Искусство монолога (70187)

Посмотреть архив целиком


Содержание


Введение 2

1. Особенности монолога 3

2. Способы изложения в монологе 5

3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога 7

Заключение 20

Список литературы 21



Введение


Ход развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению. По мнению академика Л. Щербы, в монологической речи постоянно действует контроль сознания над словесным ее оформлением, потому что "монолог" - это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей"1.

Монолог - важнейшая форма речи. Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью и в выборе языковых средств для передачи содержания и в своем построении. "Свободное владение формами монологической речи - искусство", - указывал В.В. Виноградов2. Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека по самой своей природе - могучее средство воздействия одного человека на другого. Любой лектор, оратор - это всегда творец, причем особенность его творчества в том, что он творит в присутствии слушателей, при их непосредственном воздействии на говорящего. Поэтому живое слово, выступление - большой труд не только для говорящего, но и для слушателей, ибо трудность напряжения слушателей ничуть не меньше, чем напряжение выступающего. Сложность выступления определяется не только содержанием; она зависит и от того, каким выступление будет по своей эмоциональной окраске, какими источниками "питается" эта тональность, откуда рождается интонационная выразительность.

1. Особенности монолога


В устной речи, кроме диалога, распространен также монолог. Монолог (от греч. слова monologos, состоящего из двух корней: monos - один и logos - речь) - это речь одного человека, обращенная либо к самому себе (например, размышления наедине), либо ко многим лицам-слушателям (например, монолог Сатина в пьесе М. Горького "На дне", выступление с лекцией или докладом, выступление на собрании). В отличие от диалога монологическая речь не рассчитана на немедленную словесную реакцию слушателей, на живой непосредственный обмен репликами. Монологическая речь односторонне направленная: от говорящего - к слушающим. Этим и объясняются особенности монолога как разновидности устной формы речи. Каковы же эти особенности? 3

Устная монологическая речь, как правило, продумывается, подготавливается заранее. Время на подготовку зависит от речевой ситуации, целей и задач. Так, доклад, лекция всегда требуют длительной подготовки, а выступление на собрании приходится иногда продумывать за несколько минут.

Тематика монологов шире, богаче, чем тематика диалогической речи.

Высказывания в монологе длиннее в сравнении с репликами диалога, потому что для выступающего очень важно, чтобы его сообщение было понятно всем слушателям, а уровень их под готовки, как правило, различный и состав неоднородный.

В монологе больше сложных предложений, простых осложненных и почти нет неполных.

Порядок слов в подготовленной монологической речи более строгий, он ближе к письменной речи, больше соответствует литературной норме.

В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания.

Поддерживать контакт со слушателями, сосредоточивать их внимание выступающему помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: перейдем к анализу следующего отрывка; обратите внимание на это; запомните данное определение и т.п.).

Мимика и жесты играют незначительную роль в монологе, а при выступлении по радио совсем не используются.

Важные функции в устном монологе выполняет интонация: она помогает передать внутренний смысл высказывания и выразить отношение выступающего к фактам и явлениям, о которых он сообщает. Поэтому интонация монолога должна соответствовать выражаемым мыслям и чувствам. Элементы интонации - темп, тембр, паузы, логическое ударение - следует выбирать в зависимости от темы монолога, целей и задач, которые ставит перед собой выступающий.

Таким образом, монологическая речь значительно сложнее диалога и по тематике, и по своему строению. Монолог - это связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами. Значит, для овладения монологической речью одного знания грамматики недостаточно, необходимо еще иметь знания о тех предметах и явлениях действительности, о которых собираешься говорить, и иметь большой запас слов, называющих эти предметы и явления, а также усвоить средства выразительности (языковые и дополнительные - интонацию, мимику, жесты). Поэтому процесс развития и устной, и письменной формы монологической речи связан с выработкой и постоянным совершенствованием комплекса умений и навыков:

1) умения осмыслить тему, определить ее границы;

2) умения выразить основную мысль высказывания;

3) умения собрать необходимый материал;

4) умения группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности;

5) умения отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения;

6) умения исправлять, улучшать написанное.


2. Способы изложения в монологе


В зависимости от особенностей содержания и темы в монологической речи используются различные способы изложения: повествование, описание, рассуждение.

