рабочая тетрадь по культурологии (Kulturologia_2)

Посмотреть архив целиком

44



Стр. 3



1. Культурология - это комплекс дисциплин, изучающих культуру, в который входят теория культуры, история культуры, культурная антропология, социальная антропология, социология культуры, прикладная культурология.

2. Культурология - это раздел дисциплин, изучающей культуру, культурология как раздел философии культуры.

3. Культурология - это самостоятельная научная дисциплина в системе социально-гуманитарных знаний.

Основные методы культурологии

Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.

1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом.

2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны.

3. Сравнительно-исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам.

4. Структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.

5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.

6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.

7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

Сущность культуры - это ее внутренняя структура, способ функционирования, посредством которого культура воспроизводится как целостная система.



Стр.4.



1. Культурология

2. Гуманитарная, самостоятельная

3. Изучает культуру, выявляет закономерности, прогнозирует

4. Способствует формированию мыслящего человека

5. Важная наука

1. Культура

2. Духовная, комплексная

3. Подчиняется законам, является продуктом прошлого, влияет на будущее

4. Культура существует в обществе

5. Уровень цивилизованности



  1. Теория культуры изучает возникновение, бытие и развитие культуры, ее взаимодействие с природой, человеком и обществом, подходы к ее изучению, методы исследования

  2. История культуры изучает культуру как систему, рассматривая особенности ее функционирования в определенные исторические периоды

  3. Культурная антропология изучает процессы становления и развития человека, общества и культуры

  4. Социа́льная антрополо́гия изучает человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие

  5. Социология культуры изучает социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности

  6. Прикладная культурология изучает организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга



Стр. 5



Разделы культурологи техники

Сферы знания

Фундаментальный аспект

Цель: исследование экстраутилитарных, то есть выходящих за пределы узкой специальности, ценностно-нормативных параметров этой деятельности

Онтология инженерной культуры

разнообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров

Гносеология профессиональной культуры

основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология профессиональной культуры

основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта

Семантика инженерной культуры

представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия

Антропология инженерной культуры

представления о личностных параметрах культуры, об инженере, как "производителе" и "потребителе" продуктов техносферы

Социология культуры

представления о социальной стратифицированности в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия

Социальная динамика профессиональной культуры

представления об основных типах социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика профессиональной культуры

представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности

Прикладной аспект

Цель: разрабатать методы, основания и технологии прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой

Прикладные аспекты культурологии техники

представления о культурной политике, функциях культурных институтов





Стр. 6



  1. Культура – это мир искусственных порядков (в виде материальных объектов, символов, идей, социальных структур, языков и пр.) созданный людьми и обеспечивающий коллективный (социальный) характер их жизнедеятельности.

  2. Культура – это комплекс способов и форм социальной интеграции, способный к социальному и историческому воспроизводству и прогрессивному развитию по пути структурно-функционального усложнения.

  3. Культура – это мир особых нормативных порядков и образов сознания созданный на основе критериев их приемлемости по социальной цене и последствиям.

  4. Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

  5. Культура – это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, обретенных знаний, образцов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

  6. Культура – это мир символических обозначений явлений и понятий, сконструированный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.

  7. Культура – это система взаимоувязанных и достаточно логически непротиворечивых процедур коллективного существования, обозначений и оценок, правил и социально-приемлемых технологий удовлетворения потребностей.

  8. Культура – это мир творческих новаций – способов и результатов познания, интеллектуальных и образных рефлексий бытия и его практического преобразования с целью расширения производства и потребления социальных благ.

  9. Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных процедур и способов их коллективного существования для достижения общих целей.

  10. Культура – это совокупность общепринятых норм и правил, мотивирующих и регулирующих поведение сообщества «достаточно» развитых личностей.



Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур

Типология – это система выделенных типов культур

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других.

Стр. 7



  1. Связь с религией

З. Религиозная и светская культура

  1. Регионально-этническая особенность

Е. Русская, французская культура

  1. Принадлежность к историческому типу общества

Ж. Культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества

  1. Хозяйственный уклад

А.Культура охотников, земледельцев, индустриальная культура

  1. Сфера общества или вид деятельности

И. Культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая

  1. Связь с территорией

Г. Сельская и городская культура

  1. Специализация

Д. Обыденная и специализированная культура

  1. Этническая принадлежность

В. Народная, национальная, этническая культура

  1. Уровень мастерства и тип аудитории

Б. Высокая, элитарная, народная, массовая культура



Основополагающий типологический критерий своей модели Ф. Ницше видит в способе восприятия, освоения мира, точнее — в природе мировосприятия. Ницше считает, что в основе мировосприятия и творчества лежат два "начала": аполлоническое и дионисийское, которым соответствует наличие в человеке двух различных естественно-природных оснований: мужского, олицетворением которого в греческой мифологии был Аполлон, и женского, олицетворением которого являлся Дионис. Для Ницше Аполлон — воплощение духа Эллады, солнечное существо, источник Света, носитель божественного откровения, небесной стихии, покоя, упорядоченности, меры, мудрого самоограничения, золотой середины. В аполлоническом восприятии мира господствует рациональность. В другом, диониссийском, мировосприятии — иррациональное, основанное на приоритете чувственного, начало. Это женское начало, ибо Дионис — бог земельной стихии, бог земледелия, плодородия, покровитель растительного мира, виноделия, виноградарства, бог чувственности, эмоций, буйства чувств, радости, веселья, всякого избытка, всякого нарушения меры.


Стр. 8

М. Вебер ввел термин “идеальный тип” — целостный образ, созданный воображением из отдельных, точно установленных черт. Это не логически выстроенная модель, а именно типы, образы, взаимоотношения которых напоминает символическую драму. В то же время, это имена, которыми можно пользоваться как названиями рубрик. Идеальный тип не может быть строго определен. Границы идеального типа зыбки.

Вебер создал идеальные типы целых культур (Индии, Японии, Китай, Ближний Восток, Западная Европа и т.п.). На основании чего им была произведена типология культур.



Типология культуры О. Шпенглера.

Критерием типологизации культур у О.Шпенглера - внутренний, психологический строй коллективной души народа. Суть культуры в этом плане — это стремление коллективной души народа к самовыражению.

Он считал, что нет единой общечеловеческой культуры, признавая изолированность всех культур и сходство лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.

Смерть каждой культуры и ее изолированность от других культур не могут обеспечить единства культурной и в целом исторической жизни человечества. О. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русско-сибирская культура.



Стр. 9



А. Тойнби сформулирол теорию круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходила в своем развитии стадии генезиса, роста, надлома, разложения, заканчивающегося гибелью и сменой.

Типологический подход Тойнби основан на сравнительном анализе. Он представил историю как конгломерат 13 самостоятельных локальных цивилизаций. Цивилизации часто могут быть шире государства и нации. Каждой цивилизации соответствует своя культурная общность. Тойнби считал возможным наличие диалога культур, преемственности традиции, что позволяло говорить о целостности истории и нелинейном варианте прогрессивного развития.



