Куча полезных книг (Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. Сост. и отв. ред. д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова)

Посмотреть архив целиком

OCR: Allan Shade, janex@narod.ru, http://janex.narod.ru/Shade/socio.htm


ТЕКСТЫ ПО ИСТОРИИ социологии XIX-XX ВЕКОВ

Хрестоматия


ПРОГРАММА «ОБНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»


МОСКВА "НАУКА" 1994


Данное издание представляет собой авторскую работу, вошедшую в число побе­дителей в открытом конкурсе "Гуманитарное образование в высшей школе", который проводится Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Меж­дународным фондом "Культурная инициатива".

Конкурс является составной частью программы "Обновление гуманитарного об­разования в России".

Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.


Стратегический комитет программы:

Владимир Кинелев, Владимир Шадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Виктор Галинин

Составители:

доктор филос. наук В.И. Добренькое, кандидат филос. Наук Л.П. Беленкова

Рецензенты:

доктор филос. наук Г.М. Андреева доктор социол. наук А.И. Кравченко

Ответственные редакторы:

доктор филос. наук В.И. Добренькое, кандидат филос. наук Л.П. Беленкова

Редакторы издательства: Н.В. Ветрова, Н.К. Воеводенко, АЛ. Куприянова, И.В. Павлова

Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. Т 30 д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. М.: Наука, 1994 - 383 с. ISBN 5-02-013601-8

В настоящую хрестоматию включены тексты выдающихся зарубежных классиков социологии XIX-XX вв. Некоторые из текстов публикуются в дореволюционных переводах, другие переве­дены впервые. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

ISBN 5-02-013601-8 © В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова, составле­ние, 1994

© В.В. Медведев, художественное оформле­ние, 1994


ПРЕДИСЛОВИЕ


Среди многочисленных обществоведческих дисциплин социология - одна из самых молодых областей знания. Она сформировалась как наука к середине XIX в. И в самом этом факте проявила себя высшая рациональность исторического процесса, которая достигла стадии научного самопознания и саморегулирования. Среди других обществоведческих наук - истории, философии, права, политэко­номии - именно социология поставила перед собой цель синтезировать знание о реальных процессах, раскрывающихся в обществе, причем это знание предназна­чалось для активного влияния на все стороны жизни общества.

Исторический опыт человечества достиг того уровня, на котором стало возмож­ным и, более того, необходимым осмысление процессов, происходящих в обществе, но не "в абстракции", не метафизически, а с применением рациональных методов, основывающихся как на экспериментальной методологии естественных наук, так и на знании, выработанном в контексте развития наук о культуре, обращенных к проблемам реальных людей.

Предлагаемая вниманию читателей и охватывающая первый период развития социологии книга содержит в себе произведения выдающихся социальных мысли­телей прошлого, которые воплотили в своей научной деятельности принципы научности и гуманистичности в исследовании общества.

Основные разделы книги посвящаются формированию классической социоло­гии в.торой половины XIX - первой трети XX в. Прежде всего в ней даются научные тексты из произведений, принадлежащих выдающимся социологам прошлого - О. Конту и Г. Спенсеру, а также представителям "натуралистической школы одного фактора", психологического направления Г. Тарду, В. Парето, Ф. Теннису, Ч.Х. Кули, 3. Фрейду. Читатели найдут также тексты классиков социо­логии - Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Рассмотрение произведений упомянутых выше классиков социологии убеждает в том, что социология уже в лице своих основателей Огюста Конта и Герберта Спенсера не ставила своей целью механическое заимствование научных методов естественных и точных наук и соединение их с абстрактно понимаемым гуманиз­мом. Речь шла о том, чтобы создать такую научную дисциплину, которая унаследо­вала бы от естествознания его экспериментальную направленность, столь харак­терный для него дух рациональности и непредвзятости по отношению к природе, но применила бы все это к изучению общественных процессов. С другой стороны, социология должна была органично воплощать в себе гуманистический опыт человечества, сделав познание человека и его места в обществе предметом своего наиглавнейшего интереса. Этот изначальный для понимания социологии исследовательский настрой прекрасно выразил выдающийся французский социо­лог Эмиль Дюркгейм, настаивавший на том, что социолог обязан погрузиться в состояние духа, в котором находятся физики, химики, физиологи, когда они всту­пают в новую, еще неисследованную область своей науки. Нужно, чтобы, проникая в социальный мир, он осознавал, что вступает в неизведанное. Нужно, чтобы он чувствовал, что находится в присутствии фактов, законы которых ему неизвестны так же, как неизвестны были законы жизни до создания биологии"1.

