2 Сем (Графическая среда ТД2014)

Посмотреть архив целиком

Графический режим среды Turbo Delphi

Цель работы – практическое освоение среды визуального программирования, создание визуального интерфейса пользователя, с использованием компонентов среды.

Результат работы – программа с интерфейсом для вычисления значения интеграла с заданной точностью.


После запуска графического режима командой

FileNewVCL Forms Application - Delpfi for32 появляется окно среды Turbo Delphi для создания приложения (проекта). При запуске автоматически создается окно формы с именем Form1(первый раз или с именем Form#, где # - номер формы), а в окне кода программы появляется файл модуля формы.




В верхней части окна располагается строка главного меню – для ввода команд (File, Edit, Search, View, Refactor, Project, Run, Component, Tools, Window, Help) и строка панели инструментов (под главным меню) – быстрые кнопки, дублирующие наиболее часто используемые команды главного меню.

В центральной части расположено Окно Конструктора формы. Оно служит для создания визуального интерфейса пользователя, размещая на форме компоненты, такие как кнопки, окна, меню и т.д. Первоначально окно формы покрыто сеткой из точек, в узлах которых размещают компоненты. Размеры формы можно изменять аналогично изменению окна Windows, перемещая границы. После изменения границ значения свойств Height и Width будут соответствовать установленному размеру формы. Положение окна формы можно задать, изменяя значения свойств Top (отступ от верхней границы экрана), Left (отступ от левой границы экрана).

Окно Редактора кода программы (располагается за окном Конструктора формы и первоначально закрыто им) служит для создания и редактирования текста программы модуля. Первоначально среда формирует по умолчанию и отображает в окне шаблон кода в виде модуля с именем Unit1.pas. Для перехода из одного окна в другое используют ярлыки Code, Design или клавишу <F12>.

Окно структуры (Structure) отображает структуру формы проекта (приложения) в виде дерева объектов. С помощью окна удобно просматривать объекты приложения:

- щелчком на соответствующем узле дерева выделяется компонент на форме;

- двойным щелчком осуществляется быстрый переход к обработчику компонента в коде программы.

Окно Инспектора объектов (Object Inspector) содержит две вкладки: Properties и Events. Вкладка Properties (свойства) служит для задания или редактирования свойств объектов (формы, командной кнопки, поля редактирования и т.д.). Свойства определяют вид объекта, его положение и поведение. Например, свойство (Caption) определяет текст в заголовке формы, а свойство Width –ширину. На вкладке Events (события) перечислены события, которые может воспринимать объект. Каждое событие имеет имя. Например, событие OnClick–это щелчок кнопкой мыши. Событие это то, что происходит во время работы программы. Реакция на событие оформляется процедурой обработки события в виде обработчика с пустым телом, заполняемым в дальнейшем в окне кода программы.

Окно структуры проекта (Project Manager) отображает структуру исполняемого файла Project.exe. Программа может состоять из нескольких файлов. В окне Project Manager будет отображаться весь список файлов и можно будет перейти к любому из них с помощью щелчка мыши.

Окно палитры инструментов (Tool Palette) содержит группы компонентов, используемых

для создания формы (Standard, Additional, Dialogs, Win32 и т.д.).

Компонент является элементом пользовательского интерфейса. Например, на вкладке Standard

находятся компоненты: Label (поле текста), Button (командная кнопка), Edit (поле ввода-

вывода и редактирования) и др. Компоненты, обеспечивающие взаимодействие с пользователем,

образуют библиотеку визуальных компонентов (VCL-Visual Components Library).

Если какое-либо окно на экране не отображается, то чтобы увидеть его, нужно в меню View выбрать соответствующую команду.

Сохранение проекта

Проект целесообразно сохранять в отдельной папке. При сохранении проекта средой ТД создается несколько файлов, которые содержат описание проекта, описание программных форм и модулей.

Для сохранения проекта нужно:

- выбрать в меню команду File Save All (Alt +F или щелкнуть на пиктограмме Save All панели инструментов);

- в появившемся диалоговом окне Save Unit1 As сохранить в созданной папке файл модуля формы как Unit1.pas (либо заменить его на уникальное имя, задаваемое пользователем). После сохранения программного модуля система ТД в открывшемся окне запросит имя файла проекта, которое по умолчанию носит название Project1. В той же папке сохраняется имя файла Unit1. В итоге сохраняется проект, состоящий из набора файлов, используя которые компилятор создает выполняемый файл программы (exe.файл).

В простейшем случае в состав проекта входят:

- файл модуля проекта (dpr-файл),

- файл модуля формы (pas–файл),

- файл описания формы и компонентов (dfm–файл),

- файл ресурсов (res–файл),

- файл конфигурации (cfg–файл),

- файл описания проекта (bdsproj–файл).