Типы

Название

Характеристика

Первичные, подготовительные

Египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры

Ни один из видов деятельности не является достаточно развитым и доминирующим

Одноосновные культурно-исторические типы (приоритет одного вида деятельности)

еврейская культура

Доминировала религиозно-мировоззренческая деятельность

Греческая культура

Ведущей деятельностью были искусство и философия

Двуосновные культурно-исторические типы (приоритет двух видов деятельности)

германо-романская (европейская) культура

Доминируют два вида деятельности — политическая и собственно культурная

Тетырехосновный культурно-исторический тип

Славянский культурно-исторический тип

Тип этот только формируется, но за ним — будущее.

В гармонии будут реализовываться все четыре вида деятельности: религиозно-мировоззренческая, искусство и философия, политическая, собственно культурная



Стр. 10



Период

Классификация внутри периода

Хронологические рамки

Первобытная культура

Палеолит

2 000 000 - 10 000 лет до н.э.

Мезолит

10 000 – 5 000 лет до н.э.

Неолит

8 000 – 3 000 лет до н.э.

Бронзовый век

конец 4 - начало 1-го тыс. до н. э. (в отдельных регионах позднее).

Железный век

нач. 1-го тыс. до н. э.

Древнеегипетская культура

Древнее царство

кон. 4-3-е тыс. до н. э.

Среднее царство

Нач. 3-го тыс. - 16 в. до н. э.

Новое царство

Нач. 16 в. - кон. 11 в. до н.э.

Шумеро-аккадская культура


3 000 – 2 200 лет до н. э.

Ассиро-вавилонская культура


19 - 6 вв. до н. э.

Античная культура

Древнегреческая культура

Крито-микенская культура

ок. 2800-1100 до н. э.

Гомеровская культура

11 - 9 в. до н. э.

Архаическая культура

8 - 6 вв. до н. э.).

Классическая культура

5 в. до н.э.

Эллинистическая культура

4 в. до н.э.

Культура Древнего Рима

Ранний (царский) Рим

8 – 6 вв. до н.э.

Ранняя республика

5 – сер. 3 в. до н. э.

Римская республика

Сер. 3 в. – сер. 1 в. до н. э.

Расцвет Римской империи

сер. 1 в. до н. э. – 2 в. н.э.

Упадок Римской Империи

2 в. н.э. – 5 в. н. э.

Средние века

Раннее средневековье

5 – 10 вв. н.э.

Расцвет средневековья

11 -13 вв. н.э.

Позднее средневековье

14 – 16 вв.

Возрождение

14 – 16 вв.

Новое время

Просвещение

18.

Новейшее время


20 – 21 вв.



Стр. 11

  1. «Технология случая»

Примитивная технология доисторического и протоисторического «дикого» человека. Ортега называет это время «технологией случая», поскольку «инженером» здесь выступает случай, в результате которого и происходят изобретения. Сам человек пока не отдавал себе отчет в существовании технологии как таковой и, соответственно, возможности преобразовывать природу по его желанию. Технические действия человека были слиты с его природными действиями. Все члены общины находились на примерно одном уровне, различались лишь мужские и женские обязанности (но у них и природные действия различны!). Постоянные и хаотичные манипуляции природными объектами по чистой случайности приводили к полезному изобретению, это вызывало волшебный трепет перед чудом, человек не воспринимал себя как Homo Faber («Человек творящий»), а потому не чувствовал ответственности за создание новых приспособлений.

  1. «Технология мастерового»

Это технология Древней Греции, доимперского Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос, однако соотношение между техническим и природным было пока не в пользу первого – человек еще слишком «природен», по крайней мере, так он себя ощущал. Люди не подозревали о существовании понятия «технологии», у них были лишь представления о неких неприродных действиях конкретных ремесленников. Однажды Сократ спорил с современниками, уверяя их в наличии абстрактной технологии, которая существует независимо от конкретных людей, владеющих ею. В этот период «технологии мастерового» на пошив обуви общество смотрело как на конкретный дар, присущий определенному человеку. Мастеровые были не творцами, а лишь продолжателями традиций, норм. Орудия расценивались как дополнение к человеку с его природными действиями.



  1. «Технология техника»

 На первый план выходит машина, человек лишь обслуживает ее. Приходит осознание того факта, что технология существует независимо от человеческой природы. То, на что способен человек, обладающий даром изобретательства, в принципе не имеет границ.



Стр. 13

Социокультурная динамика — это изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.

Прогресс – это (лат. - движение вперед) переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому и совершенному

Синергетический подход – это совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем. Психика, интеллект, культура изучаются как сверхсложные динамические системы и как антиэнтропийные факторы. В синергетических моделях культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа.

Стр. 14



  1. Идея цикличности цивилизационного процесса

Под историческим циклом понимается движение от одного разрешения кризисной ситуации (различные термины - революционный переворот, утверждение новой формации и т.п.) до следующего разрешения очередной кризисной ситуации (утверждение очередной системы). При этом проходятся более или менее похожие стадии (но каждый раз в конкретно неповторимой форме), по-разному называемые у различных авторов, такие как первоначальный достаточно существенный рост, замедление роста из-за накопления различных противоречий, предельное обострение противоречий (кризисная, революционная и т.п. ситуация) и разрешение кризиса. При этом каждая новая формация не всегда совершеннее предыдущей.


  1. Категорический эволюционизм

Представляет развитие культуры как процесс перехода от менее сложных культурных форм к более сложным, как переход от однообразности примитивных культур к разнообразию современного культурного мира, как наращивание приспособительных механизмов человека к природе. Считается, что эволюционный процесс обусловлен действием механизмов адаптации к окружению, имеющих и биологическую, и культурную форму. Оба типа механизмов считаются относительно взаимонезависимыми и по действию, и по последствиям.

  1. Социально-синергетические подходы

совокупность принципов, основой которой является рассмотрение сложных систем в социогуманитарной сфере как самоорганизующихся систем. Нелинейность, бифуркационные механизмы развития и эволюционные катастрофы вытекают из глобальной противоречивости социоприродных и внутрисоциальных отношений. Синергетика принимается в качестве универсальной теории, которую можно рассматривать как стратегию, позволяющую успешно анализировать поведение сложных систем и в социогуманитарной сфере.



Стр. 15

  1. Функционирование

  2. Накопление противоречий

  3. Кризисная ситуация

  4. Разрешение

  1. Позитивные творцы истории

  1. египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, 10) германо-романский, или европейский, 11) мексиканский и перуанский,

Только народы, составлявшие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человече­ства; каждый развивал самостоятельным путем свою духовную природу и влиял на внешние условия, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу.


