Становление Норвежского менталитета (72388)

Посмотреть архив целиком

Российская научно-социальная программа

для молодежи и школьников

"Шаг в будущее"






Становление норвежского национального

менталитета.





Исследовательская работа на городскую

научно-практическую

конференцию школьников "Будущее Севера"

( 1 этап)




Автор: Полещук А. А.

Гимназия №1

11 класс



Научный руководитель:

Мусихина Ольга Владимировна.


Мурманск

1998








Настоящее понимание того, какое значение могут иметь различия в культурах, пришло к нам совсем недавно. Все мы стали свидетелями того, как распадались и распадаются сотни "совместных предприятий" в связи с тем, что в их общей работе возникали проблемы, связанные с культурными различиями, и эти проблемы сказывались непреодолимыми. Ясно, что большинства проблем можно было бы избежать, если бы партнеры более близко познакомились с языком и культурой друг друга.

Это демонстрирует одно важное обстоятельство: даже если мы внешне и похожи друг на друга, если мы в основном и смеемся над одними и теми же шутками и чувствуем, что близки друг другу, существующие между нами культурные различия велики: они, пожалуй, значительно больше, чем большинство из нас предполагает. Но это ясно каждому, ведь на нашей планете не существует двух народов с одинаковыми культурами.

На мой взгляд, чтобы решить эту проблему, не каждый бизнесмен будет тратить свое время для изучения культуры партнера. А вот я еще не бизнесмен и у меня есть время для изучения мировых культур.

Я решила исследовать культуру Норвегии сразу после того, как я там побывала. Но моя цель не просто исследовать культуру, а найти ее истоки: почему именно так, а не иначе живет этот народ сейчас. А еще, найти точку соприкосновения с нашей культурой.

Чтобы ознакомиться с фактическим материалом, мне пришлось много работать с литературой. Основными источниками этого материала явились брошюры, газетные статьи и журналы. Исключения составляют словари. Поэтому, выбранная мною тема является широкой областью для научных трудов и исследований. В ходе разработки, я решила на примере норвежского этноса рассмотреть теорию этногенеза Льва Н. Гумилева (книга "От Руси до России").




Содержание.


  1. Введение....................................................................................................................................2

  2. Природа Норвегии.....................................................................................................................

  3. Историческое начало: Викинги.................................................................................................

Диалог культур....................................................................................

Становление менталитета...................................................................

Норвежская свадьба............................................................................


4.Музыка......................................................................................................................................

5.Сказки.......................................................................................................................................





"Европейскую культуру так не обидно принять из рук стихийного борца за нее, норвежца. Что-то есть такое, почему Норвегия нам дорога и почему можно найти для нее уголок в сердце, помимо рассудка".

М. М. Пришвин.



Взаимоотношение культур России и Норвегии прослеживается не только в сфере литературы, но и в их так называемом традиционно-бытовом, народном или этническом слое... Глубочайший контраст, принципиальная непохожесть двух культур лежит в основе их взаимопритяжения, обоюдного интереса, продуктивного творческого диалога. Две морские культуры, развивавшиеся примерно в одних и тех же природно-геграфических условиях, имели существенные типологические различия. Эти различия осознавались и самими поморами, для которых статус норвежской культуры был на много выше, чем их собственной, русской. Отказ от признания ценностей своей культуры способствовал активному усвоению поморами стандартов норвежского образа жизни: "В Норвегии только и обучаемся, посмотрим на правду да на порядок, на вежливость. Вот хоть бы команду взять. Пришел в Норвегу, якорь бросил, все как шелковые: пьяных нет, порядок, спят вовремя. Приехал в Архангельск, опять свое."

Заимствование и использование образцов и моделей более престижной культуры призвано было, с одной стороны, подчеркнуть социально-имущественный приоритет поморов над "голоштанной", "мякинной" Русью, а с другой стороны - символически обозначить "особость" поморской культуры, ее границы и ее этнические ориентации. Подобным же образом зажиточный русский крестьянин, желая подчеркнуть свое превосходство над односельчанами, перестраивал свой быт на городской "манер".

И все же, главные различия заключались не в этом. Если норвежская культура была направлена на созидательную, конструктивную деятельность по преобразованию, окультуриванию внешнего мира, то поморская культура ориентировалась прежде всего, на освоении своего внутреннего мира, занималась исследованием и строительством своей души. Если норвежцы осваивали простор Арктики, опираясь на морскую науку, то поморы, отправляясь в плавание, руководствовались логикой эсхатологического мифа, подвигавшего человека на открытие "Новой земли" - нового мира. Поэтому не случайно, что поморские лоции представляли собой разновидность "фольклорного" предания, дополненного текстом священного писания. Пока помор видел берег, он смотрел в лоцию, когда же земля исчезала из вида, он читал священное писание. А водителем поморов в их скитаниях по волнам студеного моря являлся Никола Угодник - "морской бог".

