Освальд Шпенглер (69343)

Посмотреть архив целиком



ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ












 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ


 В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ


 ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА






Выполнил: студент I курса ПМиК


Зиналь М.В. (12 группа)


Проверил: Бельчевичин С.П.










г. Тверь, 1997.


.












О Г Л А В Л Е Н И Е



Введение............................. 3 стр.


Локальность культур и идея прогресса. 4 стр.


Развитие культур..................... 8 стр.


Заключение........................... 12 стр.


Список использованной литературы..... 13 стр.




В В Е Д Е Н И Е


Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера "Закат Ев-

ропы" открывается словами: "В этой книге будет сделана по-

пытка определить историческое будущее". Действительно, не-

мецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в

рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древ-

ности, и на основе проводимых им параллелей с современностью

пытается определить судьбу Запада. Не случайно во введении к

своему творению Шпенглер говорит о важности использования

аналогий, замечая при этом, что "Техники сравнения еще не

существует", и утверждает, что "здесь-то и скрыт корень...

из которого только и может последовать широкое решение проб-

лемы истории".

Но книга не исчерпывается попыткой переосмысления прош-

лого. В "Закате Европы" сформулирована оригинальная культу-

рофилософская концепция автора, о которой до сих пор ведутся

теоретические споры. Базовыми понятиями для этой концепции

являются культура и цивилизация, которые немецкий теоретик

понимает нетрадиционно, вкладывая в эти два слова особый

смысл. Нельзя понять выдвигаемые Шпенглером положения, не

разобравшись в используемых им терминах. Стоит прислушаться

к мнению Г.М.Тавризян, считающей, что "Историко-культурная

концепция Шпенглера строится на сопоставлениях, соотнесении

и, большей частью, антиномичном противопоставлении <<культу-

ры>> и <<цивилизации>>" [2].

В то же время справедливая критика традиционных теорий,

исследование современной социокультурной ситуации, попытка

проанализировать истоки культурного кризиса делают "Закат

Европы" чрезвычайно актуальным.

Сделанные О.Шпенглером выводы о неизбежной гибели Запа-

да оспариваются многими исследователями его творчества; его

критикуют за чрезмерный пессимизм и недостаток фактического

материала, но вместе с тем никто не сомневается в ценности

нового взгляда на мир и историю, данного немецким мыслите-

лем.

Чтобы определить, какой смысл О.Шпенглер вкладывает в

термины "культура" и "цивилизация", увидеть взаимосвязь меж-

ду этими понятиями, необходимо выявить их место в его кон-

цепции. Хотя автор "Заката Европы" не был первым, кто проти-

вопоставил культуру цивилизации, его взгляд на этот вопрос

оригинален и необычен. Этот реферат посвящен выявлению осо-

бенностей использования О.Шпенглером двух названных терминов

в рамках его культурофилософской теории.


ЛОКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР И ИДЕЯ ПРОГРЕССА


Важнейшая задача, которую ставит перед собой О.Шпенг-

лер, - развенчание европоцентризма, с позиций которого исто-

рия трактовалась достаточно продолжительное время и нередко

трактуется до сих пор. Как и Ницше, Шпенглер отказывается от

"... концепции единого <<всемирного>> исторического процес-

са, единой линии эволюции человечества, как проходящего...

последовательные этапы развития, оказывающегося при всех

отклонениях, периодах застоя или упадка в целом поступатель-

ным движением, которое... мы определяем как прогресс" [2].

Европоцентристская точка зрения приводит к тому, что

"любая из культур, предшествовавших нашей, расценивается как

находящаяся на низшей ступени, незавершенная, тем самым как

бы завещавшая нам продолжение начатого..." [2]. Прогрессист-

ская схема "Древний мир - Средние века - Новое время" уста-

навливает, по мнению Шпенглера, " чисто внешнее начало и ко-

нец там, где в более глубоком смысле нельзя говорить ни о

начале, ни о конце. По этой схеме страны Западной Европы яв-

ляются покоящимся полюсом..., вокруг которого скромно враща-

ются мощные тысячелетия прошлого и далекие огромные культу-

ры" [1].