Повествование - это воспроизведение в речи различного рода событий, связанных между собой. Последовательность изложения в повествовании определяется порядком развития событий, о которых идет речь. Так как события всегда связаны с действиями, то в повествовании используются различные глаголы, а также большое количество имен существительных, называющих действующих лиц или предметы.

Описание - это словесное изображение предмета, лица, явления, процесса, местности. Описывая кого-нибудь или что-нибудь, мы перечисляем присущие им признаки или свойства. Поэтому в описаниях много имен прилагательных, причастий. При описании человека, предмета или явления перечисляются не все его признаки, а лишь основные, существенные, с помощью которых можно отличить данный предмет от других предметов.

Особенно важно перечисление всех существенных признаков для научного описания предметов и явлений. Научное описание должно быть точным, достоверным, объективным. Поэтому здесь не используются изобразительно-выразительные средства, а также не выражается отношение говорящего, его чувства.

В художественных произведениях описание образное, эмоциональное, яркое. Эти качества создаются использованием изобразительно-выразительных средств.

Описание можно построить по-разному. В одном случае целесообразно начать с общего впечатления от предмета, затем назвать его отдельные признаки и в заключение выразить свое отношение к описанному. В другом случае можно начать с перечисления признаков, а закончить общим впечатлением, возникшим в результате обобщения отдельных признаков. В любом случае описание должно быть систематизированной характеристикой особенностей - признаков предмета речи.

Рассуждение - это логическое развитие какого-либо утверждения. В рассуждении выделяются следующие три части: утверждение - доказательства - выводы. Основной частью рассуждения являются доказательства (цепочка доказательств). При помощи доказательств говорящий (или пишущий) развивает какое-либо общее положение - утверждение, являющееся началом рассуждения. Поэтому, чтобы научиться рассуждать, необходимо научиться доказывать, обосновывать выдвинутое в начале утверждение, объяснять причины явлений, группировать факты, сравнивая и сопоставляя их. Суждения по поводу выдвинутого утверждения должны располагаться одно за другим, в строгой логической последовательности, чтобы из мысли предшествующей необходимо вытекала последующая мысль, а в результате получался бы вывод - ответ на поставленный вопрос. Очень важно научиться подбирать материал, который служил бы убедительным доказательством именно данного утверждения. Для доказательства следует использовать только неопровержимые факты, бесспорные истины, а также высказывания видных ученых и других авторитетных лиц. В рассуждениях могут быть использованы элементы описания. Таким образом, рассуждение - самый сложный способ изложения.

Рассмотренные способы изложения используются в речевой практике, как правило, не изолированно друг от друга. В пределах одного монолога способы изложения могут меняться в зависимости от развития темы, но один из способов будет преобладающим.


3. Подготовка речи в зависимости от вида монолога


Итак, выбор способа изложения определяется темой высказывания. Значит, приступая к подготовке устного монолога, необходимо прежде всего продумать, о чем мы будем говорить - выбрать тему. Затем надо сформулировать тему будущего выступления, определив ее границы. Если тема уже сформулирована (например, в задании), следует четко осознать ее пределы, чтобы не затронуть более широкий круг вопросов (не расширить предложенную тему) или, наоборот, не упростить, не сузить тему, уделив внимание лишь одной из составляющих ее частей. Определяя тему, мы ставим перед собой конкретный вопрос, на который нам предстоит ответить в своем сообщении. Формулировка темы может быть в виде вопроса, но чаще бывает не в вопросной форме: "Какого человека можно считать истинно красивым? ", "Кому из молодогвардейцев мне хотелось бы подражать и почему? ", "Берегите родную природу", "В жизни всегда есть место подвигу". Независимо от формы, в теме всегда заключен вопрос. Так, тема "Берегите родную природу" содержит вопрос "почему надо беречь природу? ", а тема "В жизни всегда есть место подвигу" - "что такое подвиг? ".

Ответить на поставленный темой вопрос - значит выразить основную мысль всего высказывания. Выражение основной мысли формируется постепенно, в процессе разработки темы. Работа над темой состоит из двух этапов: подготовительного и завершающего.

