Особенности современной субкультуры (70674)

Посмотреть архив целиком









РЕФЕРАТ


Особенности современной субкультуры



Содержание


ВВЕДЕНИЕ

1.Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры

2. Неформальные молодежные движения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА



Введение


Преобладающим компонентом в современном обществе стала массовая культура. Рассмотрим некоторые аспекты молодежной субкультуры, а в особенности подростковой. В этом возрасте идет активный процесс формирования собственного мировоззрения и на его становление действует множество факторов: литература, воспитание и главное, общение со сверстниками и старшими. Здесь и появляется проблема[2;50].

У каждой субкультуры есть своя идеология и не всегда она бывает положительной. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками. Основными источниками для изучения проблемы явились труды М.В. Шакуровой, Б.А. Грушина, Р.Г.Гуровой, Л.Н. Жилиной, Н.Т. Фроловой, где освещаются отдельные аспекты, связанные с проблемами молодежных субкультур[1;115].

Особое внимание исследователи уделяют различным молодежным субкультурам и подростковой субкультуре. Взгляды подростков обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, прическе. Конечно, все эти внешние проявления и особенности поведения нестойкости и касаются не всех молодых людей. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет этап перехода во взрослое состояние[15;135].

Субкультуры сильно ориентированы на внешние атрибуты, а установки и ценности в большинстве случаев совпадают с родительскими. Кроме влияния ровесников, поведение молодых людей определяется средствами массовой информации, которые контролируются взрослыми[2;52].



1.Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры


Первоначально слово «культура» восходит к лат. «Cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии благодаря Цицерону этот термин стал означать воспитание и образование человека. Заслуга Цицерона в том, что именно он впервые применил слово «Cultura» в ином, переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «Cultura» стала противостоять другому латинскому понятию – «natura», то есть природа [2;51]. Видимо это дало основание немецкому философу Гегелю дать следующее определение: «Культура – это созданная человеком вторая природа». В словарях существует масса других толкований. Ныне важно обратиться к исходному пониманию культуры: в античности культура понималась как воспитание меры, гармонии и порядка формирования культурного человека, личности, идеала человека.

«Пайдейя» (культура) – процесс формирования культурного человека. Следовательно, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Это ядро, основа «душа» общества.

Современные подходы к пониманию культуры выделяют следующие ее культурные компоненты: массовая, элитарная, народная, материальная, духовная, национальная, культура социальных сообществ, прогрессивная, реакционная. К числу наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии относятся понятие социальная типология культуры, которое включает в себя специализированные и обыденные культуры, популярную и массовую, социально стратифицированную субкультуру[15;133].

Субкультура – это новое, сложное понятие, где «sub» - от латинского «под». Понятие «субкультура» - это набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие то или иное сообщество, какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру, не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Существуют различные ответы юношеской культуры на нынешнюю жизненную ситуацию, причем преобладают традиционные формы подростковых реакций[2;53]:

  • Бегство от общества (наркотики, религиозные секты, самопознание, медитация);

  • Развитие и культивирование альтернативных, прежде всего социальных и творческих интересов (борьба за мир, защиту окружающей среды);

  • Цинизм: направления связанные с культурой и модой, эстетикой «детей большого города», выделяющиеся внешним видом, музыкой;

  • Агрессивные стычки (рокеры, футбол, «фанаты»);

  • Традиционные формы самоорганизации (союзы, группы по увлечениям)

Морально-эстетические факторы, способствующие обособлению подростков от общества, проявляется с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям отклонений в поведении молодежи. Изучая межличностные коммуникации как элементы субкультуры, мы установили, что значимую роль в формировании мировоззрения подростков играет общение[4;25].

При всей перегрузке учебой юноши и девушки обладают все же более разнообразным досугом, чем взрослые.

Большинство старшеклассников не имеет устойчивых художественных предпочтений, искусство для них – главным образом развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг[14;56].

Преобладают «домашние» формы искусства (прослушивание пластинок и радиоконцертов, просмотр телепередач). Благодаря своей экспрессивности, в связи с движением и ритмом музыка, лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку сформировать и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые не возможно передать словами. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения. Итак, музыка является важным элементом субкультур[15;136].

Различная музыка выражает различные идеологии субкультур. Отдельные субкультуры создавались в знак протеста молодежи против некоторых явлений в обществе и государстве. Так, движение хиппи возникло в 1960-70 гг. в США на волне общественного протеста против войны во Вьетнаме. Милитаризму хиппи противопоставили свой пацифизм и анархизм. Движение Панков образовалось в 1980-х гг. в Англии. Эти молодые люди выражали протест против засилья официальной культуры - чопорной, аристократической, пуританской. Отсюда и знаменитая склонность Панков к нечистоплотности, само название которых переводится как «отбросы» [4;26].

Скинхеды, появившиеся в Германии и Англии в 1960-70-х гг., избивали и терроризировали иностранных рабочих, чтобы заставить их покинуть страну. Последние «заслужили» это тем, что в массовом порядке соглашались выполнять одну и ту же работу за мизерную зарплату.

Неудивительно, что представления «протестных» субкультур демонстрировали собственную уникальность не только провозглашением своей жизненной философии и поведения, но и внешними атрибутами, словно говоря окружающим: «Мы не такие, как вы, мы особенные» [15;134]..



2.Неформальные молодежные движения


Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. «Неформальные» обычно воспринимаются с негативным оттенком. Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. Группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу[13;15].

Позитивное отношение у подростков чаще всего вызывают группы экстремалов, скинхедов, реперов, панков и футбольных фанатов.

В известной мере они есть в формальных группах – классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений, по принципу «нравится – не нравится». Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности[2;52].

В основе существования любой неформальных групп лежит естественная для подросткового возраста поведенческая реакция группирования со сверстниками, выраженная потребность в общении. Для подростка это важное условие социализации. И пусть порой родителям и педагогам «тусовка» представляется пустой тратой времени. Возможно, небезосновательно, а то и опасной, подросток, общаясь с «себе подобными», получает важный опыт взаимодействия, учится оценивать себя и других, примеряет на себя разные социальные роли.

Взрослые не смогут и не должны «закрывать» ребенка от мира, так же, как не должны закрывать мир от него. Задача взрослого – сформировать определенную систему ценностей и идей, помогающих подростку сориентироваться в окружающем его мире и выбрать интересное для себя окружение[14;57].


Случайные файлы

Файл
98539.doc
19786.rtf
2909.rtf
102294.rtf
27870-1.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.