Шпаргалка (Шпора по философии)

Посмотреть архив целиком

1. Проблема самоопределения философии. Философия и другие формы культуры. Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, т.е. природа и общество, так и мышление человека, процесс познания. Основным вопро­сом философии является отношение мышления к бытию, сознания к материи. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов. В философии существует поляризация на два противоположных направления - материализм и идеализм, промежуточное положение между ними занимает дуализм. Уточне­ние проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой философии различных сторон. К ним относятся онто­логия (о бытии и его сущности), гносео­логия (теория познания), логика (о мышлении, его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), психология, социология (о человеческом обществе) и история философии (зарождение, становление, развитие философской мысли). Ролью философии в обществе является то, что изучение философии способствует развитию самосознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, дает тем самым мас­штаб для их оценки и связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения.

Возникновение философии в VI в. до н. э. означало постепенный переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о челове­ческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Поэтому философия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристотель). Философия — это наука наук, так как другие науки изучают только какую-то часть, сторону мира, и не исследуют общую природу сущего. Философия — форма духовной деятельности, направленная на по­становку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место чело­века в нем.

Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки выделена Платоном. Типы философствования: созерцательный (пассивный), умозрительный(творческая сущность познания), деятельностный (активный)


2. Структура и черты философского знания. Структура философии: по предметным областям (как система наук: ядро - общая и социальная философия, также философия химии, биологии и т.д.); по основной проблематике (теория – описание и объяснение и метод – способ описания, объяснения); по предмету (онтология - о мире и его развитии в целом; гносеология - общая теория познания).

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов: Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) - учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы: психология познавания - изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания; логика знания - наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.); критика познания - анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными; общая история познания, эволюция познания. Аксиология (axios - ценность) - учение о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же: Социальную философию - анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём. Философскую антропологию - учение о человеке (от проблемы происхождения до космического будущего.) Философию культуры - раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры. Философию права - учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Философия истории. История философии.
Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как: Диалектика - искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания. Эстетика - наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.). Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например: Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология). Систематизация данных научного познания. Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека). Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.


3. Возникновение и периодизация философии. В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.); 2) анализ возможностей слова - важнейшая проблема, связанная с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (V11-X вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.).

В каждом их этих периодов обычно различают 'рационалистическую' и 'мистическую' линии. Однако стоит подчеркнуть, что мысль 'рационалиста' была направлена на постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе как чудом наделенность им мыслящего существа назвать нельзя), а мысль 'мистика' обретает логическую форму. Обеим этим линиям свойственно то, что называлось 'схождением ума в сердце'; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва, исповедь, наставление, как правило, облеченное в форму притчи. Именно потому, что философия составляла с мифологией, называвшейся вплоть до XII в. спекулятивной философией, единый идейный комплекс, она развивалась не только в светских школах (с XI в.), а затем в университетах (с Х111 в.), но прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых философов Я школ связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский).


4. Философские аспекты древневосточной мысли. Проблема многообразия философии. Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах - Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. Например, в гимне «Космический жар» о нем сказано: «Закон и истина родилась из воспламеняющего жара. Отсюда - волнующий океан. Из волнующего океана родился год, распределяющий на ночи и дни, владыка всего, что моргает (т.е. живет)». В последней части Вед «Ригведе» описан миф о сотворение мира, в котором в первые говорится о противоречии, о сущем и несущем (сат и асат). «Упанишады» - раздел вед, особенность которого в том, что некоторые европейские философы считали, что это идеалистическое учение похоже на воззрения Платона. Высшая реальность одновременно божественная личность, и безличный принцип. Основа всего сущего - «Атман», которая является субстанцией (основой), природа его интересна и духовна. «Атман» состоит из речи, дыхания. «Атман» - внутренний правитель, который связывает «и этот мир, и тот мир, и все сущее».

Для древней философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Все они делились на две большие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные, не признающие авторитет Вед. Одна из самых многочисленных школ, критикующих веды, принадлежит школе, в основе которой лежит учение Локаята (или чарваки)

Представители данного учения ограничивали первоначало всего сущего лишь вещественными, материальными сущностями, сводили их к четырем началам: земля, вода, воздух и огонь. Им присуща внутренняя сила . Именно из этих элементов возникнет и сознание, при распаде тела исчезает сознание

Влияние школы чарваки было очень велико, т.к. смысл жизни они видели в счастье, а не в страдании (как в буддизме). Учение положило начало другим более конкретным религиозным течениям йога, брахманизм, буддизм. Для этих школ характерно идеалистическое видение мира. Характерной чертой, особенно в буддизме является то, что в этих учениях особое место уделяется человеку, и проблемам этики и познания. Таким образом, в середине первого тысячелетия создаются благоприятные условия для возникновения философии.

В 6 вв. до н.э. происходит интеллектуальный взрыв. Особенно яркий в Китае и Индии. Так, в истории Китая на протяжении более чем двух тысяч лет неоднократно распадались могущественные империи и, тем не менее, каждый раз в стране достаточно быстро восстанавливалась все та же специфическая государственная структура, окончательно сложившаяся к концу III вв. до н.э.

Начало китайской философской мысли связывают с древними мифами, которые собраны в книгах: «Книга перемен», «Книга истории», «Книга обрядов», «Книга песен», летопись «Чунь-цю». Это Пятикнижие - совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека.

В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: «Первое начало - вода, второе - огонь, третье - дерево, четвертое – металл, пятое - земля». Говорится также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре.

Наряду с наивно материалистическими идеями о пяти первоэлементах в китайской философии появляется идея о противоположных началах в виде представления о двух непримиримых и в то же время сотрудничающих силах - ЯН и ИНЬ. Ян и Инь - это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начала.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.