Поиск зрителя документального кино, на примере фильмов режиссера В. Косаковского (69458)

Посмотреть архив целиком

Поиск зрителя документального кино, на примере фильмов режиссера В. Косаковского

Виктор Косаковский родился 19 июля 1961 года в Ленинграде.

В 1978-79 гг. учился на электротехническом факультете Ленинградского института киноинженеров.

С 1979 г. работает на ЛСДФ (ныне Санкт-Петербургская студия документальных фильмов) - монтажером, ассистентом оператора, ассистентом режиссера, с 1989 г. - сценарист и режиссер.

В 1989 г. В возрасте 28 лет окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Л. Николаева, Б. Галантера).

В 1989 снимает совместно с Р.Рербергом фильм «Лосев», в котором берет интервью у известного 94-летнего русского философа, что является очень типичным для документального кино к.80-н.90. На волне отрицания и «богоборчества» со всем советским, в документалистике стали появляться материалы о людях к.19-н.20 века, которые сами по себе несли другую ментальность, культуру. Так тогда же стала известна Одоевцева и ее мемуары; в 1991 г был снят Невзоровым фильм о Гумилеве и пр.

Ценность этого периода русской документалистики в том, что она смогла успеть дать слово тем, кто отличался от классического «хомо-советикуса». Конечно, в эстетическом, творческом плане находок в этих фильмах не наблюдалось, работы были ангажированы временем , но это давало возможность на гребне моды познакомить широкого зрителя с неоднозначными и интересными фигурами в русской культуре.

В 1991 снимается фильм «На днях» (авт. сцен., реж.)

В 1992 Беловы (авт. сцен., реж.)

Часовая картина «Беловы» (1992), посвященная русской крестьянке Анне Федоровне и ее брату Михаилу, принесла Косаковскому настоящее международное признание и более двадцати наград в разных странах. Этот фильм посвящен показу быта пожилой женщины, ее песен под нос при дойке коровы, ее ругани со спившимся и философствующим братом. Показаны все реалии «папуасского» быта: коровы, картошка, баня, пьяницы, поваленные заборы.

Этот фильм берет награды от критиков и публики и через 2 года Косаковский получает государственную премию:

1993 МКФ "Послание к человеку" (Приз критики, Приз экуменического жюри

1993 МКФ "Послание к человеку" (Приз "Золотой кентавр" - Виктор Косаковский)

1993 МКФ в Амстердаме (Приз им. Й. Ивенса, Приз публики - Виктор Косаковский)

1993 МКФ документального кино в Нионе (Приз "Золотой сестерций", Приз FIPRESCI, Приз публики - Виктор Косаковский)

1994 Гос. премия России (Виктор Косаковский)

В 1997 режиссер снимает фильм «Среда. 19.07.1961» (авт. сцен., реж., оп.) и представляет всех, кто родился в Ленинграде в один день с Косаковским, -- сто одного человека. Эта кинопродукция России, Германии, Англии, Финляндии, Франции, Дании, Голландии и Швеции, получившая приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале и другие награды, шла в кинотеатрах многих стран, как и «Беловы», но у нас была воспринята как неинтересная и передергивающая факты в сторону очернительства. Режиссер же подчеркивал, что этим фильмом стремился создать портрет своего поколения. Свой фильм «Среда» в 1997 году Косаковский снимал с Виолой Штефан, где она выступала вторым сценаристом.

Немецкий режиссер и продюсер Виола Штефан становится постоянным партнером Косаковского. Они организуют совместную кинокомпанию "Sreda-film" (www.sreda-film.de, названа по одноименному фильму режиссера). Косаковский становится оператором в фильмах Виолы Штефан: "Боровичи"(1996), "Белый танец"(1999), «Maiking of» (2005).

(Виола Штефан родилась в Хейдельберге, закончила факультет славистики и восточно-европейской истории, обучалась в Берлине и Лондоне. С 1977 года жила в Нью-Йорке и изучала фильмы в Нью-Йоркском университете, снимала документальное кино в США и России в 80-е годы)

1998 Косаковский снимает «Павел и Ляля. Иерусалимский романс». (Часть I в трилогии «Я вас любил... Три романса»; авт. сцен., реж.)

2000 Детский сад – любовный треугольник (Часть III, в трилогии «Я вас любил... Три романса»; авт. сцен., реж.)

Свадьба (Часть II, в трилогии «Я вас любил... Три романса»; авт. сцен., реж.)

Эти три фильма снимались режиссером как общий цикл, действие которого происходит в трех разных местах. Каждый из этих фильмов снимался всего один день: в Иерусалиме, на свадьбе и в детском саду.

В 2002 выходит фильм «Тише!» (авт. сц., реж., оп.)

«Тише!» удостоен главных призов кинофестиваля «Россия» (Екатеринбург), «Послание к человеку» (Санкт-Петербург), фестиваля документальных фильмов в Мюнхене (Германия), а также приза жюри зрителей кинофестивалей в Нионе (Швейцария) и Флоренции (Италия).

«Тише!» снят Косаковским как режиссером и оператором из окна его питерской квартиры, где он появлялся наездами из загранкомандировок. Режиссер-оператор наблюдает за людьми, проходящими перед окном, за проезжающими машинами, за переменами в природе. И за рабочими, пять раз кряду вскрывающими и вновь укладывающими асфальт, так как трубу теплоцентрали постоянно прорывает.

