Московский Государственный Горный Университет.







Реферат


по культурологии







Тициан


( Тициано Вечеллио)






Выполнил:

Принял: В. П. Яйленко




Москва 1998.








ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) родился в Пьеве ди Кадоре, в горном местечке, входящем в состав Венецианской республики, в родовитой семье. Точная дата его рождения не известна, это примерно 1485-1490 г.г. Около 1500 года был отдан отцом в учение мозаичисту Себастьяно Дзуккато в Венецию, где научился ценить красочность византийской мозаики. Затем он переходит к Джованни Беллини, ведущему художнику Венеции XV – века.

В 1507 году поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, который расширил тематический диапазон венецианской живописи, обратившись к чисто светской тематике. После смерти Джорджоне в 1510 году Тициан закончил некоторые его работы. Вместе с Джорджоне они работали над украшением фресками немецкого торгового дома.

Тициан стремился выработать свой самостоятельный стиль. К этому периоду можно отнести его картину Бегство в Египет из собрания Эрмитажа. Фигуры святых изображены в бытовом плане: Мадонна, сидящая на осле, поддерживает Христа, ангел несет узел с вещами, кажется , что это группа простых людей совершает путешествие . Большое место в картине отведено пейзажу. Здесь и поляны , залитые лучами солнца, и стадо с пастухом, и разные звери.

С 1517 – 1555 годы Тициан занимал должность официального живописца Венецианской республики. К этому периоду его жизни относятся самые замечательные картины, оставившие неизгладимый след в истории искусства Европы. К раннему периоду творчества Тициана относится такая картина как Любовь земная и Любовь небесная . Все в ней подчинено чувству гармонии и тишины, в ней ощущается та полнота жизни , которая так характерна для творчества Тициана. К этому периоду относятся его картины Христос и грешница и Христос и Магдалина “.

Тициан , находясь в Падце, знакомится с работами гениального художника XIV - века Джотто. Под их впечатлением он создает Динарий кесаря ” ( Дрезденская галерея ). В этой картине благородное и возвышенное начало в лице Христа противопоставлено низменному, алчному в лице Фарисея. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику известной композицией Поцелуй Иуды ” Джотто. Также к ранним годам относятся картины “ Цыганская мадонна ” и “ Мадонна с вишнями “, в которых художник придал образам мадонн такие простые человеческие качества, такую жизненную силу и полноту форм, которые отличали его картины от произведений мастеров раннего Возрождения. В эти годы Тициан создает много женских образов . Это цветущие молодые венецианки, в образе которых художника интересует исключительно воплощение их чисто земной прелести и красоты .

Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное полотно “ Вознесение мадонны ( Ассунта ), заказанное ему для церкви Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Прекрасная, сильная фигура мадонны в пышном развевающемся плаще с поднятыми руками плавно поднимается вверх на облаке, которое поддерживает сонм ангелов. По своему значению, по месту в развитии искусства эту картину можно поставить в один ряд с “Сикстинской мадонной Рафаэля . (1515 –19 , Картинная галерея, Дрезден, изображающая богоматерь с младенцем, святой Варварой и святым Сикстом. В гармоничной классической композиции величественнное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением тревоги.) Искусство Тициана в этом произведении приобретает ту классическую простоту и свободу, ту обобщенность и гармоничность, которые так характерны для искусства Высокого Возрождения в Италии.

По - новому подошли художники и к изображению традиционной религиозной темы – темы поклонения Христу. В картине Мадонна дель Пезарь ” он отказывается от традиционного симметричного построения композиции и сдвигает всю группу главных действующих лиц вправо, делая мадонну и ее младенца главным центром происходящего. Но гармонию и равновесие он сохранил, смягчая цветом этот сдвиг центра тяжести, дав в левой части звучание красно - золотого знамени, блестящего панциря и белого тюрбана.

К сожалению, третье прославленное произведение Тициана, написанное им в этот же период, погибло при пожаре. Это Мучение святого Петра , в котором значительное место занимает пейзаж, помогающий раскрыть содержание картины. Это полотно сохранилось только в повторениях. Тициан был к этому времени уже официальным художником республики, это звание он получил в 1516 году после смерти Беллини. В эти годы он выполняет многочисленные заказы, его заказчиками были: император Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие. Он пишет серию картин на мифологические темы. Для него античность – это безудержная языческая радость бытия, стихийная сила чувственной красоты. К этой серии относятся Праздник Венеры “, в которой ликующая толпа маленьких асмуров заполняет пространство перед стоящей справа статуей Венеры.