Попытаюсь объяснить эти глубокие различия культур. Если освоение Скандинавского полу острова началось 7 века, освоение Кольского полуострова только с 13 века. Крестьяне, селившиеся здесь, освобождались от уплаты многих податей, поэтому люди шли сюда, хотя и не зная ничего об этой земле. Сюда же бежали и крепостные, надеясь на обретение свободы. Таким образом, в то время как норвежцы имели свои великолепные лоции, корабли и опыт, новые поселенцы учились выживать. Прирост населения поморов был отрицательным, а норвежская нация увеличивалась.




Норвегия - королевство на севере Европы. Занимает западную и северную части Скандинавского полуострова. Площадь страны вместе с островами - 387 кв. км. Население - 4,2 млн. человек. Столица - Осло. Конституционная монархия. Король - Харальд пятый. Орган законодательной власти - национальное собрание (стортинг).

Европейцы издревле называли эту страну "Нордвейг" - "страна вдоль северного пути", а населяющий ее народ - "нордвегерс". Это один из тех редких случаев, когда народ получает свое имя по названию местности. Сами же норвежцы в прошлом называли себя просто "фюльке" - люди (у них до сих пор есть пословица: " Я люблю людей, а также иностранцев").

Северный путь лежал по морю, мимо скалистых, изрезанных фьордами берегов с бесчисленными островами - шхерами. Внутренние области Норвегии мало располагали к путешествиям - плоские вершины фьельдов обрываются неприступными склонами троговых долин и останавливают любого путника. Поэтому первые норвежцы, проникшие сюда в районе Тронхейма со стороны Швеции еще в начале нашей эры, использовали для расселения тот же морской путь. Освоив побережье и прилегающие острова, они постепенно продвигались по фьордам в глубь страны. И во все последующие века море служило главным посредником в сообщении между различными фьордами.

Для прочих европейцев Норвегия так и осталась прибрежным государством. Они не проникали глубоко по фьордам, где за густыми туманами и неожиданными поворотами таились целые миры. Они не знали, что Норвегия - горная страна с красивейшими, поражающими воображение водопадами.

Природный каркас Норвегии составляют хребет Скандинавских гор и фьорды. Местности страны начинаются на высоких плоскогорьях и веером расходятся в сторону морей. Исторически Норвегия делится на области: Нурнорге (Северная Норвегия). Эстланн (восточные земли), Вестланн (западные земли), Серланн (южные земли) и Трендлаг.

Климат Норвегии умеренный океанический, на крайнем севере - субарктический. Тем не менее, теплое Норвежское течение следует на север вдоль берегов Норвегии. Оно оказывает смягчающее воздействие на климат Скандинавского полуострова. Большинство осадков выпадает на западных склонах гор (2000 - 3000 мм в год). Реки порожистые, с водопадами, богаты гидроэнергетическими ресурсами. Самая большая река - Гломма. Озера же занимают всего 4% всей территории страны.



Норвежцы, как и другие европейские народы, всегда относились к вступлению в брак и рождению детей как к основной цели в жизни человека. Да и свадебные обряды живы здесь до сих пор. В норвежской крестьянской среде холостой мужчина был объектом жалости и насмешек. Это нашло отражение во многих произведениях фольклора и народного искусства.

Вообще. Норвежские крестьяне смотрели на брак с практической точки зрения, прежде всего как на хозяйственную необходимость. Норвежский социолог Э. Сундт указывает, что многие молодые мужчины и женщины отдавали предпочтение браку с вдовами и вдовцами, считая их людьми, умудренными семейным и хозяйственным опытом. Так же, как и в других Скандинавских странах, в Норвегии повторный брак был более распространен среди крестьян, чем среди горожан, что связывалось с существовавшими формами наследования земли и хозяйства.

В середине века норвежских девушек выдавали замуж довольно рано. В литературе описаны случаи, когда в 18 лет женщина была замужем во второй раз и имела ребенка от первого брака. Со временем средний брачный возраст для женщин в сельских местностях возрос до 19 - 20 лет, а конце 19 - начале 20 веков - до 25 лет. Высокий возраст вступающих в брак характерен для Норвегии вплоть до настоящего времени, что, очевидно, отчасти объясняет и низкую рождаемость.


Случайные файлы

Файл
102963.rtf
151411.rtf
153999.rtf
144566.rtf
96343.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.