Подготовительный этап начинается со сбора материала путем наблюдений, расспросов очевидцев, слушания сообщений, работы с книгой, рассмотрения произведений искусства (картин, скульптур, памятников архитектуры и т.д.). Очень важно помнить, что отбирать из увиденного, услышанного, прочитанного следует только то, что связано непосредственно с избранной темой. Собирая материал, надо вести короткие записи (или делать выписки) на отдельных листочках или карточках из плотной бумаги размером не больше почтовой открытки. Записи должны отражать прежде всего содержательную сторону вопроса темы. Но записывать или выписывать нужно и языковой материал: отдельные слова, меткие выражения, сравнения, метафоры и т.п. - все то, что может пригодиться для яркого, образного раскрытия данной темы, а тем самым и выражения основной мысли. Записи, сделанные при сборе материала, являются только рабочими материалами к теме. Продолжая работу над темой, надо сгруппировать рабочие материалы по подтемам и расположить в определенной последовательности. Эта часть подготовительной работы называется систематизацией материала. Процесс систематизации завершается составлением плана. Для устного выступления можно ограничиться лишь набросками плана - рабочим планом. Рабочий план нужен выступающему: он подсказывает, о чем и в какой последовательности говорить.

Завершающий этап подготовки устного выступления включает окончательный отбор языковых средств и главное - определение необходимых в данном случае элементов интонации: надо выбрать общий тон (он должен соответствовать основной мысли высказывания), продумать, как расставить логические ударения, какие части высказывания разделить паузами и какова должна быть длительность каждой паузы, определить темп выступления в целом и отдельных его частей. В заключение можно записать будущее выступление, а затем воспроизвести его. При этом не следует читать написанное с листа или наизусть. Надо проговорить, то есть передать содержание средствами живой, устной речи с присущими ей особенностями, предполагающей непосредственный контакт со слушателями и рассчитанной на слуховое восприятие содержания. И даже в тех случаях, когда устный монолог подготовлен заранее и записан, то в момент произнесения непосредственное общение со слушателями будет влиять на речь рассказчика: появятся слова и сочетания, которых не было, а также повторы, свободнее станет порядок слов в предложении, увеличится количество вводных слов, появятся формы непосредственного обращения к слушателям.

Для выступающего очень важно научиться контролировать себя в момент говорения, видеть, чувствовать реакцию слушателей (понятно ли им, интересно ли слушать), а почувствовав непонимание, на ходу, не прерывая речи, изменить форму выражения: повторить ту же мысль другими словами, усиленной интонацией, может быть, более медленным темпом. При этом моменты продумывания и произнесения почти совпадают.

Такое свободное владение устной монологической речью не может появиться стихийно, а вырабатывается путем систематических упражнений, выработкой комплекса конкретных умений и навыков, о которых уже говорилось ранее.

Устный монолог распространен во всех функциональных стилях речи. Для разговорного стиля - это непринужденный рассказ, повествование о пережитом, увиденном или услышанном; для научного стиля - это сообщение и доклад; для публицистического - выступление на собрании или дискуссии; для официально-делового - информация и отчет. Рассмотрим особенности названных разновидностей и приемы их подготовки4.

Устный рассказ, повествование - это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит какое-то событие, случай из жизни человека (реже - животного). Это может быть событие, пережитое самим рассказчиком, либо увиденное, услышанное им происшествие. Особенность устных рассказов в том, что они "создаются" при условии непосредственного контакта рассказчика со слушателем. Если случай, о котором повествуется, произошел с самим автором, то рассказ ведется от первого лица. Устные рассказы всегда эмоциональны. Желание рассказать о пережитом или о том, что поразило наше воображение, всегда бывает вызвано переполняющими нас чувствами (эмоциями). Передать эти чувства, выразить свое отношение к пережитому, увиденному, услышанному средствами звучащей речи - в этом основная задача рассказчика. Устный рассказ - жанр разговорного стиля. Поэтому в устном повествовании много употребляется разговорной лексики, частиц, междометий, не очень строгий порядок слов, есть повторы, отмечается разговорный стиль произношения некоторых слов (особенно в речи героев). Устный рассказ будет ярким, живым только в том случае, если автор умело использует в повествовании кроме элементов разговорного стиля средства устной речи: тембр (тон) для выражения своего отношения, изменением темпа речи подчеркивает детали содержания, а в необходимых случаях усиливает впечатление при помощи мимики и жеста. Рассказ об услышанном происшествии может передаваться и от третьего лица, сведения о котором следует дать во введении к рассказу. В повествование могут быть включены элементы описания.