Картина Вакх и Ариадна “, написанная для этой серии, наполнена бурной, бьющей через край радостью существования. Для герцога Урбинского Тициан исполнил ряд картин, среди которых Венеру Урбинскую “ и так называемую “ Ла Белла . На обеих картинах изображена одна и та же модель, красавица – венецианка. Она же написана и в Женском портрете Эрмитажа.

Среди других картин этого зрелого периода творчества мастера нужно отметить Положение во гроб и Введение Марии в храм . Эти полотна наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью. Тициан почти не покидал Венеции, сделав исключение только для императора Карла V , приняв его приглашение работать в Аугсбурге. Карл V жалует художнику почетный титул палатинского графа и утверждает ему пожизненную пенсию. Как изумительный портретист Тициан занимает особое место в истории искусства, создав целую галерею людей – своих современников. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на протяжении всей своей жизни. Он умел подметить в человеке самое главное – как бы скрытую от постороннего взгляда сущность своей модели.

В женских же образах его больше привлекало изображение внешней красоты. Одним из ранних портретов Тициана являются так называемый Молодой человек с перчаткой . В нем художнику удалось передать напряженную духовную жизнь человека, скрытую от посторонних. Портрет Ипполита Риминальди, известного в свое время ученого юриста, отмечен тонким психологизмом. Рассеянный, погруженный в себя взгляд выделяют этот образ из общего ряда волевых и целеустремленных людей, которых мы видим на портретах Эпохи Возрождения. Много портретов писал Тициан в 40-е годы. Он уже достиг всемирной славы, стал очень богатым человеком, почитаемым в республике. Он приобрел обширный дом, сад, в котором принимал своих друзей, всех знатных и именитых особ, приезжавших в Венецию, устраивает здесь великолепные пиры.

В 1545 году Тициан по приглашению папы Павла III едет в Рим, где его встречают с большим почетом и поселяют в Ватиканском дворце.

Тициан знакомится с произведениями Рафаэля и Микеланджело, с которым знакомится лично. Микеланджело посещает мастерскую Тициана и знакомится с его картиной Даная “. Это произведение имело такой успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.

Тициан писал и групповые портреты. Образцом может служить потрет семейства Вендрамини. Большой интерес представляет портрет друга Тициана – Пьетро Аретино, известного писателя. Это был тонкий и проникновенный ценитель искусства. Характерными являются автопортреты Тициана, к которым он обращался на протяжении всей жизни. Перед нами предстает мужественный и волевой человек, баловень судьбы, страстно любивший жизнь и ее радости.

40 – 50-е годы явились переходными к его позднему, самому замечательному периоду его жизни и творчества. В эти годы начинают звучать трагические ноты и в его произведениях. Этим настроением он как бы откликнулся на те испытания, которые потрясали в это время Италию, захваченную иностранными завоевателями. Его начинают интересовать темы мучений Христа, трагическое содержание которых он вскрывает с большой глубиной и драматизмом. Картина Се человек остро задумана, художник нарушает строгую уравновешенность композиции. Фигура Христа помещена слева на лестнице, она противопоставлена глумящейся толпе, а слева на переднем плане изображен плачущий ( кричащий ) мальчик, он словно обращается к зрителям, делает его участником происходящего события.

50 – 60-е годы – это поздний период творчества мастера, время его наивысших достижений, время создания самых впечатляющих и значительных его произведений. Он почти перестает писать портреты, обращаясь, все больше к религиозным композициям, но не отказывается от картин и на мифологические темы. В таких картинах, как Венера “ и “ Адонис , Диана и Каллисто “, “ Венера перед зеркалом, уже нет прежней безудержной, бьющей через край радости жизни; в них начинают появляться более глубокие стороны происходящего.

Венера перед зеркалом – это как бы завершающий итог всего, что было создано Тицианом, когда он обращался к теме цветущей женской красоты. Почти осязательно передает он женское тело с его нежной, упругой плотью, с тонкой кожей, под которой пульсирует кровь. Эта красавица олицетворяет все соблазны и чары женщины, она окружена дорогими тканями, которые переданы с небывалым искусством и изяществом.






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.