  1. Негативные творцы истории

гунны, монголы, турки

Разрушают «борющиеся со смертью цивилизации» и после этого «скрываются в прежнее ничтожество»

  1. Народы, творческий дух которых задержался в развитии на ранней стадии

финские и многие другие, имеющие еще меньше значения

племена, которым (потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычай­но ранний период их развития) не суждено ни зиждительного, ни разрушительного величия – ни положительной, ни отрицательной исторической роли.




Направление

Создатели

Соответствие

  1. Антропология

Д. Э.Тайлор, Г.Спенсер, Л.Морган


  1. Функционализм

В. Э. Дюркгейм, Радклифф-Браун, Б.Малиновский


  1. Глобальный эволюционизм

Г. Н.Н.Моисеев, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, В.М.Бехтерев


  1. Синтетическая теория

А. Джулиана Гексли


  1. Неоэволюционизм

Б. Дж. Стюарт, М.Салинс, М.Харрис




Стр. 16

Задание 5.

П.Сорокин считал основой социокультурной динамики изменения ценностной доминанты в культуре, так как именно ценность пронизывает культуру одним основополагающим принципом, формируя ее как единство. Он показал динамику смены трех типов культурных суперсистем: идеациональной, идеалистической и чувственной.

Открытость системы - способность системы обмениваться с окружающей средой веществом (а также энергией и импульсом) в неравновесных (неоднородных) условиях, что приводит к возникновению необратимых процессов в системе.







Неустойчивость системы

неспособность системы восстанавливать исходное (или близкое к нему) состояние после какого-либо достаточно незначительного возмущения, вызвавшего отклонение исходных (текущих) параметров системы, после чего данные отклонения увеличиваются со временем.



Бифуркация - (от лат. bifurcus – раздвоенный) – переход динамической системы в одно из множества возможных качественно иных состояний при малом изменении параметров системы. Упрощенно, – точка, в которой незначительное воздействие на систему может качественно изменить систему и направить ее развитие по одному из нескольких возможных (иногда непредсказуемых, непредвиденных) путей.

Нелинейность характеристика системы, определяющая то, что процессы в системе могут быть описаны только нелинейными дифференциальными уравнениями, которые в общем случае имеют множество решений, что может интерпретироваться как множество возможных путей изменения состояния системы.

Катастрофа - (от греч. katastrophe - поворот, переворот) – резкое изменение в поведении (скачкообразное изменение параметров) открытой динамической системы в результате внешнего воздействия на систему (изменеия внешних условий).



Стр. 18



Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами


Ценностное ядро культуры – это система ценностей, воплощающая хронотип культуры, то есть специфику ее локализации в мире (Север, Юг, Восток, Запад, континентальное, морское, горное, равнинное и т.п.) и пребывания в потоке всемирной истории, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик.


Инкультурация – это процесс освоения человеком — членом конкретного общества — основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.


Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Стр. 19

Задание 1.


Мир культуры человека — это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи — все то, что можно назвать бытием культуры.

В этом бытии отражены представления о мире, складывающиеся столетиями в условиях определенного природного и исторического взаимодействия.

1) традиции и ритуалы.

Традиции - это поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни отношений.

Ритуал - Одна из форм символического действия, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий.

2) нормы и ценности

Нормы - это определенные образцы, правила поведения или действия.

Ценность - общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

3) творения и вещи


Задание 2.


Значения

Ценности и нормы

1) значения в узком смысле слова, такие как значение философии Платона, христианского Символа Веры, математической формулы или теории прибавочной стоимости Маркса.


2) значимые ценности, такие, как экономическая ценность земли или другой собственности, ценность религии, науки;

3) нормы, на которые ссылаются как на стандарт, такие, как нормы морали и права, нормы этикета, технические нормы.



1) витальными?

жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

2) социальными?

социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

Стр. 20

  1. Экономическими?

равные условия для товаропроизводителей, благоприятные условия для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;

  1. Политическими?

патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир;

  1. Моральными?

добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

  1. Религиозными?

Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и Священное Предание;

  1. Эстетическими?

красота, гармония, стиль и т.д.

Задание 4

Доллар – символ стремления к богатству

Статуя свободы – сивол равных возиожностей

Автомобиль – символ успеха и прогресса

Храм – символ веры

Икона (мать с младенцем) - символ любви, бескорыстия и заботы

Березка, пшеничное поле - символы любви к своей земле

Китайская стена – символ изолированности и трудолюбия

Статуя Конфуция - приверженность конфуцианству

Дракон – символ преемственности поколений в семье, защиты, добра и мудрости

Цветок сакуры – символ чистоты, красоты и праведной жизни

Хризантема – стремление к мудрости и счастью

Самурай – символ верности долгу и непоколебимой стойкости


Задание 5.

  1. Нравственность – Б. Русское слово …

  2. Мораль – В. Латинское слово …

  3. Этика А. Греческое слово …

Стр. 21



  1. Идеациональной культуры?

высшей ценностью в ней становится Бог и вера

  1. Чувственной культуры?

преобладает ценность чувств: смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем, то есть сенсибильный пласт бытия

  1. Ее ценности — это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

Задание 7

1. Честность

4. Бескорыстность

7. Внимательность

2. Открытость

5. Доброта

8. Заботливость

3. Дружелюбие

6. Щедрость

9. Преданность



Задание 8.

Творчество – это процесс создания чего-то качественно нового для самого создателя на основе своих представлений о том чего хочется достичь.

Личность – это результат осмысленной деятельности человека в обществе по достижению определенных целей (творческих, материальных, политических).

Только в исключительно узких областях деятельности, таких как игра, человек может чувствовать себя свободным в творчестве, потому что материальные, временные и другие рамки ограничивают свободу творчества.

Стр. 22

Задание 9.

Шекспир У. «Ромео и Джульетта», «Ричард III», «Генрих IV», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»

Лермонтов М.Ю. «Исповедь», «Мцыри», «Герой нашего времени»

Толстой Л.Н. «Хаджи-Мурат», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича»

Стейнбек Д.Э. «Гроздья гнева», «Жемчужина»

Драйзер Т. «Сестра Кэрри», «Американская трагедия»



Язык культуры – это те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

Семиотика (греч. — знак) — наука о знаковых системах или семиозисе культуры (то есть процессах порождения знака) и знаковой — лингвистической и нелингвистической — коммуникации.

Герменевтика (греч. — истолковательное искусство) — традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних, напр., Гомера, Библии и др.).

Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (сообщений, знаний, образов).

Задание 1

Символ

Название

Характеристика

1.

Анх (анкх), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из древнего Египта

Крест анх олицетворял совершенного человека с доминирующим в нём Духовным началом.


2.

греческий крест 

В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа, позднее символ светской, земной власти, но полученной от Бога.

3.

латинский крест

латинский крест — символизирует человека с распростертыми руками и является прямым образом Страстей Христовых.

4.

Крест святого Петра

Крест святого Петра – перевернутый латинский крест. С IV века он является одним из символов святого Петра, который, как полагают, был распят головой вниз на перевернутом кресте в 65 году н. э. во время правления в Риме императора Нерона.