Классическим образцом устного рассказа являются миниатюры авторов и исполнителей, например Ираклия Андроникова.

В процессе развития устной монологической речи, особенно на начальном этапе, определенную роль играет пересказ - воспроизведение прочитанного текста в устной форме. Пересказ знакомит учащихся с образцовыми текстами. В процессе подготовки к пересказу обогащается словарь, вырабатываются навыки уточнения темы, определения основной мысли, выделения составных частей, усваиваются приемы подготовки к устным высказываниям - составление плана и рабочих материалов.

Простейшей разновидностью пересказа является пересказ, близкий к тексту - подробный. Цель подробного пересказа - закрепить в памяти содержание прочитанного, усвоить последовательность изложения событий (или логику описания). Легче всего усваиваются повествовательные тексты. Затем, усложняя задачу, следует в пересказ вводить элементы описания и рассуждения. Чтобы пересказ был действенным средством развития связной речи, нельзя допускать механического запоминания и воспроизведения текста. Необходимо тщательно анализировать весь текст, выделять составляющие его части, составлять план, записывать отдельные слова и сочетания, выясняя их значения, запоминать образные выражения. Однако, пересказывая текст, надо стремиться вносить элементы творчества - приближать пересказ к естественной речи, к рассказыванию, использовать для этого интонацию, мимику, жест. Таким образом, в подробном пересказе основная мысль должна выражаться в форме, предельно близкой к авторской, а рассказчик должен стремиться воспроизвести содержание текста в его устном варианте.

Очень полезны разнообразные задания, усложняющие подготовку пересказа введением других элементов творчества. В зависимости от характера такого задания принято различать виды пересказа: выборочный пересказ, пересказ с заменой лица рассказчика, пересказ с заменой диалога повествованием, сжатый пересказ, пересказ с элементами рассуждения, пересказ с вымышленным продолжением.

Выборочный пересказ. Подготовка к такому пересказу сложная, ступенчатая. Во-первых, надо провести анализ всего текста (в том числе словарную работу), выделить составные части, затем определить тему каждой части, а для пересказа отобрать только некоторые части в соответствии с задачей, поставленной учителем: например, пересказать части, в которых даны детали портрета героя, или отобрать для пересказа отрывки, повествующие об одних и тех же действиях двух героев рассказа. Во-вторых, отобрав для пересказа нужные части, следует продумать последовательность их воспроизведения, а также подготовить предложения, с помощью которых можно было бы логично переходить от изложения содержания одной части к другой: пересказ должен быть стройным, цельным.

Пересказ с заменой лица рассказчика требует использовать знания грамматики, но не ограничивается этим требованием. Заменяя 1-е лицо 3-м, мы вынуждены вносить и другие изменения в текст. Так, в некоторых случаях приходится дополнять пересказ, основываясь на выражении героем его внутреннего состояния, в других случаях - обращения заменять безличными конструкциями. Большого внимания требует согласование форм 3-го лица с зависимыми словами в роде. Кроме того, следует продумать, какими синонимами возможно заменять местоимения 3-го лица (он, она, они) по ходу пересказа. Конечно, основным словом, заменяющим в речи местоимение, будет имя героя (героини). Но одного слова недостаточно, поэтому надо перечитать еще раз текст и, пользуясь сведениями о герое, подобрать слова и словосочетания, которыми можно будет заменять имя героя и местоимение 3-го лица.

Пересказ с заменой диалога повествованием требует использования умения перестраивать прямую речь в косвенную. Основная задача при замене диалога монологом - сохранить разговорный стиль последнего, передать живые интонации.