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 396. 4


На отыскание этих законов общественного бытия, исследование общественных институтов, движений, ценностных ориентиров, регулирующих поведение личности, и была направлена социология с самых первых шагов своего развития.

При всей условности широких аналогий можно утверждать, что социология в чем-то сродни медицине. Она, как и наука о человеческом организме и его здо­ровье, изучает "организм" общества во взаимодействии всех его структурных и функциональных "компонентов". Так же как и медицина, социология диагности­рует аномальные отклонения от нормы в развитии общественных институтов, вырабатывает стратегию "лечения" и превентивного предупреждения социальных "болезней".

Сравнение социологии и медицины (сопоставление заведомо условное) имеет один лишь смысл, а именно - подчеркнуть сходную степень социальной ответствен­ности, которая роднит обе науки. И в том и.другом случае речь идет о сохранении жизни, либо индивидуальной (медицина), либо коллективной жизни общественных институтов (социология).

В этой внутренне присущей социологии общественной и гуманистической миссии и скрывается "секрет" ее привлекательности и популярности, ибо в раз­витии социального знания общество демонстрирует высокий уровень рациональ­ного самопознания. И потому с известными оговорками можно сказать, что сте­пень совершенства того или иного общества можно в частности определить по степени развитости в нем социологических исследований как прикладных, так и теоретических.

В рамках этой поистине монументальной исторической программы особую роль стала играть история социологии - научная дисциплина, исследующая и рас­крывающая пути формирования социологического знания, его связь с общест­венными процессами и личностными характеристиками выдающихся социологов. История социологии - не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Анализ текстов, помещенных в книге, убеждает, что история социологии учит нас культуре социологического мышления, принципам формирования социального знания, умению обратить его на пользу общества. Она также преподает урок науч­ной нравственности, показывая, какую роль в формировании социологического знания играла и играет подлинно гуманистическая озабоченность ученыхсоцио-логов, которые при всех обстоятельствах сохраняют в поле своего зрения общечеловеческие, нравственные ориентиры исследований.

Рассмотрение и сопоставление различных школ и направлений социологической мысли убедительно показывает, что среди них нет "правильных" и "непра­вильных", "верных" и "неверных". Каждый крупный социолог-теоретик интересен не только с исторической точки зрения. Его открытия в области обществознания сохраняют свою ценность и в наши дни. Что же касается спора между различными направлениями социологии, то он с неизменностью убеждает нас в том, что даже в принципе невозможно создать одну универсальную теоретико-социологическую концепцию, которая обладала бы монополией на истинность. Социологическая реальность множественна, многогранна, изменчива. И потому каждая теория, в том числе и те, которые представлены в данной хрестоматии, имеют свои сильные стороны и свои открытия, отнюдь не перекрывающиеся достижениями конку­рирующих школ.

Мысль о плюралистичности социологической истины можно проиллюстрировать аналогией того, как мастер выбирает различные инструменты для созда­ния своего произведения. Подобно этому социологические теории предлагают нам различные "инструменты" для решения тех или иных задач или объяснения тех или иных общественных феноменов. С этой мыслью о множественности социологи­ческой истины не просто согласиться, ибо она идет в разрез с наивно-реали­стической картиной общественного мира и обыденными представлениями о нем. И тем не менее настоящая хрестоматия, показывая необычайное разнообразие классических школ в социологии XIX - начала XX веков, прямо поддерживает этот подход.

В историческом плане можно сказать, что последующие социологические теории далеко не всегда отменяют в своем развитии предыдущие, но прежде приобретенное знание социальной реальности, особенно в его выдающихся прояв­лениях, сохраняется как действующее и присутствующее в современных теоре­тических исследованиях. Происходит своеобразный процесс накопления потен­циала социального знания. Это лишний раз подчеркивает значимость истории социологии не только как истории развития мысли, но и как развития теории вплоть до ее современных достижений. Ни один современный творец макросоцио-логических теорий не может творить вне контекста учений Конта, Спенсера, Маркса, Дюркгейма, Зиммеля и Вебера и др. Притом речь идет не об "иллюст­ративном" цитировании классических источников, а о прямом соотнесении совре­менных идей в социологии с идеями перечисленных социальных мыслителей. В этом смысле социологи-классики XIX - начала XX в. становятся нашими современниками, в чем нет никакого преувеличения.


Случайные файлы

Файл
4782.rtf
30789-1.rtf
102764.rtf
2305-1.rtf
referat.doc




Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.