Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени (75433-1)

Посмотреть архив целиком

Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени

Н.И.Слободянюк

В последнее время возрождается любительское театральное движение, которое, казалось, почти угасло в прошлом десятилетии. Вновь, как в период «оттепели», образуются различные театральные кружки, студии, проводятся фестивали и конкурсы любительского театрального искусства. Но все же современный любительский театр качественно отличается от того, каким он был тогда, когда активно заявил о себе как о самостоятельном социокультурном явлении.

Поэтому цель данной работы можно сформулировать следующим образом: доказать, что любительский театр как социокультурный институт с момента его возникновения и до сегодняшнего дня не был статичен, а развивался и продолжает развиваться. Показать, что в течение более чем пятидесяти лет менялись его конкретные цели, задачи, функции, менялись представления режиссеров и других участников коллектива о том, каким должен быть любительский театр, для чего он нужен и какова его роль в культурной жизни страны.

Любительский театр в 60-е годы В 60-е годы любительскому театру уделялось большое внимание со стороны государства и средств массовой коммуникации, так как на него возлагались надежды относительно воспитания молодежи и пропаганды политического строя.

К концу 50-х годов сложился довольно значительный круг коллективов, по уровню своему стоящих значительно выше обычных самодеятельных кружков.

Такие коллективы с этого времени называются народными театрами.

Любительские театры в 60-е годы стали одним из важнейших средств эстетического и культурного воспитания, прежде всего сельского населения, так как по статистике около половины спектаклей любительские театры показывали сельскому зрителю, в основном на выезде.

В любительских театрах, куда люди приходили не для заработка, а исключительно из любви к творчеству, движимые стремлением создать новые художественные ценности, были благоприятные возможности для творческого процесса и высокой этической атмосферы.

Но, несмотря на это, в этот период существовали проблемы, которые мешали участникам коллектива обращаться к качеству спектакля. В 60-е годы сложилась такая ситуация, когда происходило накопление количества любительских театров и их спектаклей, когда редко задумывались о художественных задачах, а гнались в основном за производственными планами.

В это время наблюдалось стремление ряда коллективов превратиться, по существу, в полупрофессиональные театры, старающиеся прежде всего ставить побольше премьер и показывать побольше спектаклей. Именно поэтому многие любительские театры, едва появившись на свет, стали потребителями и распространителями сценических штампов. Актеры играли приблизительных, обобщенных персонажей: военных, аристократов, революционеров и т.д., не видя в своем персонаже ни капли индивидуальности.

Это произошло оттого, что вопросы развития любительских театров часто рассматривались сами по себе, вне общих проблем движения и роста театральной культуры в целом. Отсюда также возникла попытка рассматривать любительские театры чуть ли не в качестве исключительной формы театрального искусства, которой принадлежит будущее.

И все же, несмотря на все перечисленные проблемы, нужно отметить, что любительское театральное искусство к концу 60-х годов стало более зрелым, спектакли более удачными, режиссеры были если не профессионалы, то теоретически подкованы. Появляется интерес к личности человека, желание самовыражения через искусство. Таким образом, количество 60-х переходит в качество тех театров, которые расцвели в 70-е годы.

Любительский театр в 70-е годы В 70-е годы сильно изменился характер работы любительских театров, критерии оценок. Пусть самая серьезная, но “отстраненная” трактовка классики, не соотнесенная впрямую с современностью, с глубоко личными наблюдениями и впечатлениями артистов, оставляла зрителя безучастным и холодным. Одной лишь непосредственностью уже было никого не удивить, разве только родственников и хороших знакомых. Любительские театры 70-х годов обнаруживают стремление освободиться от трактовки, рожденной чужим мышлением, найти и воплотить собственное, живое и соответствующее окружающей жизни восприятие того или иного произведения.

В это время любительские театры определяли свою функцию следующим образом: высказаться в образах по поводу всех сторон жизни. Специфичность любительского театра как явления в 70-е годы можно обнаружить и в том, что с помощью искусства познание мира массами из созерцательного (зрительского) стало действенным. Огромное количество людей включалось в этот процесс, познавало себя в творчестве. Цель многих коллективов 70-х – создать некий «театр общения», где зритель должен участвовать почти на «равных» с актерами.