Сжатый пересказ требует серьезной подготовки, потому что рассказывать кратко, не упустив главного, значительно труднее, чем воспроизвести содержание подробно. Внимательно перечитывая текст, надо отмечать в каждой части то, что является важным, основным в раскрытии темы. Нельзя допускать механического сокращения текста - простого пропуска некоторых абзацев, так как это приведет к нарушению логики изложения. Выделив основные мысли, следует обобщить их, связать воедино, чтобы затем пересказать это главное "своими словами", но при этом сохранить стиль и выразительность. Итак, при подготовке сжатого пересказа, надо решить две задачи: логическую - выбрать из текста основное и речевую - выбрать соответствующую форму для выражения данного обобщенного содержания. Следовательно, будут заметные расхождения между пересказом и текстом образца. Поэтому описательные тексты не рекомендуется использовать для сжатого пересказа.

Пересказ с элементами рассуждения. Этот вид пересказа вырабатывает умение обосновывать конкретную мысль, высказанную автором или героем. При подготовке пересказа в одной из частей текста выделяется какая-то мысль и дается задание - ответить на вопрос, почему герой принял именно такое решение, подтвердить фактами, конкретными примерами естественность данного поступка для этого героя. Эта часть, включенная в пересказ, и будет элементом рассуждения, а именно доказательством одного из утверждений автора. Усложняя задание, можно включать в пересказ не один, а несколько таких элементов.

Пересказ с вымышленным продолжением требует творческих дополнений, основанных на личном жизненном опыте учащихся и знаниях, полученных из книг, телепередач, спектаклей и т.п. Продолжение может быть самым разнообразным, но при этом необходимо соблюдать одно условие: продолжение должно быть логическим развитием поставленной проблемы или судьбы героя. Для этого необходимо хорошо знать все обстоятельства, в которых живет и действует герой, его личные качества. Эти знания приобретаются путем тщательного не только смыслового, но и языкового анализа текста, так как язык художественного произведения - средство выражения идейного содержания. Готовясь к пересказу с вымышленным продолжением, надо подумать и о языковом оформлении продолжения: оно не должно по стилю отличаться от основной части пересказа. При этом следует учесть особенности языка художественной литературы. В продолжении целесообразно выразить свое отношение к рассказанному (в первую очередь средствами звучащей речи - тоном, темпом, логическим ударением). К пересказу с вымышленным продолжением следует тщательно готовить рабочие материалы: записать слова, сочетания и предложения, с помощью которых будет выражено основное содержание; подобрать средства для связи частей текста; записать трудные для произношения слова; записать необходимые для изложения словосочетания, элементы которых связаны способом согласования (особенно обращать внимание на формы рода и числа); сделать пометы на полях против каждого пункта плана о темпе, тембре и паузах.

Сообщение - это устный монолог, содержащий самостоятельно усвоенные сведения. Цель сообщения - информировать слушателей о том, что им не было известно. Поэтому сообщение должно быть очень четким и по композиции, и по содержанию, и по форме выражения.

В композиции сообщения выделяются три части: вступление - выступающий называет тему сообщения; основная часть - сообщаются факты, данные, указывается точное время действия и т.п.; заключение - обобщается все сказанное, делаются выводы.

Сообщения, как правило, содержат научную информацию, сведения большой общественной значимости, следовательно, основное требование к содержанию сообщения - это требование точности, достоверности.

Языковые средства отбираются в соответствии с требованиями устного варианта научного стиля. Основные способы изложения - повествование, рассуждение.

Определив тему сообщения и ее границы, надо предельно строго отобрать факты, события, цифры, даты и другой материал для будущего сообщения. Сообщение будет более убедительным, если выступающий подготовит схемы, таблицы или плакаты, отражающие фактические данные. Выступая с сообщением, полезно делать записи на доске по ходу изложения: записывать некоторые цифры, даты, имена и фамилии, трудные слова или термины. Записывать надо очень аккуратно, четко, продумав систему записи, в зависимости от фиксируемых данных. Например, имя и фамилию следует записывать на одной строчке, а если далее сообщаются даты жизни названного лица, то записать их на следующей строчке под именем и фамилией. Еще пример: если по ходу сообщения надо назвать несколько дат, то записывать их лучше постепенно одну за другой (в столбик) в хронологической последовательности. В момент записи лучше сделать паузу - это сосредоточит внимание слушателей только на зрительном восприятии. Однако пауза не должна быть длительной, поэтому записи на доске по ходу сообщения рекомендуется делать короткие, быстро выполнимые. В рабочем плане выступающий отметит, что и в какой момент сообщения надо будет записать. Затем полезно потренироваться в записи на доске, а если это невозможно почему-либо, то на отдельном листе бумаги.