Файл проекта (.dpr)–это текстовый файл, содержащий инструкции, с которых начинается выполнение проекта. Он формируется средой ТД и является программой на языке Delphi Win32 Language.

Текст файла проекта.

1:program Project1; (или уникальное имя)

2:

3:uses

4:Forms, // стандартный модуль библиотеки

5:Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1}; //указывает, что модуль Form1 в файле Unit1.pas

//комментарий {Form1} несет смысловую нагрузку, удалять нельзя

6:

7:{$R *.res} //директива компилятору на использование файла ресурсов

8:

9:begin

10:Application.Initialize; //инициализация проекта–установка начальных значений

11:Application.CreateForm(TForm1, Form1); // создание объекта формы TForm 12:Application.Run; // запуск на выполнение

13:end.

В строке 7: звездочка (*) означает, что имя файла ресурсов совпадает с именем файла проекта, но с расширением '.res'.

В строках 10:-12: записаны инструкции, обеспечивающие инициализацию проекта, создание стартовой формы (окна проекта – метод CreateForm) и запуск программы (метод Run). Посмотреть текст модуля проекта можно, выбрав в меню Project команду View Sourse (посмотреть источник).

Файл модуля формы (.pas)–текстовый файл для хранения кода программы, создается автоматически. В начале при сохранении проекта файл модуля имеет вид:


unit Unit1;


interface


uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs;


type

TForm1=class(TForm)

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;


var

Form1: TForm1;


implementation


{$R *.dfm} //директива компилятора открывает и читает файл с расширением .dfm


end.


При размещении на форме компонентов и создании обработчиков событий в модуль формы вносятся соответствующие изменения автоматически средой и разработчиком. Раздел инициализации отсутствует, поэтому операторная скобка begin не указана.

При компиляции модуля создается объектный файл с расширением .dcu. Это откомпилированный файл модуля (.pas), который компонуется в исполняемый файл.

Файл описания формы (.dfm) является ресурсом среды ТД и содержит характеристики формы и ее компонентов. Разработчик управляет этим файлом через окно Конструктора формы и Инспектора объектов. При конструировании формы в файл описания автоматически вносятся соответствующие изменения.

Файл ресурсов (.res) автоматически создается при первом сохранении проекта с именем файла проекта (.dpr). Файл содержит описания ресурсов проекта, которые являются ресурсами Windows (пиктограммы, растровые изображения, курсоры).

Файл конфигурации (.cfg) содержит установки компилятора.

Для переноса программы с компьютера на компьютер и запуска из среды ТД необходимо иметь файлы с расширением .dpr, .pas, .dfm. Остальные файлы сохранять не следует, так как они формируются системой на разных этапах обработки проекта.

Настройка панелей инструментов среды для редактирования и отладки

Ввести команду View\Toolbars\Customize, на вкладке Commands щелкнуть на строке Edit и перетащить на панель инструментов значки , , , , . Затем выделить строку Run и перетащить на панель инструментов значки , .

Конструирование формы (создание интерфейса проекта)

Конструирование формы сводится к выбору компонентов, размещению их на форме и назначению их свойств. Наиболее часто используемые компоненты расположены на вкладках Standard, Additional, Dialogs, Win32 и System палитры инструментов.

С одной стороны компонент–это элемент пользовательского интерфейса, а с другой – это код,

обеспечивающий создание компонента, его отображение и функционирование.

Добавление стандартного компонента на форму – щелкнуть на компоненте в окне Палитры компонентов, щелкнуть на форме в месте вставки компонента.

Размещение компонента на форме:

- щелкнуть кнопкой мыши на значке компонента. Рядом со значком компонента указывается тип, а не имя компонента.

- установить указатель мыши в ту точку формы, в которой должен быть левый угол компонента.

- щелкнуть кнопкой мыши для появления компонента.

Размещение компонента на форме перетаскиванием:

- Нажать левую кнопку мыши на значке компонента и, удерживая ее, переместить компонент в нужно место формы. Компонент окружен 8-ю кружочками.

Свойства компонентов отображаются в окне Инспектора объектов. Для изменения значения свойства компонента нужно выделить компонент, щелкнуть на свойстве на вкладке свойства (Properties) в окне Инспектора объектов, ввести или выбрать нужное значение в строке этого свойства.

Другой способ изменения – щелкнуть на компоненте, выделив его. Установить курсор на один из маркеров, указывающих на границы компонента. Нажать на левую клавишу мыши и, удерживая ее, изменить положение границы. Автоматически изменяются свойства Width (ширина) и Height (высота).






Чтобы не видеть здесь видео-рекламу достаточно стать зарегистрированным пользователем.
Чтобы не видеть никакую рекламу на сайте, нужно стать VIP-пользователем.
Это можно сделать совершенно бесплатно. Читайте подробности тут.