5.

Крест евангелистов

Крест евангелистов. Символическое обозначение четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

6.

Архангельский крест

Архангельский крест символизирует архангелов — покровителей христианской религии. На нем изображены три ступени христианских "добродетелей" - Вера (самая высшая), Надежда, Милосердие.

7.

Архангельский крест

Архангельский крест - другой вариант изображения

8.

Мальтийский крест (также называют восьмиконечным)

Мальтийский крест использовался некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов — членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна).

9.

Тевтонский крест


Тевтонский крест — знак духовно-рыцарского Тевтонского ордена, основанного в конце XII века.


10.

Патриарший (анжуйский, лотарингский) крест

Патриарший крест используется архиепископами и кардиналами. Верхняя перекладина представляет собой титулус (доску для написания имени), введенную по распоряжению Понтия Пилата.

11.

Папский (тройной) крест

Папский крест используется в процессиях, в которых участвует папа. Три перекрестные линии символизируют власть и Древо Жизни.

12.

Православный (русский, восточный) крест (крест святого Лазаря)

Православный крест. Этот восьмиконечный крест – крест русской православной церкви. Символ православной церкви в Восточном средиземноморье, восточной Европе и России.

13.

Православный (русский, восточный) крест (крест святого Лазаря)

Православный крест. Другой вариант изображения

14.

Андреевский (диагональный, косой) крест

Андреевский крест. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей.

15.

Ке́льтский крест (Крест Святого Колумба)

Ке́льтский крест (Крест Святого Колумба) является характерным символом кельтского христианства, хотя имеет более древние языческие корни. Символизирует солнце, воздух, землю и воду в единстве. Обозначает цикличность и замкнутость. Крест появился в Ирландии, до VIIIвека.

16.

Девятиконечная звезда



Девятиконечная звезда – символ

Веры Бахаи.

Баха́и (бахаизм, бехаизм) — монотеистическая религия, основанная Бахауллой (18171892)

17.

Дхармачакра (колесо закона)

Дхармачакра - Символ буддизма.

Восемь спиц — следование восьми «благородным принципам».

18.

Тау-крест (Антониевский крест, крест виселицы, ветхозаветный крест)

Тау-крест .

Получил название 1) от греческой буквы ТАУ, 2) в честь основателя христианского монашества Антония Великого, жившего в IV веке.

Стр. 23

Как Вы думаете…

Крест — универсальный символ, и он присущ почти всем культурам, свидетельствуя об одинаковом устройстве человеческого разума и его творческих проявлениях. Кроме того, крест – это один из важнейших религиозных христианских символов, а христианство – одна из крупнейших мировых религий.

Стр. 24

Задание 2.























Задание 3

Квартира, папа, мама, дочка, диван, телевизор, книга, кот, сосед, дверь.

В одной трехкомнатной квартире жили папа, мама и дочка – Венечка. Папа каждый день уходил утром на работу и возвращался поздно вечером, а мама работала в поликлинике и уходила то утром, то после обеда. Родители запрещали дочке выходить из дома, когда их нет. Венечка обычно сидела дома на диване, смотрела телевизор или играла со своим котом – Джонтусом. Но сегодня она решила пойти в кино – родителей дома не было. На лестничной клетке она встретилась с соседом-алкашом дядей Сашей. Она сказала ему, что идет в кино, и что родителей нет дома. Сосед очень сильно мучился с похмелья, но денег, как это водится, у него не было. И он решил немножко поживиться за счет соседей – ему нужно было только 200 рублей. Лишнего бы он не взял. Когда-то он был хорошим слесарем, поэтому вскрыть Венечкину дверь было нетрудно. Но Алкаш не знал, что кот Джонтус – это заколдованный тигр, который был превращен в домашнего кота волшебником, когда в лесу не стало нужного количества добычи. В комнате было темно, и Джонтус зарычал так, как будто тигр хочет съесть медведя. Дядя Саша упал в обморок и пролежал так до прихода папы. Папа очень разозлился на соседа, но не стал его бить, а дал денег «на опохмелку», потому что понял, что Алкаш без «водовки» умрет.

Стр. 25

Семиотика

синтактика

семантика

прагматика

изучает внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям

изучает знаковые системы как средство выражения смысла

изучает отношения знаковых систем с теми, кто их использует



ЗНАКИ

знаки-копии

(«иконические»)

знаки-индексы

(знаки-признаки)

знаки-символы

(неразвернутые знаки)

Создаются по по принципу подобия: отпечаток пальца, фотография

в этих знаках фиксируются причинно-следственные отношения: «если... то...», например все народные приметы)

в этих знаках присутствует смысл, содержание, образ (например, количество куполов православной церкви, символика цвета, символика жестов и т.д.).



Класс языков

Сущность

Сфера применения

Естественные

Русский

1. Расчленяет мир на отдельные понятия

2. Создается и изменяется непрерывно и независимо от воли людей

3. Обеспечивает мыслительную деятельность

Коммуникация в обществе, исполнение религиозных обрядов

Английский

Французский

Искусственные

Язык прграммирования

1. Создаются конкретными людьми

2. Изменения происходят по воле людей


Управление компьютерами, научные исследования, техническая коммуникация, организация уличного движения, война

Язык математических формул

Азбука Морзе

Система дорожных знаков


Условные сигналы

Вторичные

миф

Являются результатом длительной творческой деятельности большого количества людей

Система воспитания, исполнение религиозных обрядов.

религия

искусство


Стр. 26

Природа

Искусство

Куриное яйцо – длина, ширина

Пирамида Хеопса – высота, сторона основания

Варан (ящерица) - длина хвоста и длина тела

Храм Парфенона – высота и ширина фасада

Давление (у здорового человека) верхнее и нижнее

Дом Пашкова в Москве – высота и ширина фасада, флигелей, башенки.

Длина кисти и длина предплечья

Джоконда (специальный разворот, и обрез фигуры) – ширина тела, голова; высота и ширина лица; видимая часть тела – высота и ширина.

Длина предплечья с кистью и длина плеча (части рук)

Афина Парфенос – от основания до пояса, от пояса до макушки


Искусство – это один из элементов культуры, степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.

Техническое искусство – это статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности. 

Кинетическое искусство – это направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих.

Социокультурные смыслы искусства - это бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.



Виды искусства

Знаковый материал

Графика

Линии и штрихи на плоскости

Живопись

Штрихи и цвета на плоскости

Скульптура

Объемные формы из твердых материалов

Художественная фотография

Техническое воспроизведение объектов на плоскости

Декоративно-прикладное искусство

Обработка поверхностей технических объектов

Архитектура

Объемные строительные сооружения

Парковое искусство, икебана

Композиция растений

Дизайн

Художественная обработка предметов окружающей человека обстановки


Стр. 27

1. Аудиальные.

