Теория самодеятельного творчества (71139)

Посмотреть архив целиком

План работы


1. Самодеятельность как общественно-историческое явление

2. Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях

3. Функции самодеятельного творчества

4. Самодеятельность как социально-педагогическое явление

5. Сущность творчества. Особенности творчества любителей. Творческие способности участников самодеятельного творчества и технология их развития

6. Виды самодеятельного творчества

Список использованной литературы



1. Самодеятельность как общественно-историческое явление


Самодеятельность - явление многогранное. Существует три аспекта в рассмотрении данного явления. Самодеятельность можно изучать:

1. В широком философском смысле как некую условную характеристику человеческой деятельности.

2. Как реальное общественное явление в конкретно-исторических формах.

3. В частных проявлениях, когда в условиях современного общества она становится объектом управления.

Рассмотрим каждый из этих аспектов.

I. Философский аспект. Считалось, что понятие «самодеятельность» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Но это не так. Оно использовалось еще домарксовского периода. Философия связывает понятие самодеятельности с самостоятельным и свободным проявлением человеком своих сил и способностей. Самодеятельность – деятельность, человеческая активность, которая определяется внутренними потребностями человека.

Условия проявления самодеятельности

1. Самодеятельность обусловлена внутренними противоречиями субъекта или факторами, играющими роль противоречий. Бесчисленное количество мотивов, которые рождаются из внутренних противоречий.

2. Свобода как возможность проявления творческих способностей личности. Свобода как возможность поступать и действовать по собственной воле.

3. Уровень активности самодеятельности зависит от внешних возможностей поступать в соответствии с внутренними побуждениями и потребностями.

4. Степень развитости, активности самодеятельности зависит от внутренних возможностей субъекта (его способностей).

Таким образом, философское понимание самодеятельности позволяет определить ее как деятельность по саморазвитию, самовыражению, самовоплощению, самореализации человека.

Участники самодеятельного творчества приходят в самодеятельные коллективы из потребности самореализации, самоутверждения как проявления внутренних побуждений личности. Самореализация – есть реальное выражение в действительности сущностных сил личности. Процесс самореализации складывается логически из нескольких этапов (в действительности эти этапы переплетены между собой, не всегда осуществляется последовательно, более того не всегда осознаются личностью).

Самопознание – самосознание – самомодель – объективная деятельность – самоутверждение – самосовершенствование.

а) Познание и осознание собственных интересов, потребностей, способностей.

б) Построение самомодели, которая представляет собой своеобразный стимул ее развития, способствует осознанию своих возможностей, а также недостатков, слабых сторон.

в) Самореализация в полной мере начинается лишь тогда, когда потребность в саморазвитии реализуется в действии, деятельности, самодеятельности.

г) Деятельность по самореализации ведет к самоутверждению и, в конечном счете, к самосовершенствованию личности.

II. В историческом аспекте можно рассматривать индивидуальные, групповые и массовые формы проявления самодеятельности.

Индивидуальные проявления самодеятельности – стремление человека выйти за рамки ролей, предопределенных классовой, профессиональной или иной принадлежностью, с попыткой отойти от стандартной схемы бытия или деятельности, действовать оригинально, проявить себя. Яркие примеры в истории России – М. Горький, М. Ломоносов, Е. Пугачев.

Групповые проявления – деятельность общественных организаций, к примеру, французских просветителей, русских декабристов. В 19 веке – создание светских салонов, масонских лож, литературных и музыкальных гостиных, обществ «Зеленая лампа» и «Могучая кучка», товарищества передвижных выставок. Это философско-литературные кружки вольномыслящих, «идеалистов 1830-х годов» Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, социалистический кружок М.В. Петрашевского, серебряный век русской культуры. Параллельно с научными, художественными, религиозными, профессиональными обществами, развивались народнические, марксистские, социал-демократические, социал-революционные и прочие политизированные легальные и нелегальные объединения.

Массовые проявления – все значительные общественные движения, в которых принимали участие народные массы (народно-освободительные движения, революции).

Праздник - древнейшая форма досугового социального общения, проявления самодеятельности. И.М. Снегирев писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках. М.М. Бахтин: «Праздник – первичная неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника – торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничной монотонности. Праздник близок к творчеству, т.к. в нем находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус участников. Хотя ему присущ ритуализм, которого в творчестве нет.

По общественной ценности все проявления самодеятельности в конкретно-исторической сфере могут иметь различный характер. Наиболее ценный – прогрессивный, который проявляется в тех случаях, когда самодеятельность предопределяет и развитие субъекта, и развитие общественной практики в соответствующей области.

Существует малоценная самодеятельность, которая не ставит перед собой серьезных общественно-значимых целей (дворянские развлекательные кружки, объединения, коммуны, которые играли определенную роль для определенных групп).

Самодеятельное движение отдельных личностей, групп может носить негативный характер, когда субъект противопоставляет свои цели общественным, когда его активность направлена на противодействие прогрессу общества.

III. В современном обществе нет такой сферы деятельности, которая бы не содержала компонент самодеятельности. К примеру:

- деятельность в области внутригосударственного управления (избирательная кампания, обсуждение законопроектов, народный контроль, общество защиты прав потребителей);

- участие в акциях за мир, против терроризма, движение антиглобалистов (комитеты защиты мира, красного креста и др.);

- деятельность по управлению производством (советы трудовых коллективов, советы ветеранов труда, профессиональные клубы, правления, ученые советы и т.д.);

- охрана природы (комитеты защиты природы, экологические общества, партии, отряды мэра, субботники, конкурсы на лучший дом, подъезд, балкон, улицу и т.д.);

- участие в воспитании подрастающего поколения (родительские комитеты, дворовые клубы, работа с допризывниками, трудными подростками);

- научно-техническое творчество (бюро рационализаторов и изобретателей, станции юных техников);

- создание и охрана памятников, народных музеев, уход за могилами;

- виды шефства и творческих связей (город над селом, профессиональные творческие коллективы над самодеятельными) и т.д.



2. Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях


Свободное время – это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность.

Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психологического потенциала личности.

Все, что связано с процессом создания духовных ценностей – особо-возвышенная деятельность.

Исполнительская деятельность является переходным моментом от досуговых занятий к особо-возвышенной деятельности.

Досуг является питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышенной деятельности. Переход является процессом направленным и осуществляется под социально-значимым контролем.

Уровни перехода:

Потребление развлекательной информации.

Потребление познавательной информации.

Активная деятельность исполнительского характера.

Активная деятельность созидательного характера.

Переход к потреблению более высокого порядка ставит перед работниками КДУ ряд задач:

а) формирование этих потребностей;

б) удовлетворение, дальнейшее развитие потребностей к особо-возвышенной деятельности.

Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей

1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговые учреждения финансируются государством.

2. Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности.

3. КДУ ведет пропаганду самодеятельного творчества в широком смысле слова.

Сущностные признаки самодеятельности

I. Решающий признак самодеятельности – добровольность деятельности субъекта. Добровольность – действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.

II. Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.