Человек и искусство (69222)

Посмотреть архив целиком









ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО






















СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ 3

ИСТОКИ ИСКУССТВА 4

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА 5

ЕГИПЕТ 6

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 6

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО 6

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 7

НОВОЕ ЦАРСТВО 7

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ 8

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 8

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ 9

АРХАИКА 10

КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ 11

РАННЯЯ КЛАССИКА (500-490-е гг. до нэ.) 12

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (конец V — начало VI в. до н. э.) 13

ЭЛЛИНИЗМ 14

ДРЕВНИЙ РИМ 15

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец VI — конец I в. до н. э.) 15

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (конец I в. до н. э. — V в. н.э.) 16

ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 16

ВИЗАНТИЯ 18

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО 19

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 19

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 20

ИСКУССТВО XVII ВЕКА 21

ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 22

ИСКУССТВО XIX ВЕКА 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 25

ВВЕДЕНИЕ


"Искусство есть одно из средств общения между людьми",

Г. В. Плеханов.


На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Помощь в познании мира через эмоциональное вос­приятие его, расширение кругозора, пробуждение творче­ских сил, формирование духовного облика человека функции искусства. Момент обращения человека к ху­дожественному творчеству, быть может является величай­шим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержа­нию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Советский психолог Л. С. Выготский писал: "Искусст­во есть социальное в нас... есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовле­кает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа".

Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разга­дав тайны бытия, с помощью системы художественных об­разов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизу­ющее к действию наши духовные силы.

История искусства в истории человечества представляет собой сложную кар­тину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благода­ря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аске­тичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью ви­зантийского художника.

В своей работе я хотела бы провести вас по основным вехам развития искусства и показать, как человек, изменяясь, творил новое, нечто отличное от прежнего, как его творения изменяли самого творца, как рождались и умирали цивилизации, и что осталось вечным напоминанием о их существовании.


ИСТОКИ ИСКУССТВА


Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проб­лема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художе­ственной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось соз­нательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобыт­ной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навы­ков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палео­лита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. по­явились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).

Надо отметить, что в первобытном обществе художест­венная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материаль­ной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкре­тический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообра­зии его форм), спорт, науку. Изображения, воспроизве­денные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального ма­гического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи па­леолита это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отли­чаются точным изображением, жизнь заставляла челове­ка-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорцио­нальными конечностями, гипертрофированными мате­ринскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочны­ми. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие зако­номерности жизни.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э., обогатил изобразительное искусство созданием произведений мо­нументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья).

Характерная черта культуры неолита распростране­ние мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.

В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" большой и "лит" камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений. Каменные столбы менгиры высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА


Искусство древних цивилизаций наследует черты пер­вобытной культуры, открывая и новые формы художест­венного творчества. На смену родовым отношениям приходит классовое общество, более прогрессивная фор­ма социального устройства. Эксплуатация рабов порож­дает разделение труда физического и умственного, создает почву для развития различных форм творчества. Из среды ремесленников выделяются зодчие, скульпторы, живописцы.

Усложнение общественной жизни способствовало рас­ширению образного диапазона искусства.

Художественное творчество древнейших цивилизаций тесно связано с религией, большая часть памятников культуры носят культовый характер. Идейное содержание искусства древних деспотий, возникших в 5-4 тыс. до н.э. (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требованием прославления власти богов, геро­ев, царей. Разрабатываются также темы труда, охоты, во­енных баталий.

Важнейшее завоевание художественной культуры древ­него мира синтез искусств.


ЕГИПЕТ


Египет одно из древнейших государств мира, а его искусство один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества.

Историю Древнего Египта делят на следующие периоды:

1. Додинастический (4 тыс. до н. э.)

2. Древнее царство (30-23 вв. до н. э.)

3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.)

4. Новое царство (16-11 вв. до и. э.)

5. Позднее время (11в-332г. до н. э.)

Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце IV-III в. до н. э. в Алек­сандрии.


ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Для искусства додинастического периода характерно высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок, украшенные рельефным изображением; расписанные глиняные сосуды, позволяют судить о тематике, разраба­тываемой египетскими мастерами; это: заупокойные об­ряды, исторические события, военные походы. И вот здесь важное место завоевывает образ человека. Складываются основ­ные каноны изображения человеческой фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются в фас, ноги и головав профиль, что позволяет мастеру поставить акцент на наиболее выразительных и ясно читаемых аспектах чело­веческого облика. Значительность властелина подчерки­вается размерами его изображения, намного превосходя­щими изображение других персонажей, как, например, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский музей).


Случайные файлы

Файл
86402.rtf
74547-1.rtf
22729-1.rtf
3146.rtf
118464.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.