Музыка, вокал (безтекстовый)


2. Словесные

Литература художественная, проза, поэзия, художественное чтение

3. Синтетические

словесно-музыкальное искусство, актёрская игра, сценические искусства, экранные искусства, создание виртуальной реальности

4. Визуальные

Живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, архитектура и др.; 


Триллер «Исчезнувшая» (режиссёр Дэвид Финчер), «Капитан Филлипс» (режиссёр Пол Гринграсс), «Пленницы» (режиссёр Дени Вильнёв)


Шлягер «Трава у дома» (Земляне), «Поворот» (Машина времени), «Школьный бал» (Самоцветы), «Клен» (Синяя птица), «Атас» (Любэ)


Комикс «Страх низких людей», «Предсказуемость прекрасна», «Похороны упрямого деда» (Пирожков)


Старизм Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Джейсон Стэйтем, Джет Ли


Имидж «Шварценеггер – супермен», «Анжелина Джоли – красавица», «Мадонна – идеальная невеста» 

Китч «Спасти рядового Райана», «Рота героев» - халтура на тему Второй Мировой войны.


Стр. 28

А. Кинематограф, телевидение, художественная фотография

Б.  В кинематографе происходит пластическое воспроизведение реальных событий с помощью таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж; телевидение близко к кинематографу, но более оперативно; художественная фотография сродни живописи, но результат получается с помощью технических и программных (фотошоп) средств.


Задание 5.


А. «Элитарная культура» - субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход ее к иному качеству. «Массовая культура» – субкультура, обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества и противостоящая элитарной.


Б. «Человек толпы» означает у Ортеги-и-Гассета не социальную принадлежность, а тот человеческий тип - заурядный человек с невысокими эстетическими запросами - который господствует в ХХ веке во всех, в том числе, и аристократических слоях общества.


В. Любое новое искусство делит публику на тех, которые его понимают, и тех, которые не способны его понять. Понимающих - меньшинство. Они чувствуют себя ущербными. Под «дегуманизацией искусства» понимается это обращение к особо одаренному меньшинству, и «неуважение» к большинству публики.


Задание 6.


1. Кратер из Орвьето с изображением Геракла и аргонавтов. Аполлон и Артемида, убивающие детей Ниобы. Свободный подстиль. (Около 455-450 гг. до н.э.). (Классическая культура). Париж, Лувр.


Артефакты культуры: храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), храм Афины Парфенос (Афины Девы), Парфенон, Эрехтейон, храм Артемиды в Эфесе, гробница Мавсола, статую Афины Парфенос, статуя Афины Промахос (Афины Воительницы).


2. В.Л.Боровиковский. Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной (1797), (Русский классицизм). Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва


Артефакты: Д.Левицкий. «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» (1783), И.Мартос. «Надгробие С.С. Волконской» (1782), Дом Пашко́ва (1784-1786, Москва), Царское Село (музей-заповедник) ( XVIIIXIX вв., Пушкин), Главное Адмиралтейство ( XVIIIXIX вв.), Здание Главного штаба (1819-1829), Казанский собор (1801-1811), Аничков дворец (1741-1751) (все - Санкт-Петербург).


3. Собор Парижской Богоматери,  (1163-1345), (Расцвет средневековья, Готика), Париж.


Артефакты: Церковь капеллы Сен-Шапель в Париже (1245-1248), Собор в Реймсе (1211-1311),  капелла Людовика IX, (1243-1248).


4. Группа из пяти оленей. Наскальная живопись. 15 000 - 18 000 лет до н.э., (Палеолит), пещера Ласко, Франция.


Артефакты: наскальные рисунки во многих районах мира – в Сибири, Северной Африке, Европе, Южной Америке.


5. Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы Джокондо Мона Лиза (1503 - 1519). Доска (тополь), масло. (Возрождение). Лувр, Париж


Артефакты: Леонардо да Винчи - «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») (1473-1478), «Мадонна Лита» (1485-1490), «Тайная вечеря» (1495-1497); Рафаэль Санти. «Сикстинская мадонна», (около 1513); Микеланджело Буонарроти - «Давид» (1501—1504) , росписи потолка Сикстинской капеллы в Риме (1508-1512), «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия» (1505-1545).

Стр. 30


6. Винсент Ван Гог. Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889, холст, масло, (Новое время). Филадельфия, Филадельфийский Музей изобразительных искусств, США


Артефакты: Винсент Ван Гог - «Едоки картофеля» (1885), «Пейзаж в Овере после дождя» (1890), «Хижины» (1888), «Прогулка заключенных» (1890), «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889); Поль Сезанн - «Берега Марны» (1888), «Натюрморт с корзиной фруктов» (1888—1890), «Курильщик» (1895—1900), «Игроки в карты» (1890—1892); Эжен Анри Поль Гоген - Кафе в Арле (1888), Женщина с цветком (1891), Забава злого духа (1894), Натюрморт с попугаями (1902).


















Стр. 32

Наука – это сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний об окружающей действительности.


Религия – это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).


Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.


Научная картина мира – это  система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.


Задание 1.


Мировоззренческая - выработка своеобразной совокупности взглядов, оценок, норм, установок, которые определяют понимание человеком мира, ориентируют и регулируют его поведение.


Компенсаторная - религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.


Коммуникативная - люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии.


Регулятивная - создание и обоснование норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.


Интегративная - обеспечение стабильности в обществе путем объединения близких по взглядам, нравственными установкам, верованиям людей.


Идеологическая – оправдание, одобрение или осуждение общественных отношений, тем самым оказывая влияние на сознание масс и на их участие в общественно-политических процессах.


Культурная - воздействие на развитие письменности, живописи, музыки, архитектуры; сохранение ценностей религиозной культуры; накопление и трансформация культурного опыта.


Стр. 33

Задание 2.

Типы религий

Основные направления

Время появления

Краткая характеристика

Родоплеменные

магия

тотемизм

анимизм

фетишизм


40 000 – 1 000 лет до н э.

Все эти формы не распространялись за пределами рода или племени, поэтому их называют родоплеменными религиями.

Национальные

Ранние (древнеегипетская, древнегреческая и т.д.)

Индуизм

Даосизм

Конфуцианство

Синтоизм

Иудаизм

3000 лет до н.э. – VII в. н.э.

Религия, влияя на обыденную и профессиональную культуру, переплетается с жизнью государственно-организованных этносов

Мировые

Буддизм

Христианство

Ислам

VI в. до н.э. – VII в. н.э.

Большая часть человечества является приверженцами одной из этих религий


Задание 3.


Магия

Анимизм

Тотемизм

Фетишизм

Вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу, применение различных ритуалов, использующих власть этих сил для достижения человеческих целей.

Вера в существование душ и духов. Жизнь человека продолжается и после физической смерти, а наряду с физическим миром существует и потусторонний.

Вера в то, что род происходит от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ним в родственных отношениях.

Вера в магическую силу определенных вещей, их особое значение и слепое поклонение им.


Стр. 34


Задание 4.