Сторонники линейно-прогрессистских воззрений полагают

человечество единым, а европейское общество наиболее важной

его частью. При этом они находят возможность говорить об ог-

ромных, неисчерпаемых перспективах развития, прогнозируя бу-

дущее в рамках своих зачастую местных временных интересов.

Автор "Заката Европы" возражает им: "Но у <<человечества>>

нет никакой цели... <<Человечество>> - пустое слово".

О.Шпенглер говорит: "Во всех других областях живой при-

роды мы допускаем право выводить из каждого отдельного явле-

ния тот образ, который лежит в основе его существования...

Только в вопросах, касающихся человека, мы без всякого даль-

нейшего исследования принимаем когда-то давно установленную

историческую форму его существования и к этой предвзятой те-

ме подгоняем подходящие и не подходящие факты". Преувеличе-

ние важности роли одних культур соседствует с пренебрежи-

тельным отношением к другим. Философ находит попросту смеш-

ным выражение "они ничем не участвовали в построении всемир-

ной истории": история для него складывается из судеб культур

и, отрицая линейность развития, нельзя говорить о том, что

одна культура важнее другой; исчезает сам критерий важности,

цивилизации (в обычном понимании слова) становятся несравни-

мыми.

Однако, отрицая одну концепцию истории, необходимо

построить другую, лишенную противоречий и недостатков той,

от которой пришлось отказаться. И Шпенглер находит такую

концепцию. Он выдвигает идею неких сообществ людей, наделен-

ных общей ментальностью. Каждое их таких сообществ обладает

определенным набором характерных черт, который немецкий фи-

лософ называет стилем. "Вместо монотонной картины линейнооб-

разной всемирной истории, держаться за которую можно только

закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей

фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобыт-

ной силой вырастающих из недр породившей их страны..." [1].

Таким образом, Шпенглер называет культурами определен-

ные общественные образования вместе с их характерными осо-

бенностями. Каждая нация, по его мнению наделяет людей своей

идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры "стро-

го привязаны на протяжении своего существования" к тем стра-

нам, которые послужили основой для их возникновения. Культу-

ра для О.Шпенглера - живое существо высшего порядка, вырос-

шее "со своей возвышенной беспечностью", "подобно цветам в

поле". И во всемирной истории немецкий философ увидел "кар-

тину вечного образования и изменения, чудесного становления

и умирания органических форм".

Г.М.Тавризян пишет: "Теории единства и преемственности

мировой истории Шпенглер противопоставляет учение о множест-

ве завершенных, разобщенных в пространстве и во времени ци-

вилизаций (<<культур>>), равнозначных по предельной полноте

осуществленных в них возможностей и достигнутому совершенс-

тву выражения, языка форм".

Европоцентризм преодолевается путем признания равноцен-

ности всех культур. Те из них, которые нам кажутся незавер-

шенными, не сумевшими реализовать свои цели, на самом деле

стремились совсем к иному, чем представляется нам. Это поло-

жение означает, что нет никакой прямолинейной преемственнос-

ти в истории; новая культура впитывает из опыта прошлого

лишь то, что отвечает ее внутренним потребностям, а значит,

в определенном смысле она не наследует ничего. Шпенглер при-

водит примеры, показывающие наше неверное понимание былых

эпох и развитие современными мыслителями проблем, которые,

по их мнению, впервые возникли, например, во времена антич-

ности; на самом деле эти проблемы характерны для нашего и

только нашего времени.

В главе "О смысле чисел" он раскрывает всю глубину про-

пасти, лежащей между античной и современной математиками;

показывает, как понятия, перенесенные из Эллады на почву За-

пада, приобретают совсем иное значение, хотя внешняя преемс-

твенность и сохраняется. Следовательно, Шпенглер подчеркива-

ет локальность культур, слабость связей между ними. Отсюда

вытекает опасность попыток анализа прошлых эпох на основе

современных критериев. Как же следует рассматривать иные

культуры, с каких позиций можно дать им оценку ? Шпенглер

находит ответ на этот вопрос: "Для того, кто действительно

приобрел полную свободу взгляда, вне зависимости от всяких

личных интересов, какого бы порядка они ни были, нет вообще


Случайные файлы

Файл
902-1.rtf
27889.rtf
154645.rtf
158714.rtf
148420.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.