Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (69257)

Посмотреть архив целиком













КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ ( IX - НАЧАЛО XIII ВВ.)


 


I. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ( ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ).

 21. Особенности развития русской культуры.

Культура народа является частью его истории. Ее ста-

новление, последующее развитие тесно связано с теми же

историческими факторами, которые воздействуют на станов-

ление и развитие хозяйства страны, ее государственности,

политической и духовной жизни общества. В понятие куль-

туры входит, естественно, все, что создано умом, талан-

том, рукоделием народа, все, что выражает его духовную

сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на

человеческие отношения.

а)  _Факторы, по- . Культура Руси складывается в те же века, что и ста-

 _влиявшие на  . новление русской государственности. Рождение народа шло

 _складывание  . одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, поли-

 _и развитие  . тической, культурной. Русь складывалась и развивалась

 _культуры.  . как средоточие огромного для того времени народа, состо-

ящего поначалу из различных племен; как государства,

жизнь которого развертывалась на огромной территории. И

весь оригинальный культурный опыт восточного славянства

стал достоянием единой русской культуры. Она складыва-

лась как культура всех восточных славян, сохраняя в то

же время свои региональные черты - одни для Поднепровья,

другие - для Северо-Восточной Руси и т.д.

- Русь - равнин- На развитие русской культуры влияло также то, что

ное государство. Русь складывалась как равнинное государство, открытое

всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплемен-

ным международным влияниям. И шло это из глубины веков.

В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем,

полян, северян, радимичей, новгородских славян, других

восточнославянских племен, так и влияние соседних наро-

дов, с которыми Русь обменивалась производственными на-

выками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими

племенами, балтами, иранскими, другими славянскими наро-

дами и государствами.

- влияние Ви- В пору уже своего государственного становления Русь

зантии. испытывала сильное влияние соседней Византии, которая

для своего времени была одним из наиболее культурных го-

сударств мира. Таким образом, культура Руси складывалась

с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под

влиянием различных культурных направлений, стилей, тра-

диций.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие

влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к

своим культурным традициям, к своему дошедшему из глуби-

ны веков народному опыту, пониманию окружающего мира,

своему представлению о прекрасном.

- сохранность Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно стал-

своих тради- киваемся не только с влияниями извне, но с их порой зна-

ций. чительной духовной переработкой, их постоянным преломле-

нием в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных

культурных традиций было сильнее в городах, которые сами

по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передо-

вых для своего времени черт, то сельское население было

в основном хранителем старинных культурных традиций,

связанных с глубинами исторической памяти народа. В се-

лах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были

более консервативны, труднее поддавались различным куль-

турным новшествам.

б)  _Принятие Хри-  . Долгие годы русская культура - устное народное твор-

 _стианства - пе- . чество, искусство, архитектура, живопись, художественное

 _реломный момент . ремесло - развивалась под влиянием языческой религии,

 _в развитии рус- . языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства

 _ской культуры.  . положение резко изменилось. Прежде всего новая религия

претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей,

их восприятие всей жизни, а значит и представлений о

красоте, художественном творчестве, эстетическом влия-

нии.

- двоеверие. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие

на русскую культуру, особенно в области литературы, ар-

хитектуры, искусства, развития грамотности, школьного

дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим

образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не

смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официаль-

ная религия, которая преобладала в городах, и язычество,

которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отда-

ленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраня-

ло свои позиции в сельской местности. Развитие русской

культуры отразило эту двойственность в духовной жизни

общества, в народном быту. Языческие духовные традиции,

народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие

на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влияние народных традиций, устоев, привычек, под

влияние народного мировосприятия новым содержанием на-

полнялась и сама церковная культура, религиозная идеоло-

гия. Суровое аскетическое христианство Византии на русс-

кой языческой почве с ее культом природы, поклонением

солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюби-

ем, глубокой человечностью существенно преобразилось,

что нашло отражение во всех тех областях культуры, где

византийское, христианское в своей основе культурное

влияние было особенно велико. Не случайно во многих цер-

ковных памятниках культуры (например, сочинениях церков-

ных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рас-

суждения и отражение чисто мирских страстей. И не слу-

чайно, что вершина духовного достижения Древней Руси -

гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано язычес-

кими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.

в)  _Характерные чер- . Открытость и синтетичность древнерусской культуры,

 _ты русской куль- . ее мощная опора на народные истоки и народное восприя-

 _туры.  . тие, выработанные всей многострадальной историей восточ-

ного славянства, переплетение христианский и народ-

но-языческих влияний привело к тому, что в мировой исто-

рии называют феноменом русской культуры. Ее характерными

чертами являются стремление к монументальности, масштаб-

ности, образности в летописании; народность, цельность и

простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое

начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в

живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений,

страсти в литературе. И над всем этим господствовала

большая слитность творца культурных ценностей с приро-

дой, его ощущение сопричастности всему человечеству, пе-

реживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно

опять же одним из любимых образов русской церкви и куль-

туры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,

непротивленцев, пострадавших за единство страны, приняв-

ших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты

культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих ос-

новных обличьях они развивались в течение столетий. Но

потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся фор-


Случайные файлы

Файл
61210.rtf
85922.rtf
lecture.doc
150529.rtf
34646.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.