Кунсткамера (KYNSKA~1)

Посмотреть архив целиком

Дата создания 28.10.1998 18:17:00 автор Морозов Михаил

Кунсткамера.

На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее явное влияние шлютеровских идей, это – «библиотека и Кунсткамера», как её называли в старину. За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра Великого. Первоначальный вид Кунсткамеры сохранился в точных чертежах, гравированных на меди и изданных при Академии наук в 1741 году.Башня её в общих чертах очень напоминает «Мюнцтурм» Шлютера, а боковые выступы, заканчивающие оба крыла, снабжены типичными для северо-восточной Германии разоpванными с барочными завитками – волютами. Кунсткамеру строил немецкий архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого в деловой переписке Канцелярии строений обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием (в русской службе с 1714 года, умер в Санкт-Петербурге 12 ноября 1719 года). В Петербурге он появился в год смерти Шлютера, от которого принял все его модели и чертежи. Последних, судя по запискам Петра Брюса, должно было остаться после покойного мастера множество. Брюс прямо говорит, что Шлютер «строил дворцы, дома, академии, заводы, типографии и пр.». Весьма возможно, что Пётр уже тогда думал об основании академии или по крайней мере о постройке здания для библиотеки и Кунсткамеры, тем более что с 1714 года он усердно собирает книги и раритеты. На зубовской панораме на месте поздней Кунсткамеры уже стоит какое-то большое трёхэтажное, не считая подвалов, здание с богато отделанными фронтонами на концах и высоким фронтоном-башней в средней части. Кунсткамера была основана в 1714 году и открыта в 1719 году. Внутреннюю отделку производил уже Киавери, а докончил её Шумахер. Наиболее подлинной, петровской частью теперешней Кунсткамеры является прихотливо изогнутый выступ её средней части, в котором, за исключением статуй в нишах да длинного и узкого среднего окна, заменённого укороченными и уширёнными, вплоть до дробной рустовки стен. Матарнови, умершему 12 ноября 1719 года, не удалось окончить ни одной из его построек, которые достраивать пришлось, как и Кунсткамеру, Гербелю. В здании Кунсткамеры были размещены первые в России научные музей и библиотека, имевшие не только научное, но и просветительское назначение; посещение музея было бесплатным, а первая библиотека общественного пользования была открыта для посетителей сначала два раза в неделю по два часа, а затем продолжительность её работы увеличилась. Собрания музея и книжные фонды непрерывно пополнялись, например, материалами крупнейшей экспедиции на Камчатку в первой половине 18 века. К середине этого века библиотека имела многочисленные русские рукописные книги, атласы, рисунки. Кунсткамера – один из интереснейших памятников архитектуры раннего барокко. Здание состоит из трёх связанных между собой объёмов: два симметричных трёхэтажных крыла соединены башней, композиция которой отличается напряжённой динамикой. Уменьшающиеся кверху ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объёмов.

На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано несколько академических музеев (зоологический, ботанический и др.). В 1878 году образовался также Музей антропологии и этнографии, которому в 1902 году присвоили имя Петра Великого. Его коллекции включают образцы одежды, утвари, оружия, предметов религиозного культа, художественных изделий, характеризующие быт и культуру народов разных регионов земного шара.

В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся Музей М. В. Ломоносова – великого русского учёного, просветителя, поэта и художника. В экспозиции демонстрируются личные вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы – смальты, применявшейся для создания мозаичных картин. В экспозиции воспроизведена обстановка конференц-зала Академии наук. В одном из залов посетители музея могут видеть Большой академический глобус, на внешней поверхности которого изображены матереки и океаны, а на внутренней – карта звёздного неба.




Список используемой литературы:

  1. М. Грабарь « Петербуржская архитектура». Лениздат С.-Петербург 1994 г.

  2. Лененград. Путеводитель.Семёнчик – лох. Лениздат 1988 г.