей)ї “олстой резко мен€ет свой взгл€д на цар€-реформатора, почувствовав, что в следующем дес€тилетии критерий Ђклассовостиї, возможно, будет вытеснен критери€ми Ђнародностиї и исторической прогрессивности, а фигура государственного де€тел€ такого уровн€ будет вызывать позитивные ассоциации.

¬ 1930 и 1934 выход€т две книги большого повествовани€ о ѕетре ѕервом и его эпохе. ¬ угоду противопоставлени€ старого и нового миров “олстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской –уси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как Ђбуржуазныхї (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, де€тел€м церкви почти не уделено внимани€), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы €вл€ющихс€ прецедентом дл€ преобразований социалистических, и средства их осуществлени€ показал в общем верно. –осси€ в изображении писател€ мен€етс€, вместе с ней Ђрастутї герои романа, прежде всего сам ѕетр. ѕерва€ глава перенасыщена событи€ми, она охватывает событи€ с 1682 по 1698 годы, которые часто даютс€ в самом кратком изложении. ¬тора€ книга заканчиваетс€ начальным периодом строительства ѕетербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразовани€, которые требуют более пристального внимани€. ƒействие неоконченной третьей книги измер€етс€ мес€цами. ¬нимание писател€ переключаетс€ на людей, преобладают сцены длительные, с обсто€тельными разговорами.


—лучайные файлы

‘айл
112729.rtf
referat.doc
126036.rtf
64719.rtf
113711.rtf




„тобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
„тобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Ёто можно сделать совершенно бесплатно. „итайте подробности тут.