Если в других странах этот фильм воспринимается комично, как притча, то в городе трех революций с обречением: трубы давно пора менять, мелкий ремонт уже не помогает. А дырку все латают и латают. В этом фильме режиссер смог удачно затронуть социальные темы через быт, хотя перефразы с известными кадрами Бунюэлевской луны и лужи Косаковского слишком нарочиты. Но очень мило смотрится битва жэковских рабочих и дворников за изменения бытия в лучшую сторону. Но мы то все знаем – им не победить.

В 2005 году выходит фильм «Свято» (реж., опер.), самый неоднозначный из всех фильмов режиссера.

Отрывок из интервью с Косаковским в Санкт-Петербургских ведомостях

- Как возник замысел " Свято "?

- Мой первый сын родился в Москве в общежитии ВГИКа. В нашей комнате почему-то не было зеркала. Случайно мы поняли, что наш сын, а он уже бегал тогда, еще не видел себя. Захотелось, конечно, зафиксировать этот момент. Я нашел камеру "Конвас" и пленку на две минуты. Обмотали шумную камеру одеялом, чтобы не напугать ребенка. Принесли зеркало и стали снимать. Сын подошел, поздоровался с отражением, потом сел в угол комнаты и задумался минут на десять. Потом вернулся, и началось кино... Но пленка моя уже давно закончилась. Когда же спустя пятнадцать лет родился второй ребенок, мы решили непременно снять фильм. Теперь, конечно, я использовал видеокамеру с возможностью часовой непрерывной съемки.

- Как же удалось уберечь ребенка от окружающих отражений до момента съемки?

- В наши дни это сложно - кругом отражения, особенно на улице. Машины, витрины... Надо очень стараться всей семье. И быть все время во внимании. Нам пришлось убрать все зеркала в доме. Даже заменить ложки на пластмассовые. Хотя ложка, конечно, значения не имеет. Если ребенок и увидит себя таким маленьким в отражении, то не сообразит, что это он. Мы ждали два года. Потом снимали один день. Интересно, что люди не понимают - такое может быть только один раз.

- Вы не опасались за психику ребенка? Не боялись ему навредить?

- Конечно, опасались. Было понятно, что для ребенка внезапная встреча с зеркалом станет событием в жизни. Я советовался с детскими психиатрами, с психологами... и у нас, и в Оксфорде, и в Гарварде - и получил одобрение. Более того, не исключено, что подобный эксперимент станет скоро обязательным элементом воспитания личности.»

Фильм «Свято» самый психологичный и самый открытый в плане показа самого режиссера. По настрою он ближе всего к фильму «Среда». Фильм был встречен неоднозначно, так как никто до этого эксперименты в кино над собственными детьми не ставил, а идея Косаковского о том, что в фильме произошла самоидентификация ребенка совершенно не подтверждается самой картиной. В фильме мы видим маленького мальчика, который общается с другим мальчиком (зеркальным) и злится, что ему не отвечают. Особенно неоднозначны кадры, когда съемки идут за стеклом и зритель понимает, что мальчик впрямую обращается в зазеркалье к своему отцу, который стоит на другой стороне для великого дела творчества. В том, что это не имеет отношения к самоидентификации иллюстрируют кадры, когда около зеркала появляется сам автор проекта, ребенок успокаивается, он получает общение, любовь и целует все, что подвернется: папу, отражение в зеркале, камеру, которая это все снимала. Это скорее фильм о русских папах, которые не знают, что мамы своих детишек маленькими берут на ручки, учат умываться и ласково щебечут « а чьи это красивые заспанные глазки…». И прочую милую чепуху, которая дают ребенку тепло, силы и радость от собственного отражения. Но это знают в России мамы, и очень мало, к сожалению, пап. Папы в России очень часто знают, о своих важных проектах, делах, долге перед семьей и редко задумываются, как они нужны своим детям без этой мишуры своих планов. А потом их сыновья так же не получив опыта внимания и любви сбегают в очередное громадье планов и идей, так и не научившись добродушно и ласково жить с окружающим миром.

Если коротко оценить творчество Косаковского как представителя документального кино в Петербурге можно сказать, что эти фильмы предназначены для определенного круга зрителей, которые любят артхауз, игру в образы. Лучше всего об этом сказал Ник Фрейзер, телевизионный журналист и продюсер на канале BBC4 в интервью на «Эхе Москвы»:

«-- Ну и бог с ними, со стандартами. Мы на BBC, замечу, ни разу не отвергали фильм потому лишь, что он, дескать, не подходит нам по каким-то там стандартам. Другое дело, что сам я не очень люблю «замороченную», «артхаусную» документалистику. Не то чтобы я имел что-то против режиссеров, для которых эстетика и искусство важнее журналистики, -- нет-нет, «поэтическая» документалистика вполне возможна. Но я считаю, что хорошее неигровое кино должно быть доступным. И что в нем должны быть грамотно смешаны репортаж и поэзия. Есть люди, которые со мной не согласятся. Например, ваш соотечественник Виктор Косаковский. Он думает и снимает совсем иначе»


Случайные файлы

Файл
3207.rtf
100806.rtf
126378.rtf
145888.doc
27403.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.