Темп сообщения обычно средний, паузами отделяются части или выделяются важные факты, логическое ударение помогает отметить основные моменты содержания, детали, трудные для восприятия на слух, сообщаются более медленным темпом и немного громче остального текста.

Речь должна соответствовать литературной норме, быть простой, ясной, понятной.

Доклад - еще один вид устного монолога научного стиля речи. От сообщения доклад отличается большей сложностью содержания. Это касается как доклада в целом, так и каждой композиционной части.

Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее значение, а также коротко излагает историю вопроса и информирует слушателей о том, какой материал был использован при подготовке доклада. Основная часть доклада содержит рассуждения автора, касающиеся избранной проблемы, изложение собственной точки зрения, которую докладчик обосновывает, используя различные способы доказательств: приводит аналогичные примеры, цитирует высказывания видных ученых, общественных деятелей, ставит вопросы, использует примеры из жизненного опыта слушателей. В заключительной части обобщается сказанное, формулируются выводы и предложения.

В зависимости от темы доклад может быть подготовлен либо по одному источнику, либо по нескольким. В любом случае докладчик должен познакомиться со многими материалами. Подготовка доклада - сложный и длительный процесс, включающий элементы научного исследования.

В подготовку доклада входит5:

выбор темы, определение ее границ;

сбор материала: составление библиографии по избранной теме, чтение подобранной литературы, выписки (на карточки) разного рода фактических данных, касающихся содержания до клада и необходимых для доказательств, конспектирование;

систематизация материала: группировка по подтемам, расположение в логической последовательности, составление плана;

оформление доклада: развертывание каждого пункта плана в относительно самостоятельную смысловую часть доклада, а затем объединение этих частей в единое целое по смыслу и стилю изложения; оформление завершается тщательным обдумыванием всех элементов интонации.

Окончательно отработанный текст доклада можно несколько раз прочитать, чтобы лучше усвоить последовательность изложения, а затем обязательно проговорить, то есть воспроизвести содержание в устной форме (не пользуясь текстом) с живыми интонациями и возможными изменениями письменного варианта. Мимику и жесты рекомендуется использовать ограниченно. Кроме того, надо проверить, сколько минут займет выступление: заметить по часам время начала и конца проговаривания. Если есть возможность, хорошо записать доклад (во время проговаривания) на магнитофон, а затем прослушать запись и внести исправления, дополнения или произвести сокращение текста.

Отчет - вид устного монолога официально-делового стиля. Выступление с отчетом - это всегда обобщение результатов проделанной работы, выполненного поручения или подведение итогов о расходовании денег, полученных для определенных целей (например, на покупку оборудования, материалов и т.п.). Таким образом, тема отчета известна заранее. Задача выступающего состоит в том, чтобы представить известный ему материал в обобщенном виде, не перегрузить отчет подробностями, но ясно показать, что достигнуто, что не выполнено и почему, убедить слушающих в целесообразности проделанной работы или использования доверенных средств, а в заключение сформулировать предложения или практические выводы. Языковая форма отчета должна соответствовать его деловому характеру: излагать содержание надо по возможности кратко, четко, но полно и в строгой последовательности. В отчете реализуются все требования официально-делового стиля речи. В отличие от сообщения и доклада, в устном отчете значительно меньше расхождений с написанным его вариантом. Только использование интонации подчеркивает это различие, а лексика, строгий порядок слов, стандартные синтаксические конструкции с отыменными предлогами, средства связи частей предложений остаются характерными для книжно-письменной речи. Такой признак устной речи, как повторы, не уместны в отчете, не используются также частицы, междометия и другие экспрессивные средства.

Информация - тоже монологическая разновидность официально-делового стиля. Это небольшое по объему устное изложение фактического материала из жизни училища, школы или на общественно-политическую тему. Языковую основу информации составляют средства официально-делового стиля, но в зависимости от темы могут вводиться элементы научного и публицистического стиля. В информации не используются экспрессивные средства, так как прямой оценки излагаемым фактам говорящий не дает. Способы изложения - повествование или описание (в зависимости от характера сведений).