Доклассический период – 1. Античная наука (VI в. до н.э. – II в. н.э.) – зарождение и развитие математики, логики, физики, этики, философии. 2. Средневековая наука (до XVI в.) - зарождение экспериментальной науки, становление рационалистического метода исследования.


Классический периодXVII-XIX вв. - научно-техническая революция, построение механической картины мира, становление классического детерминизма; новый уровень исследований по химии и биологии.


Неклассический период – (около 1915 – около 1970) – переворот в представлении о пространстве, времени, строении материи; осознание ограниченности применения классической механики для исследования микромира.


Постнеклассический период – (около 1970 – по н.в.) – объединение смежных областей различных наук для дальнейших исследований. Появление кибернетики, синергетики, квантовой биологии.



Задание 5.


Служители культа долгие столетия имели власть (или были рядом с ней). Но, с развитием науки их влияние уменьшалось. Именно это стало главным источником конфликта между религией и наукой в прошлом. Сейчас церковь отделена от государства. Роль церкви – быть опорой нравственности. Наука здесь не дает четких установок. Причин для конфликта нет. Остается только поле для споров.


Задание 6.


Наука

Религия

Мир существует вне зависимости от нашего сознания и его можно изучать

Мир познаваем настолько, насколько это разрешено создателем

Любое явление определяется и вытекает из других

Все может быть сотворено, мир создан из ничего

Научное положение необходимо доказать

Религиозные положения берутся на веру

При одинаковых условиях событие повторяется

Все в руках создателя, все зависит от его воли. Все может измениться

Формулируются общие для данных условий законы

Все существует до тех пор, пока дозволено. Солнце может взойти на Западе.

Система не сводится к сумме элементов, в ней появляются новые свойства

Все новое появляется по воле создателя

Научные истины меняются

Истины веры незыблемы

Развитие науки определяется потребностями общества

Религиозные постулаты непреклонны при любых потребностях общества


Стр. 35

Вывод.


Наука – это инструмент (средство) познания реального мира, решающая возникающие практические задачи. Религия (в настоящее время) определяет основные нравственные правила жизни людей, позволяет каждому чувствовать себя человеком. Религия уже (по большей части) не средство познания мира. Эти феномены (наука и религия) могут развиваться параллельно и сосуществовать.


Стр. 38

Ответ:


Наука изучает объективный мир, но она не дает нравственных ориентиров. Религия не может являться надежным инструментом исследования объективного мира, но она дает высшие принципы оценки устремлений и поступков человека. Религия и наука влияют друг на друга. Религия прививает исследователю стремление к истине. Наука дает религии возможности развиваться и влиять на исследователя. Религия и наука могут сосуществовать в современном обществе.


Стр. 41


Ответ:


Автор рассматривает только мировые религии. Он не рассматривает религии варварских народов, которые занимались (еще совсем недавно), например, каннибализмом или жертвоприношением людей. При этом он считает, что религия не мешает, а, наоборот, помогает научному изысканию. Из его рассмотрения вышел многовековой этап борьбы религии и науки (суды Святой инквизиции и т.п.). В настоящее время, конечно, религия и наука – не враждебные лагеря. В понимании автора все религии положительно влияют на культуру. Он не упоминает о религиозных войнах, во время которых сжигались города, уничтожалось поголовно население этих городов, уничтожались произведения искусства (например, Крестовые походы), что сейчас в межконфессионной борьбе взрываются шедевры мирового уровня.

Как я его понимаю, автор считает, что, в настоящее время, вера необходима ученым и художникам, а ее отсутствие приведет к роковым последствиям для культуры и науки. Я полностью согласна с этим.



Техника – это (в узком смысле) инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы.


Техника – это (в широком смысле) инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики.


Социокультурная среда культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек.


Техносфера – это сфера, которая содержит искусственные технические сооружения, которые изготавливаются и используются человеком


Техницизм и антитехницизм – это две противоборствующие установки в оценке роли техники в человеческом обществе и перспектив ее развития . Техницизм - выражение некритической веры в безусловную благотворность развития техники для человечества. Антитехницизм - выражение технофобии, недоверия, боязни и страха перед очевидными и непредсказуемыми опасностями новых технологий.


Стр. 42


Задание 1.


Техницизм

Антитехницизм

1. ЗА

2. ЗА

- каждое новое поколение технических устройств увеличивает общую сумму благ;

- освобождает человека от тяжелого, рутинного труда и предоставляет время на саморазвитие;

- новые технологии являются экологически более чистыми;

- новые технологии позволят оградить человека от работы в опасных условиях.

- технические устройства (атомные реакторы и т.д.) могут быть опасны, приводить к тяжелым последствиям для природы и человечества;

- развитие техники может привести к тому, что человек не сможет ее контролировать;

- в сложнейших технических системах (средства вычислительной техники) преступники (или государство) может незаметно следить за людьми.

2.ПРОТИВ

2. ПРОТИВ

- деградация большинства человечества – меньше двигается, меньше думает, меньше общается;

- само по себе развитие техники не может разрешить социальных противоречий;

- нельзя считать, что развитие техники – это определяющее в развитии общества.



- рост населения, сокращение природных запасов углеводородов требует развития атомной энергетики;

- развитие техники может сопровождаться развитием науки, которая уменьшит вероятность выхода техники из-под контроля;

- разработка соответствующих программных средств уменьшит возможность незаконного влияния на частную жизнь.


Задание 2.


Аспект изучения техники

Предметная область

Наука

Инструментально-технологическое измерение

онтологическая природа технического объекта

Технические науки

Естественное (природное) измерение

взаимоотношение "техника — природа"

Естествознание и инженерная экология

Индивидуальное человеческое измерение

взаимоотношение "техника — человек"

антропология, психология, физиология, эстетика, эргономика и др

Социальное измерение

отношение "техника социальное бытие"

социология, экономические науки, политология, культурология

Культурное измерение

отношение "техника социокультурный мир"

культурология


Стр. 43



Задание 3.


1. Техника – это результат творческой деятельности человека по получению изделий, облегчающих жизнь; приобретению навыков и умений по их обслуживанию; формированию процесса создания новых изделий.


2. Техника – это степень достижения мастерства в выполнении каких-либо действий по создании чего-либо.


3. Техника – это средство расширения человеческих возможностей и развития природных задатков человека.



Задание 4.


1. Как социокультурная ценность - Техника – это 1) инструменты, машины, помогающие человеку в жизни; 2) знания и умения по их обслуживанию; 3) процесс разработки, изготовления и использования их для получения новых предметов.


2. Как степень совершенства способа деятельности - Техника – это умение (мастерство) в выполнении каких-либо действий – в разработке технических изделий, в приготовлении пищи, в руководстве людьми.


3. Как степень развития человека - Техника – это инструмент, расширяющий человеческие возможности, и создающий условия для развития его способностей, а также средство реализации природных задатков человека.



Задание 5.