Избежать дидактики, толкнуть разум и чувство зрителя не только к деятельности, но к определенным выводам, сделанным как бы самостоятельно в результате увиденного в театре, такая тенденция была свойственна многим любительским театрам в 70-е годы.

Важным в это время было и понимание того, что любительское театральное искусство резко отличается от профессионального, и любая попытка достичь профессионального уровня обернется скорее плагиатом, чем качеством спектакля и собственным пониманием поставленной проблемы. Важным явилось и понимание того, что отдельный любительский коллектив отличается не только от профессионального театра, но и от любого другого самодеятельного коллектива, так как придерживается стилевых норм местности, в которой он функционирует, то есть самодеятельное искусство этнографично.

В 60-е годы об ошибках и недостатках в работе народных театров говорилось меньше, чем об их достоинствах, так как надо было, поддержав все хорошее и ценное, утвердить, отстоять право этих коллективов на жизнь в искусстве.

В 70-е годы любительским театрам прежде всего нужны были квалифицированная помощь и профессиональнотребовательная оценка их работы в связи с тем, что возрос как уровень любительских коллективов, так и требования к ним публики.

В 70-е годы возникают споры по поводу сущности, задач и целей любительского театра. Появились две основные точки зрения. Первая доказывала: цель любительского театра – воспитать и духовно обогатить участников коллектива в процессе создания спектакля, то есть важен не результат, а процесс.

Вторая точка зрения была противоположна первой и абсолютизировала конечный результат качество спектакля.

Но в обоих случаях не принималась в расчет главная особенность деятельности любительских театров в этот период: специфическая предрасположенность к новизне, к самым разнообразным исканиям, экспериментам, пробам (репертуарным и формальным).

Любительский театр в 80-е годы Споры разрешились только в 80-е годы, когда пришли к выводу о взаимосвязанности этих двух функций: социально-воспитательной и художественно творческой, ведь для любительского театра неразрывны процесс и результат.

При всей обязательности художественной функции, без которой вообще нет театра, работа самодеятельного драматического коллектива в первую очередь определяется его социальновоспитательной деятельностью. Но социальное и творческое формирование коллектива осуществляется в процессе работы над спектаклем и показа его зрителю.

Чем успешнее этот процесс, тем более высокие творческие задачи может ставить и решать театр, тем лучше будут его спектакли.

Главная традиция любительского театра 80-х кратко звучит так: все делаем сами. Для самодеятельных артистов ни реквизита, ни декораций, ни костюмов, ни осветительной и иной аппаратуры никто не производил. Что сумели добыть или выпросить — тому и были рады. Вся мебель, все декорации, все костюмы — дело рук участников любительского театра.

В 80-е годы задумались также и об оценке результатов работы любительских театров в ходе различного рода смотров, конкурсов, фестивалей, так как существовавшая система была несовершенна.

Остро ставился вопрос и о подготовке руководящих кадров (который возник еще в конце 60-х, но так и не был решен).

В это время возникло серьезное противоречие между участниками любительского театрального движения и его руководством (администрацией домов культуры и методических органов): для первых важны были качество спектакля, уровень творческого процесса, они стремились к глубокому и серьезному постижению искусства и пытались реализовать себя в художественном творчестве, вторые же были ориентированы в основном на формальные показатели работы, их устраивал “средний” уровень коллективов, выполняющих все требования инструкций, участвующих во всех мероприятиях ДК.

К концу 80-х годов происходит спад любительского театрального творчества, снижается количество коллективов и участников в них. Уровень работы многих из них уже не устраивал зрителей. Сократилось число премьер. Пропадало стремление к экспериментам, к нестандартным решениям, пропадал тот творческий запал 60-х и 70-х, который обеспечивал любительским театрам успех и популярность. Можно сказать, что любительское театральное творчество приближалось к кризисной черте. Но, несмотря на это, в некоторых любительских театрах, обеспечивающих интенсивность творческого поиска, количество участников росло, и театры продолжали успешно развиваться.

Любительский театр в 90-е годы В 90-е годы вместе с политическим и социально-экономическим кризисом произошел кризис культуры. Периодические издания писали о кризисе театральном, который затронул и любительский театр.


Случайные файлы

Файл
69173.rtf
60016.rtf
148386.rtf
32724.rtf
81332.rtf




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.