Выступление на собрании - устный монолог публицистического стиля. Цель выступления - не только сообщить определенные факты и дать им собственную оценку, но и убедить слушателей, оказать на них влияние, побудить к желаемым действиям. Основная задача выступающего - привлечь внимание к сообщаемым фактам, довести до слушателей свою точку зрения на сообщаемое и убедить их в целесообразности и справедливости сделанных выводов и предложений.

Достичь этого можно, если выступление будет небольшим, ярким, убеждающим. Поэтому большая часть языковых средств - слов и синтаксических конструкций - это элементы со значением оценки, побуждения, обращения. Выступающий использует также: особые конструкции, чтобы выделить фразы, выражающие его личное мнение (я думаю..., мне представляется верным..., мне кажется..., я полагаю... и т.п.) 6, умело подобранные эпитеты, образно-метафорические выражения, риторические вопросы, повторы, различные способы воспроизведения чужой речи, лексику книжную и разговорную, разнообразную интонацию, мимику и жесты (умеренно).

Сочетание важного для слушателей фактического материала и выразительной формы его преподнесения - необходимое условие действенности выступления. В выступлениях критического характера усилить воздействие на слушателей помогает юмор или ирония. Привлечь внимание к выступлению поможет интересное начало, а четко сформулированные выводы и предложения хорошо запомнятся слушателям. Общий темп выступления, как правило, небыстрый, спокойный, выделяющие паузы выразительные, но не длительные, помогают слушателям усвоить главное.

Выступления различаются по степени подготовленности. Тема собрания известна обычно за много дней до его проведения, и в этих случаях можно тщательно продумать все детали будущего выступления. В ходе подготовки к выступлению составляются рабочие материалы и краткий план. Если выступление не было подготовлено заранее, то рабочие материалы приходится готовить во время собрания. Для этого надо внимательно слушать доклад (и выступления других участников) и записывать кратко мысли и замечания, возникающие в связи с содержанием сообщений. Такие записи послужат исходным материалом для собственного выступления по одному или нескольким вопросам, затронутым в прослушанных выступлениях. Оформлять эти записи рекомендуется на листе бумаги, разделенном на две части по вертикали. Слева записывать положительные факты, а справа - отрицательные. Затем, сравнивая и обобщая записанное, сформулировать свои выводы-предложения. Систематизированные записи можно использовать в качестве примерного плана своего выступления. Конечно, подготовиться к выступлению в условиях минимального времени нелегко. Однако овладеть этим умением необходимо каждому, так как в жизни не раз приходится участвовать в обсуждении волнующих нас вопросов. Хорошей тренировкой для выработки этого навыка будет систематическое активное участие в обсуждении ответов товарищей на уроках. Приготовить для записи замечаний бумагу, внимательно слушая ответ, записывать кратко то, что удалось заметить в ответе товарища, а затем высказать свои замечания. В заключение постараться указать, в чем, по вашему мнению, причина допущенных в ответе ошибок (по содержанию и по речевому оформлению).


Заключение


Таким образом, монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый "внутренний монолог") и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Устный монолог распространен во всех функциональных стилях речи. Для разговорного стиля - это непринужденный рассказ, повествование о пережитом, увиденном или услышанном; для научного стиля - это сообщение и доклад; для публицистического - выступление на собрании или дискуссии; для официально-делового - информация и отчет.


Список литературы


  1. Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1983.

  2. Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики. - Л., 1981.

  3. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М., 1987.

  4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред.В.И. Максимова. - М., 2003.

  5. Щерба Л. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.

1 Щерба Л. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. – С. 115.

2 Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963. – С. 19.

3 Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики. – Л., 1981. – С. 155.

4 Коляденко Г.С., Сенкевич М.П. Развитие речи с элементами стилистики. – М., 1981. – С. 159.

5 Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. – М., 2003. – С. 68.

6 Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М., 1987. – С. 176.



Случайные файлы

Файл
18965-1.rtf
16597.rtf
129756.rtf
103416.rtf
3071-1.rtf