1) фотокамера – глаз;

2) музыкальный орган – голосовые связки и гортань;

3) сеть коммуникации – нейронная сеть (сеть нервных клеток);

4) компьютер – человеческий мозг.


Приведите свои примеры:

Чашечные весы – две ладони; лезвия ножей – зубы; ковш, скрепер – ладонь; пылесос, вентилятор – органы дыхания.


Стр. 44


Задание 6.


А. Человек творит, приспосабливая природу к своим нуждам. Человек и техника сливаются. Технические действия предназначены для того, чтобы создать новые возможности. Человеку предначертано быть существом «сверхъестественным» и одновременно естественным – онтологический кентавр!


Б. Техника, в понимании технических устройств, увеличивает физические возможности человека, берет на себя решение простых интеллектуальных задач (расчеты, шахматы), является средством повышения производительности труда.


Задание 7.


А. «Мегамашина» – это общество с жесткой вертикалью власти, где унифицируются все люди, превращаются в «вещи», которые можно использовать для выполнения заданий и поручений как «покорное стадо».

Б. Модель «мегамашины» впервые возникает во времена фараонов, когда все общество жестко иерархично и по воле фараона «покорное стадо» создает «одно из семи чудес света». Такя же «мегамашины» при Петре I, когда губится полстраны для строительства на болотах «Великого» города.


В. Древние царства, Российская империя (везде - крайне низкий уровень развития производственных отношений). Нацистская Германия - мысль, овладевшая массами, стала силой: «Мы – высшая раса господ». Все были готовы стать солдатами (рабами) «Великого Фюрера».


Задание 8.

Стр. 47



Ответ.


1. Проблема была важна всегда. В Историческом музее представлены изделия из металла древних цивилизаций. В основном – это оружие. Первое использование атомной энергии – уничтожение Хиросимы и Нагасаки.


2. Исключительно. Управляемый термоядерный синтез принесет человеку неограниченные энергетические возможности, но вместе с тем средство уничтожения мира.


Задание 9.


Написание сложных программ. Использование «Фотошопа» для «улучшения» внешности. С помощью этого средства можно так преобразовать портрет, что можно будет сказать словами поэта: «Но это зеркало мне льстит». Создание мультипликационных фильмов с помощью программных средств. Обработка музыкальных произведений. Преобразование голоса такое, что из Волка можно сделать Козочку.


Стр. 49



Культура – это мир, охватывающий результаты деятельности человечества, выступающие как ценности; степень совершенствования способов деятельности; степень развитости духовной составляющей личности.


Цивилизацияодна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.

Задание 1.


Н.Я.Данилевский – «Россия и Европа» (1869); Арнольд Джозеф Тойнби – «Постижение истории» (1934-1961); Освальд Шпенглер - "Закат Европы" (1914); Л.Н.Гумилев – «Этногенез и биосфера Земли» (1989); Элвин Тоффлер – «Третья волна» (1980); Ю.В.Яковец - "Циклы. Кризисы. Прогнозы (1999).


Задание 2.


По О.Шпенглеру мы относимся к Русско-Сибирской цивилизации. Если наше государство начало резко развиваться и стало мощным примерно к 1500 гг., то наша цивилизация (по Шпенглеру) находится рядом с точкой перехода из рассвета («лета») в старение («осень»).


Задание 3.


Все три приведенных высказывания близки по своей сути. Если выразиться кратко – индивидуальный труд (пошив одежды, резка ложек и т.д.) сменяется коллективным трудом (это предопределено развитием техники), который уничтожает дух культуры, поскольку при таком производстве нет возможности творческой деятельности. «Аристократы духа» когда-то творили для избранных, создавая шедевры и не думая о рабах (крепостных, нищих рабочих). Сейчас потребителями культуры являются работающие «как ишаки» «массы» (и владельцы, и менеджеры, и рабочие – борьба за рынок), которые не могут уделять много внимания своему культурному развитию. Им после напряженной (далеко не всегда творческой) работы ближе расслабляющая «Лаванда», а не заставляющая напрягать мозги «Пятая симфония Бетховена».

Я не совсем с этим согласна - И в наше время появляются произведения искусства - но глубокий смысл в этих высказываниях есть.


Стр. 51


Культура

Цивилизация

I. Происхождение

- родилась из культа, истоки ее сакральны,

благородное происхождение;

- первичная связь с жизнью религиозной;

- религиозные основы, иерархический

характер культа.

I. Происхождение

- не имеет благородного происхождения;

- происхождение мирское;

- родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа

II. Сущность:

1. Культура символична

- духовная жизнь выражена не реалистически, а символически

- достижения символичны

2. Явление глубоко индивидуальное и неповторимое

- имеет душу

II. Сущность:

1. Нет связи с символикой культа.




2. Явление общее и повсюду повторяющееся

- имеет лишь методы и орудия

III. Движение:

- идет сверху вниз;

- путь аристократический

III. Движение:

- идет снизу вверх;

- путь буржуазный и демократический

IV. Традиции и преемственность

- культ есть куль предков , почитание

могил и памятников, связь сынов с отцами;

- основана священном предании, ей

дорого увековечивание, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников;

- дорожит своей преемственностью;

- всегда стремится к воскресению.

IV. Традиции и преемственность

- нет предков;

- возникла как будто сегодня или вчера. Все в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня;

- дорожит своим недавним происхождением;

- всегда стремится к достижению материальных благ.


Задание 5.

Цивилизация




Интравертная

Экстравертная




Дальневосточная (Япония, Корея), Китайская, Индская, Индуистская

Египетская, Шумерская, Вавилонская, Эллинская, Арабская,









Задание 6.


1. Особое представление о природе. Мир, Природа – это поле для приложения сил человека.

2. Человек - активное существо, призванное преобразовать мир.

3. Деятельность человека направлена на преобразование предметов, а не на совершенствование самого человека.

4. Делается акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого, социокультурного измерения.


ТЕСТЫ


ТЕСТЫ ПО МОДУЛЮ 1


1. Какие области знания можно выделить?

а) все перечисленные;

б) естественнонаучную и техническую;

в) социальную и гуманитарную.


2. Специфика социогуманитарного знания заключается в том, что:

а) все перечисленное;

б) человек является субъектом и объектом познания;

в) эта область знания имеет оценочный характер;

г) существует своя методология.


3. К. Поппер делил науки на:

а) пронатуралистические и антинатуралистические;

б) точные и сомнительные;

в) естественные и гуманитарные.


4. Культурология - это:

а) комплекс дисциплин, изучающих культуру, в который входят теория культуры, история культуры, культурная антропология, социальная антропология, социология культуры, прикладная культурология;

б) раздел дисциплины, изучающей культуру, культурология как раздел философии культуры;

в) самостоятельная научная дисциплина;

г) все перечисленное.


5. Кто из ученых ввел термин и выделил культурологию как самостоятельную науку?

а) Л. Уайт;

б) Э. Дюркгейм;

в) М. Вебер.


