Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре (beauty)

Посмотреть архив целиком

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ







р е ф е р а т

ДИНАМИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРЕКРАСНОГО

В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ









Выполнил:

студент I курса

отделения культурологии

вечерней формы обучения

Пташинская Юлиана Сергеевна

Научный руководитель:

Асс. Сурова Екатерина Эдуардовна








САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2001г.


СОДЕРЖАНИЕ:


Введение ...........................................................................................................

2

Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации .......

5

§1. Космичность чувства прекрасного .........................................................

5

§2. Совершенство, гармония, эталонность - основные ориентиры

поиска прекрасного ..........................................................................................


7

§3. Значимость личностного восприятия ....................................................

10

§4. Нравственное обоснование прекрасного .................................................

12

Глава 2. Сакральность красоты в средневековой культуре ..........................

18

§1. Ментальность средневекового человека .................................................

18

§2. Проявление эстетического чувства в искусстве ...................................

19

§3. Красота человека: душа и тело ...............................................................

25

§4. Внецерковные тенденции восприятия красоты: народные

празднества и куртуазная любовь .................................................................


28

Глава 3. Осознание прекрасного в культуре Нового времени ......................

33

§1. Предпосылки создания новой ментальности ...........................................

33

§2. Философское обоснование эстетики ......................................................

36

§3. Классицизм: возвышение разума ..............................................................

38

§4. Барокко: апология чувственности ..........................................................

40

Глава 4. Эстетический мир современной цивилизации ................................

44

§1. Двадцатый век: новая духовность ...........................................................

44

§2. Бытие и феномен в западноевропейской культуре XX века ..................

46

§3. Представления о прекрасном в эпоху модерна и постмодерна ............

47

Заключение ......................................................................................................

55

Список использованной литературы ...............................................................

59

ВВЕДЕНИЕ.

Во всём многообразии ныне существующих и подвергающихся философскому осмыслению понятий “красота” претендует на особый статус. С течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему миру, структура знания трансформируется, и сам предмет культурологического рассмотрения остаётся подвижным. Между тем, от человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на причудливые изгибы философской мысли, понятие красоты и её восприятие неизменно занимает достойное место в человеческом культурном наследии, варьируя собственное содержание и во многом определяя и другие культурные аспекты, на фоне которых оно проявляется.

В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению отношение человека к миру, его место в культуротворчестве, его роль в антропологической проблематике, поскольку в философских попытках познания человеческой сущности фактор конструирования такого понятия, как красота, всегда играл видную роль.

Поскольку культурология – это интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда междисциплинарных областей (социологической и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, истории и др.), анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок. Один из этапов использования культурологических методов – сопоставление различных культур. При этом культуролог чаще всего обращается к методам философии, психологии, социологии, истории. Еще один этап культурологического анализа связан с выявлением синтетических, «ведущих», т.е. определяющих особенностей культуры: ее основной строй и устойчивость, важнейшие структуры и образцы. В предлагаемой работе я старалась рассмотреть проблему развития динамики канонов прекрасного в человеческом обществе. Мне потребовалось обратиться за помощью к некоторым культурологическим методам и подходам, как, например:

  • синтетически-культурологический метод,

  • исторический анализ эпох,

  • антропологический взгляд на проблематику,

  • отчасти герменевтический метод (в частности, при сравнении культуры античности как языческой культуры и культуры христианства).

В работе я использую подходы, которые, взаимодействуя друг с другом, способны помочь определить уровень актуальности темы работы.

В ходе исследования обнаружилось, что довольно большой круг авторов затрагивает данную проблематику. Многих выдающихся философов, культурологов интересовала проблема поиска значения таких понятий как «прекрасное» и «красота». Используя те или иные культурологические методы, они рассуждали в своих работах о восприятии «прекрасного» через призму собственной концепции.

Вопросы, касающиеся культурологической проблематики, и связанные с ними антропологические константы возникают фактически в каждую эпоху человеческой истории. Но среди множества эпох и культурных типов следует выделить некоторое определяющее направление для исследования данной проблематики. Предлагаемая работа является историко-антропологическим рассмотрением указанного понятия и, что существенно, связанных с ним проблем в истории европейской философской мысли. При этом, поскольку рамки данной работы крайне ограничены, рассмотрению будут подвергнуты лишь несколько важнейших, можно даже сказать “опорных” эпох в истории западноевропейской культуры, что позволит далее в заключение работы на основании уже продуманного провести их сравнительный анализ. Такими эпохами в данном случае будут выступать: античность (рассмотрение которой предполагается ограничить лишь анализом древнегреческой культуры), средневековье, Новое время (XVII-XVIII вв.) и современность (двадцатое столетие).

Данный выбор указанных эпох в качестве основных пунктов исследуемой традиции обусловлен, прежде всего, классическим характером и “парадигмообразующим” значением этих этапов становления западноевропейской культуры. Помимо этого, его актуальность обусловлена следующим обстоятельством: при первом рассмотрении способов и типов эстетического мировосприятия, культивируемых данными эпохами, бросаются в глаза многочисленные различия в их тематических горизонтах, терминологии, лексике, форме построения мысли - тогда как их концептуальная общность остаётся открытой проблемой. Поэтому до сих пор не исчерпаны возможности ответа на вопрос: были ли переходы от эпохи к эпохе эволюцией в осознании человеком прекрасного, эволюцией, определяющейся имманентными законами развития человеческой культуры, или же это был скачок, прерывание постепенности. Иными словами, являются ли античный, средневековый и т.д. варианты раскрытия смысла прекрасного различными совершенно независимыми друг от друга усилиями или же между ними существует какое-то родство? При этом следует учитывать, что если, например, учение о прекрасном в эпоху Нового времени относительно завершено (в том смысле, что представлено в работах виднейших немецких философов как относительно завершённая понятийная система), то современное представление о прекрасном претерпело и продолжает претерпевать чрезвычайно существенные трансформации, в том числе и на методическом уровне, что требует, с одной стороны, обстоятельного анализа его структуры в исторической перспективе, с другой же стороны - выявления проблемных мотивов этих трансформаций.

В связи с этим данное исследование прежде всего будет посвящено выявлению и описанию различных “пластов” восприятия и осознания красоты в указанную эпоху, не претендуя на создание некой универсальной матрицы или шаблона средневековой эстетики, а, скорее, указывая на проблематичность и неоднозначность этого аспекта взаимодействия человека с природным и культурным универсумом.


Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации.

§1. Космичность чувства прекрасного.


Случайные файлы

Файл
22744-1.rtf
29336-1.rtf
ВСН 38-90.doc
2011.rtf
184632.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.