6. Первоначальное значение термина "культура" фиксировало степень влияния человека на природу через:

а) обработку, возделывание почвы;

б) подражание;

в) украшение.


7. Кто из ученых придал термину "культура" ценностную окраску, указывал на то, что культура возвышает человека, выступает как результат его собственной деятельности?

а) С. Пуффендорф;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) Вольтер.


8. Кто из ученых проанализировал культуру с четырех точек зрения: временной или вневременной, обобщающей или уточняющей?

а) Л. Уайт

б) Э. Трельч

в) К. Ясперс


9. Как называется область научного познания, где изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде?

а) социология

б) философия

в) антропология


10. Кто из английских антропологов является автором трудов "Первобытная культура", "Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)"?

а) Г.Г. Гадамер

б) Э.Б. Тайлор

в) М. Мид


  1. Какая классификации определений культуры не входит в классификацию А. Кребера и К. Клакхона?

а) мифологические, религиозные и трансцендентные определения

б) описательные, исторические и нормативные определения

в) психологические, структурные и генетические определения

  1. Какая культурологическая школа опиралась на тезис родоначальника немецкой культурной антропологии В. Дильтея о принципиальном несовпадении предмета "наук о духе" и "наук о природе"?

а) культурно-историческая школа

б) социологическая школа

в) антропологическая школа

6. Теория "культурных кругов" Ф. Гребнера развивалась как направление:

а) диффузионизма

б) структурализма

в) функционализма

  1. Кто считается основателем социологической школы?

а) П. Сорокин

б) Платон

в) А. Вебер

  1. Кто из ученых является автором работы "Протестантская этика и дух капитализма", основателем "понимающей социологии"?

а) М. Вебер

б) Т. Парсонс

в) М. Хайдеггер

  1. Харизматический тип господства по М. Веберу:

а) основан на эмоциональном восприятии власти, когда господствующие используют свои способности убеждать и увлекать массы подданных

б) основан на рациональном восприятии власти, определяется интересами господствующих и подчиненных

в) базируется на незыблемости традиций

  1. Какие перечисленные авторы являются представителями структурально-символического направления?

а) Э. Кассирер, К. Леви-Строс, Р. Барт, Ж. Лакан, Ю.М. Лотман

б) Ф. де Соссюр; Ч. Пирс, Ч. Моррис, Г. Фишер; М. Блок

в) все перечисленные

  1. Что не является сущностной характеристикой культуры?

а) физиологическое существование человека

б) содержательное наполнение совместной жизни людей

в) ненаследуемая биологически информация

  1. Что такое артефакт?

А) искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.

Б) исторический факт, описывающий какие-то определенные события

В) все перечисленное

  1. Структура культуры предполагает, что:

а) устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая ее стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта

б) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг к другу

в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая ее существование

  1. В соответствии со структурой культуры, предложенной Э.А. Орловой, выделяются два уровня культуры:

а) обыденный и специализированный

б) естественнонаучный и гуманитарный

в) трансцендентный и рациональный

  1. В рамках специализированной культуры организационный блок включает в себя:

а) хозяйственную, политическую, правовую культуры

б) образование, просвещение, массовую культуру

в) религиозную, художественную, философскую, научную культуру

  1. Какие каналы трансляции социально значимого опыта существуют, согласно концепции Э.А. Орловой?

а) сфера образования, СМК, учреждения культуры

б) экономика, политика, право

в) наука и техника

  1. Кто из ученых занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины "человек толпы", "человек-масса"?

а) Х. Ортега-и-Гассет

б) Д. Белл

в) Э. Тоффлер

  1. Какие выделяются сферы проявления массовой культуры?

а) все перечисленное

б) "субкультура детства", массовая образовательная школа, средства массовой информации, система национальной или государственной идеологии

в) массовая социальная мифология, индустрия рекламы, моды, индустрия физического имиджа, индустрия досуга, Интернет

  1. Какие четыре основных функциональных блока культуры выделил Т. Парсонс?

а) адаптивный, целедостигающий, интегративный, функции воспроизводства культуры

б) экономический, политический, философский, религиозный

в) все перечисленные

  1. Какие можно выделить функции культуры?

а) социализации и инкультурации, ценностную, коммуникативную, познавательную, информационную, деятельностную, символическую


















8. Ж.Ж. Руссо считал культурные народы:

а) "испорченными", морально "развращенными" по сравнению с первобытными народами;

б) "более совершенными", чем первобытные народы;

в) "нейтральными" и "чистыми".

9) Какой немецкий философ понимал развитие культуры как совершенствование разума?

а) И. Кант;

б) И.Г. Фихте;

в) И.Г. Гердер.

10. Первое научное определение культуры, которое дал английский ученый Э.Б. Тайлор:

а) Культура… слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;

б) Культура - живой организм в действии, изучение структуры которого включает в себя изучение функций структурных элементов в отношении друг к другу, и в отношении к целому;

в) Культура - это прогресс общества в стремлении к Богу.

11. Кто из представителей функциональной школы связывал функционирование культуры с удовлетворением деятельностных потребностей человека?

а) Б. Малиновский;

б) А.Р. Рэдклифф-Браун;

в) А.Н. Уайтхед.

12. Создателем культурного релятивизма является:

а) М. Херсковиц;

б) З. Фрейд;

в) Й. Хейзинга.

13. В рамках какого направления происходит включение личности в культуру?

а) психологической антропологии;

б) функционализма;

в) структуральной антропологии.

14. Основные разделы культурологии:

а) все перечисленные;

б) онтология культуры, гносеология культуры, морфология культуры, культурная семантика;

в) антропология культуры, социология культуры, социальная динамика культуры, историческая динамика культура, прикладная культурология.

15. Какие методы используются в культурологии?

а) все перечисленные;

б) эмпирические и компаративные;

в) математического моделирования;

г) структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ.

16. Профессиональная культура предполагает:

а) все перечисленное;

б) профессиональную компетентность;

в) социальную компетентность.

17. Что изучает гносеология профессиональной культуры?

а) основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутреннюю структуру и методологию;

б) эволюцию форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности;

в) представление о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия.

18. Предметом культурологического анализа инженерной деятельности выступает:

а) все перечисленное;

б) ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования;

в) взаимодействие и взаимопонимание между профессиональным инженерным сообществом и другими общественными структурами, и внутри него.

19. Главные черты гуманистического типа мышления:

а) осмысление и жизненное воплощение нравственных принципов, ограниченное сочетание логики и здравого смысла, чувства и разума;

б) эволюционность, структурность, функциональность;

в) психологичность, установку на естественнонаучную парадигму.

20. Какому типу культуры соответствует: цивилизация, покорение, закон, норма, рассудок, рационализм, анализ, дедукция и др.?

а) техногенный;

б) гетерогенный;

в) мифологемный.




Случайные файлы

Файл
113373.rtf
114814.rtf
49804.rtf
101344.rtf
549-1.rtf